Динамометрическая втулка

д

ДИНАМОМЕТРИЧЕСКАЯ ВТУЛКА, прибор для определения тяги и момента, развиваемых на гребном воздушном винте. Конструкция комбинированной динамометрической втулки, дающая одновременно тягу и момент, чрезвычайно громоздка; поэтому более распространенными являются динамометрические втулки, определяющие отдельно тягу и отдельно момент. Динамометрическая втулка служит почти исключительно при исследовательских работах - для нахождения, главным образом в полете на аэроплане, характеристики винтов. Зная кроме элементов, даваемых динамометрической втулкой, также и число оборотов по тахометру и скорость полета по указателю скорости, можно найти (имея тарировку динамометрической втулки) и коэффициенты тяги и мощности винта, т. е.

Dinamometr vtulka 1

в зависимости от Dinamometr vtulka 2. Для определения характеристики винта приходится делать только два разновременных эксперимента с одним и тем же винтом, но разными втулками, получая в каждом случае зависимость соответствующего коэффициента характеристики от λ.

Идея динамометрической втулки состоит в том, чтобы найти максимальные окружные силы, которые действуют на винт, путем измерения соответствующих малых перемещений винта по отношению к валу мотора. В стационарных установках при испытании винтов находят перемещения всей винтомоторной установки (см. Автомобильный двигатель, фиг. 39); на аэроплане же делать такую установку чрезвычайно сложно и громоздко. Динамометрическая втулка, давая полную картину работы винта на самолете, не дает представления о работе изолированного винта. В современных самолетах почти всегда винт надевается непосредственно на вал мотора; т. о., мотор вместе с фюзеляжем находится или в потоке за винтом (при тянущем винте) или в потоке спереди винта (при толкающем); от их присутствия поток винта искажается, и поэтому винт, создавая тягу и потребляя известную мощность, своим потоком действует на находящееся в нем тело и доставляет некоторые добавочные тягу и мощность; эти поправки будут находиться в зависимости от формы и размера тел, находящихся в потоке. Т. о., динамометрическая втулка дает некоторые данные о работе винтов, и поэтому она применяется многими исследовательскими институтами, ведающими исследованием самолетов в натуру. На фиг. представлена конструкция динамометрической втулки комбинированного типа немецкого Испытательного института в Адлерсгофе.

Динамометрическая втулка

Эта втулка надевается обычным путем на конусную часть вала мотора; винт закрепляется на ней обычными фланцами (см. Втулка винта), причем подвижной фланец находится со стороны мотора. Вся измерительная часть расположена спереди (в случае тянущего винта) и состоит из двух частей: части, заклиненной на валу мотора и заключающей в себе цилиндры А и В, и подвижной втулки, в которой закреплен винт; эта последняя передает аксиальную тягу и тангенциальную реакцию винта через посредство стержней поршням, ходящим в цилиндрах А и В. Пространство под поршнями при помощи трубок С и распределителя D связано с регистрирующим прибором, находящимся в кабине. Таким образом, те перемещения, которые имеет винт по отношению к валу, передаются посредством масляной канализации в кабину.

Давление масла, удерживающее в равновесии всю систему, измеряется манометрами, градуированными непосредственно в кгм и кг и отмечающими вращающий момент и осевое усилие винта.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.