Инспекция труда СССР

и

ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В СССР была организована декретом от 18 мая 1918 года, объявившим распущенной старую царскую фабричную инспекцию, существовавшую с 1882 г. Основной особенностью, отличающей инспекцию труда в СССР от инспекций труда в буржуазных странах, является ее выборность (рабочие инспектора труда избираются на конференциях профсоюзных организаций или губернским и уездным объединением профсоюзов). Инспекция труда руководствуется декретом об инспекции труда и специальным наказом Наркомтруда СССР (НКТ) (последнее, четвертое, издание этого наказа опубликовано было 24 декабря 1925 г.). По основному декрету от 18 мая 1918 г., инспектор труда имеет своей целью охрану жизни и здоровья трудящихся. Несколько полнее излагает задачи инспекции труда ст. 146 Кодекса законов о труде, издание 1922 г., гласящая: «Надзор за выполнением всеми без исключения учреждениями, предприятиями, хозяйствами и лицами всех постановлений сего кодекса, декретов, инструкций, распоряжений и коллективных договоров в части, касающейся условий труда, охраны здоровья и жизни трудящихся, возлагается на состоящую в ведении Наркомтруда инспекции труда, техническую инспекцию и санитарную инспекцию». В соответствии со ст. 149 Кодекса, наказ подчеркивает, что на инспекцию возлагается не только наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и других актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, но и непосредственное принятие необходимых мер для охраны безопасности, здоровья и жизни работников и работниц.

Согласно наказу, по предъявлении открытого листа, выданного НКТ соответствующей республики, или временного удостоверения, выданного соответствующим органом НКТ, инспектор труда имеет право беспрепятственно посещать во всякое время дня и ночи все предприятия, учреждения и хозяйства своего района и все прочие места, где производится работа, а также все существующие при них учреждения для рабочих (бани, больницы, квартиры, ясли и пр.). При посещении предприятий, учреждений и хозяйств вне места жительства инспектора, инспектору труда предоставляется администрацией соответствующее помещение для служебных занятий и, в случае необходимости, также и для отдыха и ночлега.

В тех случаях, когда при обследовании государственных предприятий, входящих в хозяйственные объединения (тресты и т. п.), обнаружены недостатки, устранение которых связано с крупными материальными затратами, инспектор труда должен не предъявлять требования в обычном порядке непосредственно администрации данной фабрики или завода, а вначале ограничиться составлением подробного описания обнаруженных дефектов. Это описание вместе с точным указанием мероприятий, необходимых для их устранения, инспектор направляет в подлежащие органы НКТ для включения соответствующего требования в договор (соглашение), заключаемый с управлением хозяйственного объединения, об улучшении санитарно-гигиенических условий труда по всем фабрикам и заводам этого объединения на основе учета хозяйственных возможностей последнего. В случае обнаружения особо серьезных недостатков, непосредственно угрожающих жизни и здоровью рабочих, устранение которых не терпит отлагательства, инспектору труда предоставляется право принятия совместно с фабрично-заводским (местным) комитетом или же делегатом профессионального союза экстренных мер, вплоть до закрытия завода, мастерской, остановки машины, двигателя, станка и пр. Эти серьезные мероприятия, согласно наказу инспекции труда, инспектор труда вправе принимать не только при обнаружении нарушения существующего законодательства, но и тогда, когда соответствующие нарушения и принимаемые им меры не предусмотрены в местных постановлениях или распоряжениях органов НКТ (ст. 149 Кодекса).

В случае обнаружения невыполнения действующего законодательства о труде инспектор труда делает обязательные предписания об их устранении (п. «г» ст. 148 Кодекса), привлекает виновных к административной или судебной ответственности (п. «д» ст. 148 Кодекса), а также вправе участвовать в деле в качестве обвинителя. Инспектор труда при возбуждении производства по уголовному делу, входящему в круг его ведения, пользуется, на основаниях, установленных уголовно-процессуальными кодексами союзных республик, правом производить дознание по этому делу. Инспектор труда имеет право, в зависимости от санитарно-гигиенических и технических условий труда в предприятиях, учреждениях и хозяйствах, повышать или понижать для них размер страховых взносов с последующим утверждением этих повышений и понижений в установленном порядке.

Помимо текущего надзора, на инспекцию труда возлагается ряд обязанностей в отношении т. н. предупредительного надзора. Согласно наказу, инспектор труда обязан: а) следить за тем, чтобы постройка, переустройство или капитальный ремонт промышленных предприятий производились по проектам, получившим санкцию органов охраны труда; б) участвовать в комиссиях по осмотру законченных построек, промышленных сооружений перед пуском их в ход, в целях выяснения соответствия этих построек проектам, утвержденным согласно обязательным постановлениям НКТ; в) наблюдать за тем, чтобы ни одно предприятие не открывалось и не было пущено в ход или переведено в другое здание без санкции инспекции труда (ст. 138 Кодекса); г) наблюдать за тем, чтобы при сдаче хозяйственными органами предприятий в аренду в заключаемые договоры вносились пункты, обязывающие арендатора производить необходимый с точки зрения охраны труда ремонт зданий и оборудования.

Помимо обычных территориальных инспекций, обслуживающих определенные уезды или районы более крупных промышленных городов, в СССР существует также т. н. внеучастковая инспекция, имеющая задачей обслуживание тех групп трудящихся, которые отличаются совершенно специфическими условиями труда. В настоящий момент, после ликвидации целого ряда отдельных видов внеучастковой инспекции (строительной, горной, торговых служащих, народной связи и т. п.), остались внеучастковые инспекции: железнодорожного и водного транспорта и сельскохозяйственная.

Инспекторов труда, по последним данным (1928 год), в СССР было 1276, в то время как до революции имелось всего лишь несколько больше 200 фабричных инспекторов, которые осуществляли надзор по охране труда. На одного инспектора труда приходится в настоящий момент около 8000 поднадзорных лиц наемного труда. В составе инспекции труда, по последним данным (1927 г.), имелось рабочих 72,7%, служащих 19,7%, крестьян 6,6%. Из этих цифр ясно вытекает подлинно пролетарский состав выборной инспекции труда в СССР. Членов ВКП(б) среди инспекторов труда было 89,4%. В среднем один член профессионального союза в 1927/28 г. обследовался инспектором труда 1,9 раза, причем для промышленности эта цифра гораздо выше - 3,4, для государственных рабочих близка к средней - 4,7, по остальным группам значительно ниже средней: по транспорту и связи - 0,8, по учреждениям - 0,4, по группам коммунального хозяйства и народного питания - 0,5. Более всего обследуются государственные предприятия, затем частные и, наконец, кооперативные. Число случаев привлечения к судебной ответственности вообще растет почти непрерывно.

Предприятия частные привлекаются к судебной ответственности по охране труда чаще, чем государственные; так, на 100 обследований частных предприятий приходилось привлечений к ответственности: в 1924 г. - 59,8, в 1925/26 г. - 48,6 и в 1926/27 г. - 88,9.

Помимо рабочей инспекции труда, в состав инспекции входят еще технические и санитарные инспекторы. Санитарная инспекция начала фактически создаваться в 1920 г. В настоящий момент в СССР работают 363 санитарных инспектора труда. Кроме проведения текущего контроля за предприятиями, гл. обр. в части профессиональной гигиены и промышленной санитарии, и соответствующей консультации инспекторам труда, санитарные инспекторы проводят еще научно-исследовательскую работу по определению различных профессиональных вредностей и изысканию методов их устранения. Вместе с тем санитарные инспекторы труда организуют медицинское освидетельствование рабочих, следят за правильным учетом и расследованием профессиональных отравлений и ведут широкую санитарно-просветительную работу. Техническая инспекция была создана одновременно с инспекцией труда В настоящее время она работает в составе около 630 человек и имеет своей главной задачей проведение в жизнь техники безопасности на производстве в целях предупреждения несчастных случаев. Одной из главных функций технической инспекции является регулярное освидетельствование паровых котлов для предупреждения возможности их взрывов вследствие изнашивания котельного материала.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 - 1929 г.