Детали машин

Детали машин

ДЕТАЛИ МАШИН, машинные части одинакового назначения, применяемые в неизмененном или лишь частично измененном виде в различного рода машинах. При конструировании деталей машин должно быть учтено значение следующих факторов.

1) Назначение. Детали машин должны выполнять свои функции с необходимой и достаточной для правильного действия всего механизма степенью точности и надежности. Это требование должно быть выполнено при производстве деталей машин наиболее экономичным способом в смысле расхода материалов и работы.

2) Усилия, действующие на детали машин. Вызываемые ими напряжения не должны превосходить допускаемых для данного материала. Передача усилий как внутри деталей машин, так и с одной детали машин на другую должна совершаться наиболее кратким путем; следует избегать, там, где возможно, возникновения изгибающих и крутящих моментов. Необходимо стремиться применять статически определимые системы; учитывать влияние деформаций, возможных как вследствие действия внешних усилий, так и под влиянием изменений температуры; в быстроходных машинах учитывать возможность вибраций; избегать резких изменений сечения и острых входящих углов, в случаях же неизбежности применения их принимать во внимание вызываемое этим увеличение напряжений.

3) Производство. Форма деталей машин должна быть согласована с материалом и способом изготовления (отливка с машинной или ручной формовкой, отковка вручную или в матрицах, штамповка, выработка из штанги и т. д.). Для литых частей стремятся понизить стоимость моделей и формовки, для крупных деталей машин при одиночном изготовлении предусматривают возможность формовки шаблонами, без модели. Шишечные отверстия д. б. расположены таким образом, чтобы обеспечивать правильное положение шишки при формовке и во время литья.

Необходимо учитывать возможное смещение мелких приливов и частей отливки, не соединенных наглухо с моделью; мелкие части крупных отливок, требующие точной обработки, выгоднее отделять от основной части и обрабатывать отдельно; при распределении сечений в отливке стремятся достигнуть одновременного застывания ее, чем в значительной мере устраняется опасность образования раковин и возникновения внутренних напряжений; в случае значительной разности сечений принимают меры для дополнительного охлаждения массивных частей. Для частей деталей машин, откованных в матрицах, употребляют формы, требующие простых матриц и допускающие отковку при наименьшем числе нагревов. При сложных штампованных деталях машин часто бывает выгодно разложить деталь на несколько частей и соединять их электрической сваркой. Обработка д. б. ограничена строго необходимым и производиться при возможно меньшем числе зажимов; при конструировании необходимо сообразоваться с размерами имеющихся на заводе станков и транспортных средств. Ручная обработка исключается совершенно или доводится до минимума. Транспорт и зажим деталей машин во время обработки облегчаются наличием на них приливов, крючков и очков. Сборка облегчается гл. обр. уничтожением ручной пригонки и возможностью производить частичную сборку отдельных групп деталей. Мелкие детали машин, укрепляемые на станине, бывает выгодно окончательно фиксировать при сборке, например, с помощью конических штифтов. Принимают во внимание необходимость разборки и чистки машины; все чувствительные части д. б. легко доступны. Для машин, доставляемых в отдаленные местности, следует считаться с условиями транспорта (железнодорожный габарит, грузоподъемность вагонов, автомобилей, доставка вьючными животными).

4) Нормализация - применение при проектировании деталей машин по возможности исключительно нормальных частей (общегосударственные и заводские стандарты) и лишь в случаях действительной необходимости - специальных конструкций.

Строго научной классификации деталей машин пока нет, и они разделяются по их функциям следующим образом. 1) Скрепления - детали машин, служащие для соединения отдельных частей машин: а) разъемные: винты, болты, клиновые соединения, шпонки, штифты и шплинты и б) неразъемные: заклепочные соединения, стяжные кольца и якоря, соединения с помощью сварки и пайки. 2) Детали машин, служащие для перемещения и проводки жидкостей и газов: трубы, фланцы, вентили, клапаны, краны, задвижки, золотники, цилиндры, поршни, штоки, сальники. 3) Детали машин, обслуживающие вращательное движение: цапфы, валы, подшипники, подпятники, соединительные муфты неподвижные, подвижные, разъемные и фрикционные. 4) Детали машин, служащие для преобразования прямолинейного переменно-возвратного движения во вращательное, и обратно: коленчатые валы, кривошипы, крейцкопфы, шатуны, эксцентрики. 5) Детали машин, служащие для передачи вращательного движения от одной оси к другой: а) передачи с непосредственным касанием: фрикционные и зубчатые колеса, червячная передача и б) передача посредством гибкой связи: ременная, канатная и цепная. Кроме того, к деталям машин относят машинные части, общие для б. или м. специальной группы механизмов, например: детали подъемных механизмов (крючья, канаты стальные и пеньковые, цепи, барабаны, храповики, тормоза), детали машин, служащие для регулирования хода (маховики и регуляторы), детали машин, связывающие отдельные части машины в одно целое (станины, рамы, направляющие), детали машин коловратных турбин, крыльчатых насосов и пр.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.