Гребной винт

Гребной винт

ГРЕБНОЙ ВИНТ, аппарат для создания в жидкой среде (воде, воздухе) силы тяги, служащей для передвижения в этой среде судов, имеющий в качестве опорных поверхностей поверхности, близкие к винтовым. Водяные гребные винты выполняются, начиная от мелких лодочных, диаметром в 0,25 м, до больших пароходных, диаметром ~6 м. Материалом для изготовления лопастей водяных винтов служат чугун, сталь и специальные бронзы (марганцовистая, фосфористая, Рюбеля и др.). В связи с форсированием легких двигателей, применяемых на легких водяных судах, число оборотов гребных винтов достигает в настоящее время до 2500 об/мин.

В некоторых случаях гребные винты делают с поворотными лопастями, наклон которых можно менять во время работы. Такие винты иногда применяют на подводных лодках, а также на мелких судах, не имеющих реверсивного приспособления для заднего хода; в последнем случае поворотом лопастей шаг винта меняется на обратный. Для подводных лодок поворотные лопасти гребного винт выгодны тем, что при подводном и надводном плаваниях используются различные мощности моторов: в первом случае - электромоторов (менее мощных), а во втором - дизелей (более мощных); изменением наклона лопастей можно приспособляться к тому или иному режиму хода подводной лодки и лучше использовать работу винтов.

При расчете водяного винта необходимо учитывать влияние корпуса судна, сказывающееся в уменьшении скорости жидкости в плоскости винта; это явление называется попутным потоком (см. Движители судовые). Для проверки теоретических выкладок, а также для получения опытных данных, над гребными винтами производятся экспериментальные исследования, которые можно разделить на опыты с моделями и опыты в натуру. Исследование моделей водяных винтов производят в опытных бассейнах (гидроканалах), причем винты испытываются как изолированными, так и в присутствии корпуса судна.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.