Заграждения (постоянные, плавучие, минные) в военном деле

Заграждения в военном деле

ЗАГРАЖДЕНИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ - искусственные преграды, устанавливаемые с целью воспрепятствовать проходу кораблей противника или для предохранения от неприятельских торпед и плавающих мин. 3аграждения ставятся как для защиты фарватеров, гаваней целых водных пространств и рек, так и для защиты отдельно стоящих военных кораблей. 3аграждения бывают: постоянные (неподвижные), плавучие и минные.

Постоянные заграждения служат самостоятельным средством обороны таких проходов и водных районов, пользование которыми не предполагается; к ним относятся: каменные наброски, плотины, молы, ряжи и эстакады. Постоянные заграждения применяются только на небольшой глубине и на реках с очень тихим течением. Простейший вид постоянного заграждения представляют собою затопленные суда, загруженные балластом. Затопляемые суда после их загрузки ставят на якоря поперек фарватера, соединяют между собой и берегом цепями или стальными тросами и, открыв кингстоны, затапливают трюмы водой.

Более сложные заграждения воздвигают, пользуясь ряжами или эстакадами. Последние требуют очень продолжительной работы, делаются обычно в мирное время и редко применяются на реках. Ряжи представляют собою бревенчатые срубы, наполненные глиной или камнями и погружаемые на дно под горизонт воды. Для пропуска своих судов в ряжах оставляют ворота, не доводя их (около 2 м) до горизонта воды. При глубинах менее 8—9 м, небольших течениях и подходящем грунте забивают в шахматном порядке куски свай, а между ними натягивают плавучий бон из бревен с цепями.

При крепком дне и небольшой глубине можно впускать рогатки из рельсов. Наконец, очень удобны заграждения из подводных плотиков. Такие заграждения были применены американцами, и сущность их заключается в следующем: заграждение ставится из бревен, связанных в плотики по четыре, с промежутками между бревнами около 0,6—1,0 м. Отдельные плотики соединяют между собой цепями и ставят один от другого на расстояние менее ширины одного корабля. Один край плотика загружается ящиками с камнями, чтобы он плотно упирался в дно реки, другой же край поддерживается на плаву близ поверхности воды, привязанный к бревнам анкерами. Чтобы усилить действие этого заграждения, верхние концы бревен заостряются и снабжаются чугунными или железными наконечниками.

Плавучие заграждения предназначаются гл. обр. для охраны в приморских крепостях якорных стоянок военных кораблей от атак миноносцев, подводных лодок и торпедных катеров. Плавучие заграждения имеют по сравнению с постоянными то преимущество, что применимы при всяком грунте, любой глубине фарватера и скорости течения, сравнительно легко и быстро устанавливаются и снимаются и меньше стесняют плавание своего флота. Невыгоды же плавучих заграждений заключаются в том, что их сопротивление прорыву неприятельских судов гораздо меньше, чем у постоянных заграждений, в виду возможности их уничтожения путем взрыва. При плавучих заграждениях часто употребляются в качестве вспомогательных средств сети против прохода подводных лодок и торпед неприятеля.

По своей конструкции плавучие заграждения разделяются на тяжелые боны и легкие якорные. К тяжелым бонам относится английский бон (фиг. 1), звено которого состоит из 9 квадратных брусьев с поперечным сечением 30х30 см; средний брус срезан по диагонали, и через образующиеся трехгранные отверстия пропущены три 6-дюймовых проволочных троса; звенья бона скреплены вдоль перекрестными железными полосами, а по концам хомутами, которые для связи соединены цепями длиной 1,2 м.

Английский бон

Бон (фиг. 2), предложенный в свое время для защиты Антверпена, состоит из ряда плотов, поддерживающих протянутые по разным направлениям цепи.

Бон

Заслуживают внимания по удобству конструкции боны системы Кольза (фиг. 3): продольные цепи поддерживаются через каждые 31,7 м двумя бревнами, укрепленными на якорях; цепи, кроме того, переброшены и по диагонали.

Конструкция бона системы Кольза

Для быстрой наводки и разводки концы якорных цепей отцепляют от бревен и удерживают на поплавках, а все заграждения может быть подтянуто к берегу воротами. За плавучими заграждениями необходим постоянный надзор и уход, для чего требуются мощные портовые плавучие средства (буксиры, килекторы и т. и.).

Сетевое заграждение состоит из сетей, подвешиваемых к плавучестям из буйков, пробковых рукавов или подвешиваемых на специальных отводах к бортам судов. Противоторпедные сети, носимые кораблями, выделываются в виде круглых ячеек диаметром 0,5 м из стальной проволоки и имеют целью гл. обр. задержать выпущенную неприятелем в корабль торпеду. В виду громоздкости корабельных сетей ими пользуются исключительно на стоянке судов в открытых водных районах, не огражденных другими противоторпедными средствами.

Сети противолодочные (фиг. 4) выделываются из толстого стального троса (окружностью 50—75 мм) и состоят из четырех- или треугольных ячеек со стороной в 3—4 м.

Сети противолодочные

Стоимость такого заграждения значительна, обращение с ним в открытом море весьма затруднительно, нужны большие плавучие буи и тяжелые якоря (2-З тонны). Легкие противолодочные сети английского образца обычно плетутся из тонких стальных или пеньковых тросов; их ячейки имеют также квадратную форму. В виду своей легкости эти сети поддерживаются на плаву небольшими буйками, вследствие чего они отличаются легкостью обращения и малой видимостью. Попавшая в сеть подводная лодка автоматически взрывается специальными подрывными патронами, подвешенными к сети.

Минные заграждения, не исключая вышеуказанных средств, служат весьма важной и надежной преградой и обладают следующими преимуществами: а) они применимы во всяком месте, б) устанавливаются быстро и легко и в) не только задерживают неприятеля, но и наносят ему вред, разрушая подводную часть судна.

Заграждения в военном деле

Заграждения минные

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 - 1929 г.