Золото сусальное

Золото сусальноеЗОЛОТО СУСАЛЬНОЕ, сусаль, тонкие пленки золотистого цвета, применяемые для золочения поверхности различных предметов как неметаллических, так, реже, и металлических.

На производство золота сусального идут различные материалы. Сюда относятся: 1) настоящее золото, либо чистое (червонное) либо содержащее около 1,2 % серебра или меди, смотря по оттенку цвета, который желают придать металлическим листкам; такие листки называются листовым золотом и настоящей золотой фольгою; толщина их бывает до 3 мкм и при золотобойном способе производства золота сусального уже не м. б. уменьшена; 2) золото накладное по серебру, получаемое совместной прокаткой золотой и серебряной пластинок; золото сусальное этого рода получается с одной стороны золотистое а с другой - серебряно-белое; 3) золото накладное по меди, т. н. тальма-золото; толщина золотой пленки достигает 1 мкм; 4) латунь, томпак и другие медные сплавы, разбиваемые в тонкие листки желто- или красно-золотистого цвета и носящие название поталь; 5) серебро, олово, различные белые сплавы, обрабатываемые также, как золото, и после закрепления на поверхности предмета покрываемые прозрачным желтым лаком; 6) двусернистое олово SnS2, имеющее вид золотисто-желтых пластинок; применяется гл. обр. в виде золотой краски для золочения дешевых предметов.

Свойства. Свойства сусального золота даже в том случае, когда материалом для него было настоящее золото, представляют некоторые особенности, которые должны быть учитываемы при применении его. Листовое золото при толщине 0,1 мкм обладает в отраженном свете характерным металлическим блеском, но в проходящем свете просвечивает и имеет синевато-зеленый цвет. При нагревании листок сусального золота расширяется, но около 300°С наступает остановка этого процесса, а при более высоких температурах происходит сжатие. Как показало исследование Дж. Ч. Чепмана и Г. Л. Портера, температура остановки процесса расширения и перехода его в процесс сжатия не зависит от степени растяжения листка (нагрузки изменялись от 0,0066 до 0,0267 г на см ширины листка). Фарадей, а затем и Тернер наблюдали, что при 550°С золотой листок становится серым, просвечивающим, но этого явления не происходит, если золото имеет прочную связь с какой-либо твердой поверхностью. Микроскопическим исследованием выяснена причина просвечивания - образование в золотом слое многочисленных щелевидных разрывов. Отсюда следует, что при применении золота сусального температура не д. б. поднимаема выше критической (340°С). Сокращение линейных размеров золотого листка при нагревании Чепман и Портер объясняют наступающим при 340°С перевесом поверхностного натяжения, всегда стремящимся стянуть листок, над его жесткостью; хотя обе противодействующие силы убывают с повышением температуры, но убывание жесткости происходит быстрее. Шотти и Таман связывают стягивание золотого листка с перекристаллизацией, ведущей к разрастанию больших кристаллитов за счет меньших. Уже при 100°С, как установил Креднер, наблюдается изменение электропроводности в золотых проволочках, указывающее на изменение структуры их, а разрастание кристаллитов при 400°С доказано микроскопически. Г. Фрейдлих отмечает также скругляющую ребра и углы кристаллитов силу поверхностного натяжения.

Производство золота сусального (т. н. золотобитие) основывается на хорошем развитии в кристаллитах золота плоскостей скольжения. Производя посредством ряда ударов сдвиг ламелей первоначальных кристаллитов по их плоскостям скольжения, можно распространить их на большую площадь, подобно тому как, сдвигая колоду карт, можно покрыть ими большое пространство. Золото (или соответственный сплав) отливают в виде палочки, затем ее прокатывают между небольшими валами в полосы в 2,5 см шириной. Эту полосу разрезают на куски длиною около 15 см, которые соединяют в пачки и прокатывают до толщины листа бумаги. Затем пластинки разрезают на куски в 6,5 см2 и кладут каждый между квадратными листами пергамента («варгамента») со стороною 7,6 см. Такую форму (в 150 листов) связывают и отбивают на поверхности гранита гладким, слегка выпуклым молотком весом в 2—6 кг до тех пор, пока золотые листы не распространятся на всю площадь пергамента; на это обычно требуется около 20 мин. Затем следуют отжиг листов и расковка их между квадратными листами пергамента со стороною около 10 см. После этого каждый листок разрезают на 4 части, которые кладут между двумя листами главной формы, состоящей из т.н. плевки; в целой форме находится 600 золотых листков. Главная форма подвергается проковке, пока золотой листок не получит вид квадрата со стороною 7,6 см. Работа продолжается часов 5 сряду, но с перерывами через каждые 10—15 мин. для остывания стопки, обычно сильно нагревающейся. После проковки листков (когда они начинают показываться из плевки) их разрезают на 4 части и вновь подвергают проковке. После этого производят разрезывание золотых листков на сухой замшевой подушке, натертой мелом; для разрезывания применяют тупой, очень гладкий и тонкий стальной нож. Разрезанные листки укладывают в тетрадки из тонкой бумаги, обыкновенно по 25 листков в тетрадке. Вышеуказанную золотобивную плевку выделывают из оболочки слепой кишки рогатого скота; из одной кишки выходит только 2,5 плевки. Кишку вымачивают и очищают, затем от нее отделяют внутреннюю пленку, которую склеивают вдвое вишневым клеем, просушивают в растянутом виде, отчищают затем мелом и резаком, намазывают составом из осетрового и вишневого клея с белым виноградным вином и затем отделывают белком. Наилучшими считаются английские плевки. По довоенным ценам стопка в 1200 плёвок стоила 200 руб. При проковке плевки приобретают хрупкость; с этим борются, смачивая их уксусом, но так, чтобы они не сделались сырыми. Золотобитие в последней стадии требует большой равномерности в распределении ударов, постепенного перехода к более легким молоткам и некоторых специальных механических приемов. Однако и при ловкости выход хороших золотых листков составляет только 50%, тогда как остальные приходится переплавлять или растирать в золотой порошок.

Наиболее тонкие однородные пленки золота (а также никеля) м. б. получены толщиной от 0,04 до 0,01 мкм; при толщине 0,04 мкм они могут иметь диаметр до 6 см, при толщине 0,02 мкм - до 2 см. Как показывает микроскопическое исследование, эти пленки очень однородны и обладают совершенно гладкой стекловидной поверхностью без пор; исследования в поляризованном свете подтверждают отсутствие в них неоднородностей. Такие пленки в 0,01 мкм содержат, по подсчету, не более 30 молекул на толщину пленки (Лутбридж получал в 1877 году пленки до 0,002 мкм, но неоднородные). Пленки эти прозрачны для всех лучей видимого спектра, но менее прозрачны для лучей ультрафиолетовых; максимум поглощения лежит в зеленой части спектра и с возрастанием толщины смещается к красному концу его. Проницаемость золотых пленок характеризуется данными приводимой далее таблицы.

Проницаемость золотых пленок

Соответственно меняется и спектр отражения: красноватый на отражении пленки при толщине 0,01 мкм переходит в желтовато-зеленый при толщине 0,04 мкм. Самые тонкие пленки очень хрупки и нежны, но при несколько большей толщине, вследствие своей однородности, способны выдерживать некоторое давление. Получение тонких пленок золота сусального разработано К. Мюллером. Процесс состоит в электролитическом нанесении на медную пластинку слоя золота, прикрываемого затем тонким (10 мкм) защитным слоем электролитически же наносимой меди. После утонения этой металлической системы обычными приемами защитные медные пленки удаляют растворением, и золотая пленка освобождается. Подобным же приемом получают пленки из никеля, платины и железа. Соединяя в себе прозрачность, достаточную прочность и упругость с электропроводностью, такие пленки могут получить важные применения. Наконец, следует еще отметить однородные и не содержащие пор пленки, изготовляемые по способу Руппа (1928 г.) катодным осаждением металла на поверхность каменной соли, после чего соль растворяется; толщина таких пленок 0,006 мкм.

Применение. 3олото сусальное применяется в переплетном деле (тисненые золотые надписи и орнаменты, золотые обрезы книг), в футлярном (тисненые надписи по ткани, коже, бумаге и картону), в пряничном («сусальные пряники») и для золочения различных предметов. Неметаллические поверхности золотят либо масляною позолотою либо водяною. В первом случае поверхность, совершенно выравненную, кроют льняною олифою с отмученной охрой - для золота и со свинцовыми белилами - для серебра. На несколько подсохшую поверхность олифы накладывают золото сусальное. Масляное золочение полировки не допускает. Для водяной позолоты предмет пропитывают жидким животным клеем, а затем поверхность его левкасят, т. е. покрывают 7—8 слоями жидкого животного клея с отмученным гипсом или мелом, причем каждое покрытие должно вполне засохнуть, прежде чем будет нанесено следующее. Левкасный грунт шлифуют сухою пемзою и затем влажною кистью и, наконец, хвощом. После этого на грунт наносят т. н. полимент - смесь мелко истертого болюса, графита, клея и воска. На полимент накладывают золото сусальное, которое после совершенного высыхания полимента отполировывают кровавиком или агатом (зубок). Готовые места кроют очень жидкой клеевой водой, иногда с прибавкой драконовой крови, если желают придать позолоте красноватый оттенок. Водяное золочение гораздо труднее и сложнее, чем масляное, а самая позолота менее прочна. Золочение металлов, гл. обр. стали, производят посредством легкого травления золотимых мест азотною кислотою; после этого предмет нагревают до воронения и на него накладывают и нажимают листок золота сусального. Этот процесс повторяют 3—4 раза. После этого позолоченные места полируют стальным полировальником. Для лучшего укрепления золота золотимые места процарапывают острым инструментом, но тогда, для того чтобы скрыть царапины, требуется большее число слоев золота.

 Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 - 1929 г.

Еще по теме: