БАЛЛАСТНЫЙ ВАГОН, вагон для развозки балласта при железнодорожных работах или для перевозки земли при земляных работах. У нас применяют вагоны-платформы или, чаще, крытые вагоны, у которых для облегчения ручной нагрузки и выгрузки сняты двери и вынуты некоторые доски боковой обшивки. За границей балласт развозится в специальных саморазгружающихся вагонах. На фиг. 1 изображен полувагон, дно которого имеет три ряда открывающихся люков. Установкой клапанов люков можно сделать вагон или разгружающимся на бока (А) или разгружающимся на середину (Б).
Такие вагоны могут также применяться и для перевозки других навалочных грузов - угля, руды и т. п.
Другой тип вагона изображен на фиг. 2а и 2б, это - вагон с опрокидывающимся корытом.
Опрокидывание производится с помощью поршней воздушных цилиндров, получающих сжатый воздух от поездной магистрали. Эти вагоны особенно пригодны при всяких земляных работах, т. к. разгружаются и при липких землях.
Преимущества специальных вагонов для балластных и земляных работ следующие: 1) более короткие поезда; в обыкновенном вагоне балласта нельзя нагрузить более 1,8 тонны на п. м. поезда, специальные же вагоны доводят нагрузку до 3,7—4,5 тонн, т. е. в 2—3 раза больше; 2) механическая разгрузка, требующая меньше рабочей силы и совершающаяся в 1—2 минуты; 3) возможность разгрузки на ходу поезда и на любую сторону пути.
Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.