Дюкер

д

ДЮКЕР, участок водо- или газопровода под встречаемым на пути их прокладки препятствием (река, канал, дорога и т. п.). Следует различать дюкеры напорные, находящиеся под общим напором сети, и дюкеры сифонные - с естественным напором. К первым относятся все дюкеры напорных водопроводов (фиг. 1 и 2) и газопроводов, ко вторым - дюкеры канализационных (закрытых) водоводов (фиг. 3) и открытых водотоков (фиг. 4).

Дюкер

Напорные дюкеры рассчитывают, пользуясь общим методом расчета напорных трубопроводов (см. Водоснабжение и Газопроводы).

Необходимый напор на прохождение воды через сифонный дюкер, или разница уровней воды верхнего и нижнего бьефов при входе и выходе воды,

Duker 2

где v1 - скорость воды перед дюкером; v2 - скорость воды после дюкера, v - скорость воды в дюкере, l - длина дюкера, R - гидравлический радиус поперечного сечения дюкера, с - коэффициент по формуле Куттера или Базена, g - ускорение силы тяжести.

Дюкер

При v2 = v1 мы имеем:

Duker 4

где

Duker 5

для железных труб λ = 0,025; для чугунных и бетонных труб λ = 0,02; d - диаметр трубы дюкера. Из формулы (2):

Duker 6

Диаметр дюкерной трубы определяется из формулы:

Duker 7

где Q - расход воды. Вейсбах дает для определения величины h (в м) следующую формулу:

Duker 8

где ξ0 = 0,51, ξ = 0,0144+0,01/√v, I - длина дюкера в м; р - смачиваемый периметр дюкера в м; F - площадь поперечного сечения дюкера в м2, v = Q/F в м/сек; Q - количество воды в м3/сек. Для трубчатых дюкеров диаметра d:

Duker 9

Для дюкеров с прямоугольным поперечным сечением высотой а и шириной b:

Duker 10

Количество воды, могущее быть пропущенным через дюкер, определяется из выражения:

Duker 11

Диаметр d рекомендуется брать не менее 0,6 м. Скорость воды в трубе сифона принимается нормально равной 2,0—2,4 м/сек.

Дюкер

Конструкция дюкера всецело зависит от его назначения. При пересечении напорным водопроводным дюкером реки (фиг. 1) последний б. ч. укладывают, следуя поперечному профилю реки, иногда же его располагают в отрытых по дну реки поперечных рвах. При водоснабжении для дюкера берут чугунные фланцевые трубы, применяя в изгибах шарнирные соединения.

При больших диаметрах применяют железные и стальные клепаные трубы. Дюкеры следует устраивать двойными чтобы иметь возможность произвести ремонт одной из труб в случае ее порчи, не останавливая водоснабжения. Дюкер устанавливают на место в собранном виде, опуская на дно реки или рва на подвесках с особых устроенных для этого помостов. Сборка производится на льду, на плотах или на свайных помостах. При прохождении напорных водопроводных дюкеров под железнодорожными путями дюкерные трубы укладывают в металлических или каменных трубах или же в тоннелях (фиг. 2). В некоторых случаях приходится и при переходах через реки укладывать трубы в тоннелях. На обоих берегах реки имеются смотровые колодцы дюкера, располагаемые несколько выше горизонта высоких вод реки.

Дюкер

Сифонные канализационные дюкеры (фиг. 3). Сечения их должны иметь по возможности малые размеры для обеспечения достаточной скорости текущих через них сточных вод. Устройство перед началом дюкера осадочных колодцев, рекомендуемых некоторыми авторами, является нерациональным, так как это может повлечь за собой загнивание свежих сточных вод от соприкосновения с гниющими веществами в осадочных колодцах. Отсутствие осадочных колодцев (грязеловок) не внушает никаких опасений при правильном устройстве дюкеров, наличии приспособлений для их хорошей промывки (речной, водопроводной или сточной водой) и, в особенности, когда взамен одной уложены две параллельные дюкерные трубы. При общесплавной системе последние берут неодинакового диаметра, заставляя меньшую трубу работать в сухую погоду, а большую - во время ливня. Дюкерные камеры снабжают смотровыми колодцами с боковым входом.

При соединении дюкером двух участков каналов (фиг. 4) дюкер состоит из одной или нескольких (на случай порчи) труб (каменных, бетонных, железобетонных, металлических или деревянных) и из входной и выходной камер, соединяющих концы труб с каналом. Выше дюкера устраивают выпускной шлюз для опоражнивания канала для ремонта дюкера, в нижней же части дюкера делают опорожнительные или спускные отверстия для выпуска воды; для промывки дюкера от грязи, обломков и пр. в нем допускают скорости до 4,5—6,0      м/сек, но при этих условиях необходимо, чтобы при выходе из дюкера вода поступала в пониженный против дна канала бассейн и оттуда уже с уменьшенной скоростью шла в канал. Входная и выходная камеры должны поперечными стенками или крыльями прочно смыкаться с откосами канала. У входа в дюкер ставят решетку для предохранения от попадания в него крупных предметов.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 7 - 1929 г.