Калька

Калька

КАЛЬКА, б. или м. прозрачный тонколистовой гибкий материал, выделываемый из волокнистого основания (бумага, ткани) соответственной пропиткой. Калька применяется главным образом в полиграфической промышленности при копировании чертежей и рисунков, для защиты изображений (подлинников и воспроизведений), например, в книгах, для украшений, транспарантов и т. п.; некоторые виды калек вследствие своей относительной газо- и влагонепроницаемости, а также известной стойкости против химических реагентов и жиров, применяются в качестве укупорочных и перевязочных средств.

Технические требования, предъявляемые к кальке, таковы: 1) она должна обладать достаточной прозрачностью, соответствующей техническому назначению данного сорта кальки; 2) д. б. бесцветной или слабо окрашенной, но с уклоном в голубизну, а не в желтизну (в противном случае затрудняется светокопирование и фотографирование); 3) не должна допускать капиллярного растекания и просачивания красок, туши и чернил; 4) должна обладать вполне гладкой и ровной поверхностью, без склеек, складок, мятых или рваных мест, проколов и заметных пор; 5) поверхность ее д. б. не маслянистой и хорошо принимать карандаш, акварельную краску, тушь, чернила, допуская при этом стирание резинкой, а также по возможности выскабливание и смывание; 6) калька должна обладать достаточной механической прочностью на разрыв, изгиб, загибание и достаточной гибкостью, допускающей накручивание на цилиндры малого диаметра;

7) калька не должна изменяться при длительном хранении (желтеть, делаться ломкой, утрачивать прозрачность); 8) калька должна иметь определенные геометрические размеры, без склеек; наконец, 9) от кальки временного действия требуется точное восстановление первоначальных свойств исходного волокнистого основания - цвета, механической прочности, вида поверхности. Производство кальки основано на заполнении воздухоносных пор между волокнами целлюлозного основания прозрачными веществами с показателем преломления не меньшим, чем у вещества самих волокон. Так как последнее само по себе (в массе) вполне прозрачно, то заполнение пор другим прозрачным наполнителем делает кальку в достаточной мере прозрачной. Вместе с тем это заполняющее вещество должно устранять капиллярность волокнистого основания, делать поверхность кальки гладкой, уничтожать гигроскопичность и предотвращать механические и гигроскопические изменения формы. Разнообразие видов кальки вытекает из возможности весьма различно подбирать состав пропитывающих веществ и способы пропитки, а также из выбора того или другого волокнистого основания. По роду волокнистого основания кальки делятся на бумажные и тканевые. По пропитывающему составу - на смоляные, олифные, желатиновые, керосиновые и т. д. При функциональной классификации можно делить кальки: а) на кальки временного действия, прозрачные лишь в течение некоторого срока и затем превращающиеся в исходное волокнистое основание (гл. обр. бумагу), и б) кальки постоянного действия, навсегда сохраняющие свою прозрачность.

Производство кальки требует, прежде всего, тщательного выбора волокнистого основания, так как последующей пропиткой нельзя исправить основных недостатков этого основания - недостаточной механической прочности, несоответственного цвета, неоднородности или грубости строения и т. д. Если волокнистое основание д. б. бумажное, то берется непроклеенная лучшая папиросная (шелковая) бумага белого цвета. Тканевое основание д. б. полотняного переплетения, все нити которого весьма тонки и однородны по толщине, без узлов и неровностей, белого цвета. Такая ткань д. б. достаточно плотна и вместе с тем тонка; наиболее пригодны для этой цели хлопковые ткани - тонкие сорта коленкора (хотя соответственная калька нередко называется «полотняной» или «восковым полотном»).

Процессы пропитки волокнистого основания кальки довольно разнообразны.

1) Для выделки бумажной кальки временной прозрачности за основание может браться бумага более толстая, чем папиросная. Для пропитки бумагу расстилают на вполне плоской доске (лучше всего на шлифованном стекле) и протирают под значительным давлением мягкой губкой, предварительно погруженной в керосин и затем выжатой; если бумага толста, то ее приходится, перевернув, протереть и с другой стороны. Такая калька восстанавливает свою непрозрачность через несколько недель; в случае надобности этот процесс м. б. задержан на целый год, если держать кальку в герметично закрытой коробке. Для раскраски скопированного рисунка акварельными красками из кальки предварительно удаляют керосин нагреванием на теплой плите.

2) Другой сорт бумажной кальки с временной прозрачностью получается покрытием основания с одной или с обеих сторон, смотря по толщине, смесью нефтяного осветительного масла (с температурой кипения 150—200°) и тяжелого бензина (с температурой кипения 120—150°), или же других нефтяных или буроугольных фракций с температурой кипения 100—170° или соответственно 160—195°.

3) Примером перехода к кальке постоянной прозрачности может служить бумажная калька с временной (но уничтожаемой по произволу) прозрачностью. Она изготовляется пропиткой бумаги раствором касторового масла в 1, 2 или 3 объемах абсолютного спирта, в зависимости от толщины бумаги; после испарения спирта бумага готова к употреблению и может быть сделана снова непрозрачной погружением в абсолютный спирт. Сохраняющаяся прозрачность бумажной или коленкоровой кальки достигается пропиткой волокнистого основания смолами, восками, олифой, каучуком. В качестве смолы применяется гл. обр. хорошо отбеленный шеллак или копал, растворенный в спирте; однако, слишком большая хрупкость этой смолы вызывает необходимость добавлять к ней другие смолы - сандарак, мастику, венецианский терпентин. Лак наводится на волокнистое основание различными способами: вручную - посредством широкой мягкой кисти, слегка обжимаемой о край сосуда, или пропусканием бумаги через ванну, пропусканием через вальцы, смачиваемые лаком, с последующим распределением лака по волокнистому основанию щетками, и т. д. После покрытия и пропитки калька должна быть просушена, в некоторых случаях - при умеренном нагревании. Отбелка шеллака для кальки производится при помощи животного угля, который предварительно обрабатывают соляной кислотой (1 ч. кислоты на 2 ч. воды) в течение многих дней, а затем весьма тщательно омывают водой и просушивают. Спиртовой раствор шеллака пропускается через уголь, находящийся в воронке с крышкой; носик воронки вставляется в пробку приемника, а этот последний сообщается посредством трубки, проходящей через указанную крышку, с широкой частью воронки. Ниже приводятся рецепты лаков для производства кальки, причем числа относятся к весовым частям соответственных веществ.

4) Коленкоровая калька: элеми 2—4, отбеленного шеллака 10, мастики 2, 96%-ного винного спирта 15; при желании получить более тонкий слой лак разбавляют винным спиртом; или:

5) отбеленного шеллака 20, мастики 3, венецианского терпентина 2—5, винного спирта 50, эфира 10.

6) Бумажная калька: отбеленного шеллака 15, мастики 5, 96%-ного винного спирта 100.

7) Восковая бумажная калька: отбеленного пчелиного воска 10, 96%-ного винного спирта 30, эфира 5; бутылку с этой смесью держат несколько дней в умеренно теплом месте и часто встряхивают.

8) Бумажная калька по Г. Э. Вагнеру: бумагу сначала пропитывают бензином, а затем специальной олифой, которая получается 8-часовой варкой: свинцовых стружек 1, окиси цинка 5, венецианского терпентина 0,5 с льняной олифой 20; после отстаивания в течение нескольких дней осветленную жидкость разбавляют копаловым лаком 5 и спиртовым или эфирным раствором сандарака 0,5—1.

9) Бумажная и коленкоровая калька: бумагу покрывают вареным льняным маслом и, после удаления избытка масла бензином, промывают хлорной водой, а затем обрабатывают перекисью водорода; ткань перед покрытием льняным маслом д. б. покрыта крахмалом; обработка заканчивается вальцеванием.

10) Муслиновая калька: на муслин наносят губкой смесь из скипидара 8, касторового масла 8, канадского бальзама 2, копайского бальзама 1, после чего ткань скатывают и по прошествии 36 часов с нее снимают избыток масляной смеси.

11) Бумажная калька: бумагу пропитывают раствором венецианского терпентина и канифоли в смеси скипидара и четыреххлористого углерода или пропитывают смесью касторового масла и скипидара.

12) Полотняная калька: аппретированное полотно пропитывают составами, применяемыми для пропитки бумажной кальки.

13) Водонепроницаемая пергаментная калька: пергаментную бумагу покрывают тонким слоем лака, разведенного бензином.

14) Бумажная калька: изготовляют сплавлением двух смесей - одну из 5 ч. парафина, 10 ч. канадского бальзама, 50 ч. скипидара, а другую - из 7 ч. парафина, 20 ч. канифоли и 20 ч. элеми; затем их сливают и добавляют 120 см3 скипидара. Полуденным раствором покрывают бумагу 1—2 раза.

15) Калька для окошек в конвертах: растворяют 37 ч. тонко измельченного даммара в 20 г скипидара; к отфильтрованному раствору добавляют 130 г макового масла.

16) Воздухо- и водонепроницаемая калька: бумагу пропитывают коллоидным спиртовым раствором набухшей желатины или агар-агара в спирте и отверждают желатину формальдегидом или квасцами; затем ее покрывают раствором расплавленной смолы, воска и масла, желательно - с добавкой сивушного масла. Такая бумага применяется для обертки сигарет.

17) Бумажная калька: бумагу покрывают смесью из 1 ч. вареного льняного масла и 7 ч. бензинового 20 %-ного раствора каучука.

18) Бумажная калька: на непроклеенную или шелковую бумагу наносят при помощи каменного валика вареное льняное масло, подвергают ее прессовке и с обеих сторон покрывают смесью из 2 ч. раствора копала или янтаря в льняной олифе (экипажный лак) и 1 ч. чистого терпентина; после просушки ее обмывают мыльной водой, затем холодной водой, прессуют и сатинируют.

При использовании кальки, особенно коленкоровой и больших размеров, возможны деформации ее от влаги и нагревания; поэтому кальку следует натягивать на доску и хорошо прикалывать или приклеивать по краям. Черчение производят на глянцевой стороне кальки; для лучшего приставания туши эту поверхность протирают порошком мела. Для той же цели иногда покрывают готовую бумажную кальку раствором гуммиарабика или декстрина, куда полезно добавлять несколько капель раствора хлористого кальция (30° Вѐ) с целью воспрепятствовать чрезмерному высыханию слоя. Для лучшего приставания, к плиточной туши добавляют при натирании мыло, бычью желчь, а также ихтиол. Раскраска чертежа на коленкоровой кальке делается с матовой стороны. Чтобы скрыть поправки, протирают исправленное место минеральным маслом. В тех случаях, когда желают затруднить возможность снятия светокопий с копии на кальке, оборотную сторону копии покрывают светонепроницаемой краской или краской, поглощающей актиничные лучи (например, желтой, красной), или, наконец, подклеивают бумагой. Использованные чертежи на коленкоровой кальке могут быть экстрагированием пропитывающих веществ вновь превращаемы в ткани, которые идут на хирургические перевязки и т. п.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 9 - 1929 г.