Ж

Жад

ЖадЖАД, нефрит, разновидность минерала актинолита (FeO·3CaO·4SiO2), плотного спутанно-волокнистого строения. Цвет его белый, серый, яблочно-зеленый до темно-зеленого, иногда со слоистой или пятнистой окраской; черта белая, блестящая; в отшлифованном виде имеет масляный блеск; просвечивает по краям; наощупь несколько жирен; излом занозистый; весьма вязок; твердость 5,5—6,0; удельный вес 2,9—3,1. Жад плавится с большим трудом, чем отличается от похожего на него минерала жадеита. В доисторические времена из него выделывали различного рода орудия. В настоящее время жад ценится в Средней и вост. Азии и Австралии как материал для выделки украшений, чашек, ваз, шкатулок, сабельных эфесов и др. В Китае для подделки нефрита идет зеленый везувиан. Добывается как в коренных месторождениях (в областях кристаллических сланцев), так и в виде галек и валунов. Главнейшие месторождения находятся в Китайском Туркестане (по рекам Яркенд и Кашгар), Новой Зеландии, юж. Китае (Юннан, Гань-Су), в Силезии (Иордансмюле) и Штирии. В СССР нефрит в виде валунов травяно-зеленого цвета встречается в Бурято-Монгольской АССР.

Подробнее...

Жаккардова машина

ж

ЖАККАРДОВА МАШИНА, жаккардова каретка, представляет собой зевообразующий механизм в ткацком станке, применяемый для выработки сложноузорчатых тканей, когда число групп одинаково переплетающихся основных нитей очень велико.

Подробнее...

Жалюзи

Жалюзи

ЖАЛЮЗИ, решетчатые оконные ставни, весьма распространенные в южных странах, служащие для защиты от палящих полуденных лучей солнца. В простейшем своем виде деревянные жалюзи, подобно глухим ставням, делаются створными и состоят из рамы или обвязки, середина которой имеет решетчатое заполнение из дощечек, поставленных наклонно и на некотором расстоянии одна от другой. Наклон к горизонту с уклоном в направлении наружу делается в 45°, причем пластинки шириной 10—12 см и толщиной 1—1,5 см располагаются так, что каждый верхний ряд несколько (на 12—15 мм) перекрывает нижний, с промежутком в 5—6 см (фиг. 1). Жалюзи препятствуют прониканию солнечных лучей или косого дождя, но пропускают в достаточной мере и свет и воздух. Жалюзи, не допуская заглядывания в окна снаружи, не мешают вместе с тем видеть из комнаты, что делается за окном, и отчасти предохраняют от мух, комаров и других насекомых, а также и от уличной пыли.

Подробнее...

Жаропонижающие средства

ж

ЖАРОПОНИЖАЮЩИЕ СРЕДСТВА, вещества, обладающие способностью понижать температуру больного организма. Обыкновенно они обладают также и болеутоляющим (анальгезирующим) действием. Жаропонижающее и анальгезирующее действие у ряда ароматических соединений сопровождается антисептическим действием. К главнейшим жаропонижающим средствам относятся: антипирин, в последнее время часто применяющийся в соединении с салициловой кислотой под названием салипирина; пирамидон; цитрованиль, состоящий гл. обр. из лимоннокислого пирамидона; тригемин - химическое соединение пирамидона и бутилхлоралгидрата; антифебрин (см. Анилиды), вследствие своей ядовитости применяющийся мало, гл. обр. в ветеринарной практике; фенацетин (ацетофенетидин) гораздо менее ядовитый, чем предыдущие, и реже вызывающий побочные явления; лактофенин (лактил-фенетидин), действующий сильнее фенацетина; салициловая кислота и салициловый натр, кроме жаропонижающего действия, обладающие хорошим антисептическим свойством; аспирин - широко распространенное жаропонижающее и анальгезирующее средство; салол, фениловый эфир салициловой кислоты, распадающийся в кишечнике на салициловую кислоту и фенол. Жаропонижающими свойствами обладают и другие вещества, редко употребляемые в качестве специально жаропонижающих средств (бензол, нафталин, гваякол, креозот).

Подробнее...

Жасмин (ложный, чубушник, настоящий)

Жасмин ложный (чубушник)

ЖАСМИН. 1) Ложный жасмин, чубушник, Philadelphus coronarius L., небольшой кустарник из семейства Philadelpheae, произрастающий в горах Кавказа, на Амуре, в лесах южного Тироля и Венгрии. Жасмин - прекрасное декоративное растение; он распространен в садах почти по всему СССР. Древесина жасмина плотная, с широкой сердцевиной, шла на изготовление чубуков. Из мелких ветвей добывают черную краску; цветы идут на изготовление духов, а иногда употребляются как суррогат чая. Кроме дикого жасмина, в садах разводят целый ряд различных видов этого кустарника, произрастающих в Северной Америке, например Р. latifolius Schrenk и др.

2) Жасмин настоящий, Jasminum officinale L. и J. fruticans L., низкорослые кустарники из семейства Oleaceae Linde, произрастающие дико в Закавказье; их разводят в садах и парках как декоративные растения, а также для добывания душистых эфирных масел.

Подробнее...

Жасминное масло

ж

ЖАСМИННОЕ МАСЛО, эфирное масло цветов жасмина (Jasminum grandiflorum и J. officinale), не может получаться перегонкой с водяным паром, а исключительно методом анфлеража или путем экстракции. Жасминное масло обычно поступает в продажу в виде «помад» или твердого цветочного масла (Essence concrete), т. к. выход чистого масла при экстракции не превышает 0,07%, тогда как при анфлераже удается его получить до 0,25%; добывается жасминное масло гл. обр. на юге Франции. В состав жасминного масла входят бензиновый спирт, линалоол, уксусные эфиры бензинового спирта и линалоола, метиловый эфир антрацитовой кислоты, жасмон (кетон) С11Н16О и индол. Т. н. германское жасминное масло есть продукт, получаемый экстракцией из цветов чубушника (Philadelphus coronarius); состав этого масла не установлен, однако, во многих случаях германское жасминное масло может заменить французское. Первое можно получать в СССР в Крыму и на Кавказе, второе - в южных и средних областях. Вследствие высокой цены натурального жасминного масла широко распространено применение искусственного, которое получается смешиванием составных частей натурального с другими соединениями, близкими по запаху. Применяется жасминное масло в очень больших количествах в парфюмерном производстве.

Подробнее...

Жезловая система

Жезловая система

ЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА, особый способ сношений между двумя соседними станциями на однопутных железных дорогах для регулирования движения поездов. Основное правило безопасности движения поездов на однопутных железных дорогах заключается в том, что ни один поезд не м. б. отправлен на перегон без разрешения той станции, на которую поезд отправляется. Жезловая система как способ сношения между этими станциями состоит в том, что на каждой станции устанавливается т. н. электрожезловой аппарат, в котором находится жезл, электрически связанный с таким же жезлом соседней станции, и притом таким образом, что из этих двух жезлов м. б. вынут только один. Этот жезл и служит разрешением на следование по перегону до соседней станции и выдается машинисту каждого поезда или паровоза, отправляемого на перегон. Без жезла ни один поезд или отдельный паровоз не вправе проследовать со станции в пределы перегона, если он не имеет на то специального письменного распоряжения. При наличии у машиниста жезла никаких других письменных документов не требуется, а равно не требуется никаких других сношений о том, что путь свободен. Жезловые аппараты на двух соседних перегонах устанавливаются различных типов. Тип аппарата обозначается буквами латинского алфавита, для чего к аппарату прикрепляется табличка с обозначением той или иной буквы. Для аппаратов каждого перегона имеется своя серия жезлов, которые могут быть вложены исключительно только в аппараты этого перегона и не подходят к аппаратам смежных перегонов. Взаимозамыкающие электрожезловые аппараты двух соседних станций соединяются между собой линейным проводом и образуют электрическую цепь, которая носит название жезлового перегона.

Подробнее...

Железнодорожная сигнализация

Железнодорожная сигнализацияЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, система условных знаков (сигналов), которыми жел.-дор. агенты уведомляют друг друга о разных обстоятельствах, относящихся к движению поездов. Необходимость железнодорожной сигнализации обусловлена тем обстоятельством, что во многих случаях жел.-дор. практики нет возможности передать необходимое уведомление на словах или письменно; например, когда нужно своевременно сообщить приближающемуся к станции поезду, может ли он быть принят на станцию, ему подается условный знак специальным сигнальным прибором - семафором. С сигналом не следует смешивать разные встречающиеся на ж. д. надписи, например: «свисток», «закрой поддувало», «место остановки паровоза» и т. п.

В какие бы формы железнодорожная сигнализация ни выливалась, она должна удовлетворять следующим требованиям: 1) быть понятна и доступна наименее образованным ж.-д. служащим (например путевым сторожам); 2) быть возможно более простой (например, требование остановки поезда - красный цвет); 3) гарантировать от недоразумений (например, к какому из двух рядом стоящих поездов относится данный сигнал); 4) быть последовательной, т. е. один и тот же сигнал при всяких обстоятельствах должен означать одно и то же. Железнодорожная сигнализация, не удовлетворяющая этим требованиям, в особенности при мало подготовленных агентах, не только не способствует безопасности движения, но зачастую и сама ведет к катастрофам.

Подробнее...

Железное дерево

ж

ЖЕЛЕЗНОЕ ДЕРЕВО, Parrotia persica С. A. Mey, дерево из семейства Hamamelideae R. Br., произрастающее в Закавказье (Ленкорань). Железное дерево отличается чрезвычайно медленным ростом и в возрасте 150 лет имеет диаметр всего лишь в 30 см, но все же встречаются деревья высотой 21 м, при диаметре в 61 см, весьма полнодревесные (видовое число 0,45—0,55). Железное дерево растет преимущественно в низменных местах, невысоко поднимаясь в горы, совместно с дубом, кленом и грабом, предпочитая влажные затененные места. Древесина железного дерева, весьма плотная, мелкого сложения, слабо красноватого цвета, очень твердая, крепкая и чрезвычайно тяжелая, доставляет прекрасный материал для столярного и токарного дела. Выжигаемый из древесины уголь обладает весьма высоким качеством. Под названием «железного дерева» в торговле встречается еще целый ряд тропических древесных пород с плотной и тяжелой древесиной, удельного веса 1,15.

Подробнее...

Железные дороги однорельсовые

Железные дороги однорельсовые

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ОДНОРЕЛЬСОВЫЕ устраиваются вместо двухрельсовых, отчасти для уменьшения количества рельсового металла, но гл. обр. с целью достижения возможно большей поворотливости на кривых. Они применяются гл. обр. для промышленных целей, но могут служить и для перевозки пассажиров. По расположению вагона их можно разделить на наземные, в которых вагон расположен выше уровня рельса (центр тяжести - выше точки опоры), и подвесные, в которых вагон находится ниже рельса (центр тяжести - ниже точки опоры). Кроме однорельсовых железных дорог в собственном смысле слова, имеющих только одну точку опоры для колеса, к этим же дорогам причисляют и дороги, снабженные дополнительными опорными точками, назначение которых, однако, только поддерживать равновесие при передаче всего вертикального давления на основное колесо. К последнему типу относятся следующие пассажирские дороги: Пальмера, Фелля, Ле-Рой-Стоуна, Лартига (железнодорожная линия Listowel-Balyb Union, фиг. 1), Бера (фиг. 2), Мейгса (пробная линия в Бостоне, фиг. 3), Дитриха, Кука, Эноса, Лемана; большинство их, однако, не вышло из стадии опытов и не получило распространения.

Подробнее...