Заводское строительство

Заводское строительство

ЗАВОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, промышленное зодчество, часть специальной архитектуры, трактующая о сооружении зданий для промышленных предприятий. С развитием техники и механизации производственных процессов промышленные предприятия сделались гораздо обширнее и сложнее; возникли новые методы работы, которые потребовали новых приемов планировки рабочих помещений и привели к организации производства по принципу согласованных между собою непрерывных рабочих потоков. Т. о., в задачи современного заводского строительства входит не только создание помещений, в которых м. б. установлено некоторое механическое оборудование, но и создание целых архитектурно-производственных комплексов, причем строительные проблемы не м. б. резко отделены от проблем технологических. Помимо этого, громадную роль стали играть требования профессиональной гигиены, промышленной санитарии и охраны труда.

Проблема заводского строительства может быть сведена к следующим основным задачам: 1) целесообразное использование территории, с учетом возможности планомерного расширения в будущем отдельных производственных единиц без нарушения общей производственной схемы предприятия; 2) постройка зданий, отвечающих условиям производства; 3) обеспечение предприятия необходимыми транспортными путями и устройствами; 4) снабжение предприятия энергией, водой и отвод сточных вод; 5) обеспечение предприятия противопожарными средствами и 6) устройство необходимых вспомогательных помещений и санитарных приспособлений для рабочих.

Помимо этих технических задач, особенное значение в заводском строительстве приобретают вопросы экономики, которые здесь связаны с целым рядом специфических условий. Главным из них является, конечно, срок действия предприятия: чем меньше расчетный срок эксплуатации предприятия, тем более упрощенные типы зданий и конструкций должны находить применение; но даже в случае длительного срока работы экономические подсчеты иногда обнаруживают выгодность более крупных ежегодных затрат на поддержание зданий, построенных менее капитально, чем единовременное вложение крупных средств. Второе важное условие заключается в том, что при непрерывном техническом прогрессе нередко бывает, что вполне еще исправное производственное оборудование через 10—20 лет оказывается с точки зрения новой техники совершенно устаревшим (моральный износ) и неспособным конкурировать с более новым типом. Между тем замена старого оборудования новым далеко не всегда бывает возможна в прежнем здании. В виду этого в 3ападной Европе, и особенно в Америке, очень сложное и дорогое оборудование часто устанавливается в легких и дешевых зданиях, рассчитанных на короткий срок амортизации. Степень капитальности зданий зависит также и от рыночной стоимости выпускаемого фабриката, так как дорогие фабрикаты допускают, естественно, и большие накладные расходы по амортизации. Наконец, экономика заводского строительства нередко тесно связана и с производственными условиями: например, опасные в пожарном отношении производства рискованно помещать в легких сгораемых зданиях; в некоторых отраслях промышленности приходится считаться с наличием условий, разрушительно действующих на те или другие виды строительных материалов, и в этом случае может оказаться необходимым применение более дорогих и капитальных конструкций, чем это требуется прочими условиями производства.

В состав заводского предприятия обычно входят следующие здания: 1) производственные здания (мастерские, цехи); 2) складочные помещения; 3) здание силовой станции; 4) административное здание (заводоуправление); 5) здание ремонтной мастерской, обслуживающей ремонтные нужды предприятия; 6) здания вспомогательного назначения: табельная, или проходная контора, пожарный сарай, гараж, конный двор и т. п.

Основное место на территории заводского предприятия занимают обычно чисто производственные здания, которые м. б. одноэтажными и многоэтажными, причем выбор между ними определяется гл. обр. характером производства. Целый ряд производств, относящихся к тяжелой индустрии и связанных с применением крупных и тяжелых машин, печей и т. п. устройств, естественно, м. б. располагаем только на поверхности земли; то же относится и к рабочим помещениям, в которых производится обработка или сборка особенно тяжелых и крупных изделий (например, машин, вагонов, паровозов, мостовых конструкций). Для удобного размещения оборудования и обрабатываемых объектов обычно требуются большие помещения, свободные по возможности от опор; для перемещения значительных тяжестей в таких помещениях обычно устраиваются мостовые катучие краны большой грузоподъемности, требующие большой высоты помещения. Т. о., для тяжелой индустрии наиболее целесообразными оказываются одноэтажные здания, значительные по площади и высоте, с большими пролетами и освещаемые, хотя бы частично, верхним светом. Производственные помещения средней индустрии м. б. размещаемы как в многоэтажных, так и в одноэтажных зданиях, причем последние имеют меньшие пролеты и высоту. Многоэтажные здания дают компактное решение схемы производственных потоков, в значительной мере сокращают потребную площадь земельного участка и нередко уменьшают длину и сечение трубопроводов, электросети и транспортных путей, но значительная нагрузка пола требует устройства массивных междуэтажных перекрытий и капитальности сооружения. Это обстоятельство, а равно необходимость вертикальных транспортных устройств и средств сообщения, значительно усложняет конструктивную схему здания и большей частью исключает возможность применения облегченных конструкций. К этому нужно добавить, что в многоэтажных зданиях не удается достигнуть достаточной равномерности освещения естественным светом. В силу сказанного, вопрос о размещении производственных цехов средней индустрии не м. б. в общей форме разрешен ни в том, ни в другом направлении. Во всяком случае, в производствах, в которых, по прочим условиям производства, допустимы здания упрощенной и облегченной конструкции, одноэтажное расположение может дать существенные выгоды, и преимущество многоэтажных зданий м. б. доказано только обоснованными экономическими подсчетами. Нужно при этом иметь в виду, что одноэтажные здания позволяют без особых затрат увеличивать пролеты и высоту помещения, что играет большую роль в случае морального износа оборудования.

Т. о., для средней индустрии основным типом производственного помещения следует признать одноэтажные здания облегченной конструкции. В пользу многоэтажного варианта нередко приводится соображение об удобстве и надежности укрепления трансмиссии и приводов к массивным междуэтажным перекрытиям, но, поскольку в последнее время трансмиссионная передача энергии уступает место индивидуальным моторам, это соображение начинает терять свое значение. Нельзя, однако, упускать из вида, что в одноэтажных производственных помещениях при верхнем свете приходится серьезно считаться с инсоляцией, т. е. с нагреванием помещения солнечными лучами. Для легкой индустрии одноэтажные здания уже не представляют таких преимуществ, и в местностях со знойным летом и с суровой зимой многоэтажные здания с их меньшей поверхностью нагревания и охлаждения могут представлять значительные производственные, санитарные и экономические выгоды. Наконец, многоэтажные здания оказываются экономически целесообразными в тех случаях, когда обработке подвергаются рыхлые сыпучие или жидкие материалы, которые под влиянием собственного веса могут ссыпаться или стекать в вертикальном направлении, переходя от одной стадии обработки к другой. В этом случае оказывается возможным поднять сырье один раз в вертикальном направлении и получать в нижнем этаже, без затрат на вертикальный спуск, полуфабрикат или готовый фабрикат (мельницы, элеваторы). В современных фабрично-заводских предприятиях лишь редко бывает, что все производственные операции носят во всех стадиях обработки единообразный характер. В большинстве случаев готовый продукт получается в результате разнообразнейших производственных процессов, требующих как сложных и тяжелых орудий обработки, так и самого легкого оборудования. Любая современная машина, станок или двигатель состоят из большого числа элементов, которые по характеру своего изготовления м. б., с одной стороны, отнесены к объектам средней или тяжелой индустрии (станина, вал, якорь, ротор), а с другой - к мелкой индустрии (болты, гайки, масленки). Поэтому, при строительстве крупных фабрично-заводских предприятий в большинстве случаев приходится на одной и той же территории применять как одноэтажные, так и многоэтажные здания, причем нередко встречаются комбинированные типы, в которых одна часть является многоэтажной, а другая - одноэтажной.

Все сказанное выше о производственных зданиях в известной мере относится и к складочным зданиям, которые, в зависимости от характера, объема и веса материалов, строят одноэтажными или многоэтажными. Для тяжелых, малоценных и устойчивых против атмосферных влияний материалов вполне целесообразны легкие дешевые складочные здания (сараи, амбары, навесы и т. п.); наоборот, цепные изделия, требующие для хранения определенных температурных и атмосферных условий, целесообразно размещать в больших капитальных отапливаемых зданиях, причем многоэтажные нередко имеют преимущество компактного хранения и концентрированного обслуживания. В зависимости от условий хранения и от характера производимых в складочных помещениях операций эти помещения могут приобретать характер рабочих помещений. Устройство производственных и складочных зданий, а равно зданий силовых и тепловых станций регулируется специальными издаваемыми в законодательном порядке правилами. Устройство прочих зданий, входящих в состав фабрично-заводских предприятий, регулируется общими правилами гражданского строительства.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 - 1929 г.