Каботаж

Каботажное плавание

КАБОТАЖ, каботажное плавание, морское плавание между портами одного и того же государства с целями перевозки береговых грузов и пассажиров. Технические средства и вообще практика плавания больших судов каботажа ничем не отличаются от технических средств и практики обыкновенных морских сообщений. Вследствие этого установить точные признаки типа специально каботажного судна довольно трудно. Чаще всего под таким названием понимают те небольшие суда, которые плавают по линиям местных сообщений. Плавание это отличается некоторыми особенностями. Так, в громадном большинстве случаев основной целью этого плавания является перевозка грузов между такими пунктами побережья, куда по судовым условиям (отсутствие причалов, малая глубина гавани и пр.) или просто по коммерческим соображениям не заходят большие суда. Кроме того, и основная масса перевозимых при таком плавании грузов слагается из дешевых и не выдерживающих высоких фрахтов товаров: соли, строительного камня, кирпича, черепицы, дров, сена, соломы, овощей, арбузов, дынь и т. п. В большинстве случаев эти суда деревянные, самой дешевой и грубой конструкции, небольшой грузоподъемности, от 20 до 150—200 т, с парусным (обыкновенно двух-, реже трехмачтовым) вооружением, изредка со слабым вспомогательным мотором, позволяющим им двигаться с небольшой скоростью в штилевую погоду (тип лайб, дубов и кочерм Балтийского и Черного морей). Этот тип европейского каботажника заметно отличается от типа каботажника наших дальневосточных окраин. Суровые условия плавания по Охотскому и Берингову морям и перевозка более ценных товаров (пушнины, мануфактуры и колониальных товаров и пр.) между Владивостоком и Камчаткой выработали более совершенный тип каботажника, со стальным корпусом, грузоподъемностью до 600 т, с сильным мотором, который и является главным двигателем судна, несмотря на наличие у него парусного вооружения.

Развитие у нас каботажного плавания в значительной мере тормозится естественными условиями плавания на прилегающих к побережью СССР морях (продолжительная их замерзаемость, малая изрезанность берегов, частые бури и туманы Ледовитого океана, Охотского и Берингова морей). Несмотря на это каботажные перевозки и в настоящее время играют весьма крупную роль в нашем морском транспорте и имеют все шансы для дальнейшего развития. Так, по данным одного Совторгфлота, размеры грузооборота каботажного и заграничного плавания за шесть месяцев определяются следующими цифрами (в тыс. т):

Размеры грузооборота каботажного и заграничного плавания

Эти данные д. б. увеличены на грузооборот частновладельческих судов, которые особенно часто встречаются как раз в составе мелких судов каботажного флота.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 9 - 1929 г.