Волнолом

Волнолом

ВОЛНОЛОМ, массивное сооружение в виде отдельно стоящей продольной дамбы, ограждающей рейд морского порта от волнения; для причала судов волноломы не служат. По форме волноломы имеют вертикальные или наклонные стенки, но бывает и промежуточная форма - основание с пологими стенками, на котором возведен массив с вертикальными стенками. Размеры и конструкция волноломов зависят от силы волнения, положения порта, от свойств дна, от употребляемого для постройки материала. В портах с приливами волноломы подвергаются, кроме действия волнения, действию течения во время прилива и отлива. Постройка волнолома изменяет условия воздействия воды на дно вблизи него и может вызвать усиление размыва, почему подошва волнолома на размываемых грунтах д. б. защищена от этого размыва. Размеры волн зависят от силы ветра и расстояния от берега в направлении действия ветра. Поэтому волноломы располагаются обычно нормально к направлению ветра, наиболее часто повторяющегося и вызывающего наибольшее волнение.

По роду употребляемого материала волноломы м. б.: смешанными из дерева и камня, каменными, бетонными сплошными, из бетонных массивов и т. д. На фиг. 1 изображен волнолом в Буффало, на озере Эри, трапецеидального сечения с пологими откосами (размеры в м).

Волнолом в Буффало

Внутренняя часть А исполнена из наброски камней весом до 1 тонны и более; на откосы уложены еще более крупные по весу камни. Стремление связать между собой тяжелые массивы, чтобы затруднить возможность переброски их через гребень волнолома, привело к конструкции, изображенной на фиг. 2, представляющей волнолом в Марселе, построенный на песчаном основании из естественных и искусственных массивов.

Волнолом в Марселе

Строение этого волнолома таково: центральная часть 1 состоит из щебня и обломков камня; следующие слои состоят: 2 - из камней весом 3—100 кг, 3 - из камней весом 100—1300 кг, 4 - из бетонных массивов весом 1,3—3,9 тонны, 5 - из естественных камней весом свыше 3,9 тонны и 6 - из бетонных массивов весом свыше 33 тонн (размеры на фиг. даны в м).

Наружную часть волнолома иногда, для разбивания набегающей волны, покрывают наброской из искусственных массивов (фиг. 3 - гавань Ливорно).

Волнолом

На слабых грунтах и больших глубинах массивная часть волнолома возводится на призме из каменной наброски (фиг. 4 - порт Коломбо; размеры на фиг. в м).

Волнолом - порт Коломбо

Волнолом в Нью Гевене устроен из массивов объемом до 45 м3 (100 тонн веса). Еще более крупные массивы образуются посредством заполнения бетонных или железобетонных ящиков, затапливаемых на месте, после установки их на плаву, и затем заполняемых бетоном. Так устроен волнолом в Зеебрюгге и в Бильбао (Гасконь), а также в Туапсе (фиг. 5; размеры на фиг. в м).

Волнолом - Туапсе

Концы волнолома обыкновенно делают еще более массивными, чем тело. Вообще волноломы являются весьма ответственными сооружениями порта, и от правильного устройства их в значительной мере зависит безопасность порта.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 - 1928 г.