Запряжка

ЗапряжкаЗАПРЯЖКА, специальное приспособление, служащее для передачи силы от упряжного животного к повозке или машине; запряжка должна облегчать правильное движение повозки или машины и быть удобной для упряжного животного; запряжка составляется из эластичных частей (ремни) и из пружинящих (изогнутые оглобли, дуга и т. д.). Для непосредственной передачи силы упряжного животного через плечевое соединение служит обыкновенно хомут или шлея; далее сила передается через оглобли или постромки, вальки и дышла.

Хомуты делаются обыкновенно раздвижные, для удобства надевания на лошадь: они надеваются через голову, реже - сбоку лошади (система Форбриха, фиг. 1). Обе половины хомута, так называемые клещи, стягиваются внизу веревкой или ремешком (супонь). Клещи хомута делают из дерева, подбивают войлоком или шерстью и обшивают мягкой кожей; вес хомута для рабочих лошадей - 6—9 кг.

Хомут системы ФорбрихаХомут-шлейкаОт хомута к валькам идут ременные, веревочные или цеповые постромки. Лучшими считаются цеповые; отвисая и раскачиваясь во время работы, такие постромки играют роль пружин. Длина постромок д. б. определенная, т. к. от нее зависит глубина хода орудия, увеличивающаяся при длинных постромках и уменьшающаяся при коротких. Постромки к хомуту прикрепляются на 5—10 см выше гужей, идущих к вальку дышла. Для уменьшения давления на хомут постромки часто подтягивают веревкой или ремнем (чересседельник), перекинутым через спину лошади и опирающимся на седёлку.

Хомут-шлейка состоит из грудного ремня f (фиг. 2), до 14 см шириной, с несколько более широкой войлочной подкладкой; ремень f поддерживается спереди шейным ремнем а; в упряжи рабочих лошадей от седёлки с идет другой ремень b, поддерживающий шлейку; третий ремень d, идущий от седёлки, заканчивается снизу подпругой е. При дышловой запряжке к шейному ремню а часто присоединяют цепи.

Для прикрепления вожжей служит узда (фиг. 3), которая у рабочих лошадей состоит из ремней: затылочного а, лобного b, подглоточного с, щечного d, носового, или храпового, е и нижнечелюстного f; к ремням d и f присоединяются помощью колец удила; к этим же кольцам прикрепляются вожжи g. В недоуздках нижнечелюстной ремень соединяется с подглоточным при помощи особого ремня-подбородочника.Для прикрепления вожжей служит узда

Вальки и ваги. а) При одноконной запряжке применяется обыкновенно простой деревянный валек длиной 0,7—0,9 м. На концах валька (фиг. 4) делаются зарубки для прикрепления постромок. Деревянный валекСредняя часть обыкновенно оковывается, и в этой оковке проделывается ушко для продевания упряжного крюка. Длина валька не влияет на правильность хода плугов и других орудий и выбирается в зависимости от ширины лошади, с тем расчетом, чтобы идущие от валька постромки не терли боков лошади. В то время как у нас железные вальки не получили распространения вследствие большой тяжести и дороговизны, в Америке они весьма распространены. Более усовершенствованные вальки снабжены приспособлениями, удерживающими постромки от соскакивания и поддерживающими валек при заездах лошади на весу (система Даудена), но они вследствие сложности у нас не применяются.


б) При пароконной запряжке вальки присоединяются к общей ваге (фиг. 5). Длина ваги не играет роли при запряжке сельскохозяйственных машин, но оказывает существенное влияние на правильность хода бороздовых орудий (например, плуга, почвоуглубителя). При запряжке обыкновенно на это обращают мало внимания, но рабочая длина ваги, т. е. относительное расположение вальков, д. б. строго согласовано с шириной борозды; иначе, если вага будет длиннее указанного размера, то лошадь, идущая по борозде, будет отодвигать вагу влево, по направлению непаханого поля, что вызовет увеличение ширины борозды и неправильный ход плуга.

При пароконной запряжке вальки присоединяются к общей ваге

в) При трёхконной запряжке вага д. б. еще более массивной, чем при пароконной; расположение места прикрепления упряжного крюка д. б. таково, чтобы расстояния от концов ваги относились друг к другу, как 1:2. К более короткому концу присоединяется пароконная вага с двумя вальками (фиг. 6), а к более длинному концу - один валек.

Пароконная вага с двумя вальками

На фиг. 7 представлена трехконная вага системы Рансома: упряжной крюк с передвигается по гребенке ваги b в зависимости от силы тяги лошадей; ширина пароконной ваги (в местах, обозначенных буквой а) может быть изменена в зависимости от ширины борозды.

Трехконная вага системы Рансома

Вследствие неравенства в силе лошадей, особенно при многоконной запряжке, трудно установить правильную длину вальков и ваг; кроме того, лошади работают не с одинаковым напряжением; вследствие этого вага в работе перекашивается, что вызывает неправильный ход орудия.

Поэтому возникли конструкции т. н. уравнительных запряжек, в которых в том случае, когда одна из лошадей начинает тянуть слабее, она оттягивается силами других лошадей назад, что заставляет ее опять напрягать силы. Из уравнительных трехконных запряжек получил распространение трехконный составной валек системы Мак-Гоя (фиг. 8а и 86). Разъединяя эту вагу, можно получить одноконный валек и отдельно пароконную вагу.

Трехконный составной валек системы Мак-Гоя

Трехконный составной валек системы Мак-Гоя

г) При четырехконной запряжке, в зависимости от рода сельскохозяйственных машин, лошадей запрягают или в один ряд или попарно цугом. 3апряжка первого рода (фиг. 9) применяется для тяжелых дисковых культиваторов и для сложных уборочных машин.

Четырехконная запряжка

К основной ваге АА присоединены две парные ваги ВВ, а к последним одноконные вальки СС. 3апряжка цугом применяется при работе плугами и жатвенными машинами, так как в один ряд, по условиям работы, расположить лошадей нельзя. Наиболее распространена запряжка, при которой передняя и задняя пары лошадей связываются цепью или канатом с крюком регулятора. Недостатком такой запряжки является то, что одна пара лошадей может работать за счет другой, если они недостаточно дружны в работе. Во избежание этого рекомендуют различные системы уравнительных запряжек, одна из которых состоит в присоединении блока (фиг. 10).

Уравнительная запряжка с блоком

Уравнительная цепь АВ охватывает блок С диаметром 15 см, прицепленный к регулятору. При таком способе запряжки каждая пара находится в зависимости одна от другой: если передняя пара В замедляет свой ход, то в то же время цепь А задней пары лошадей подается вперед, отчего цепь В натягивается, и передняя пара невольно должна тянуть; вследствие этого сила двух пар лошадей действует на орудие или машину одинаковым образом.

д) При шести- и восьмиконной запряжке каждая лошадь теряет от каждой припряженной к ней лошади 6% своей силы, а потому эти запряжки, в которых потеря составляет 30— 40%, невыгодны и применяются весьма редко. В случае шестиконной запряжки можно рекомендовать применение штильваги Мак- Гоя, причем отношение длин плеч штильваги д. б. равным 2:1; к длинному плечу присоединяется при помощи цепи передняя пара, а к заднему, при помощи вышеописанного уравнительного блока, - две задние пары лошадей.

3авод Рудольфа Сакка выпускает к тяжелым плугам и сеялкам особые предохранители, снабженные буферной пружинойМодераторы. Так как упряжные животные, особенно лошади, работают отдельными импульсами, а сопротивления почвы при пахоте и растений при уборке урожая неодинаковы, то лошади во время работы испытывают ряд толчков, понижающих их работоспособность. Поэтому за границей распространено включение в запряжки особых пружинных модераторов, которые во время толчка принимают на себя действующую силу, которую отдают в следующий момент, вследствие чего резкие толчки сил сопротивления передаются упряжным животным не полностью. 3апряжки с включением пружин в постромки или в валек применяются в Швеции (система Сидена) и в США (система Вильсона). 3авод Рудольфа Сакка выпускает к тяжелым плугам и сеялкам особые предохранители, снабженные буферной пружиной на силу от 600 до 1200 кг (фиг. 11).

Оглобли. Оглобельная запряжка применяется в сельскохозяйственных машинах крайне редко, т. к. она стесняет управление машиной и орудием и вызывает неприятные и вредные для упряжных животных толчки, вследствие более жесткого присоединения машины к животным. Непосредственно оглобельную запряжку применяют только при работе сохой и косулей; в других случаях (конные грабли, сеялки, косилки) в запряжку включается также валек, с таким расчетом, чтобы сила передавалась к машине непосредственно через него, а оглобли служили только для поворотов (фиг. 12).

Оглобли

Дышло применяется при работе машины заездами и для перевозки машины в поле. К дышлу присоединяется вага с вальками, которые обыкновенно расположены снизу, чтобы ослабить давление, передаваемое через хомуты на холку лошадей. Спереди к концу дышла присоединяется грудной валек, прикрепляемый к хомутам. В тяжелых машинах и орудиях необходимо применение двухколесного передка или одноколесного дышлодержателя (фиг. 13), который воспринимал бы передаваемые от них толчки; дышло в этом случае состоит из двух частей: задней, более короткой, которая присоединена к машине и передку жестко, и передней, которая присоединена шарнирно в вертикальном направлении.

В тяжелых машинах и орудиях необходимо применение двухколесного передка или одноколесного дышлодержателя

3апряжка в конные приводы. При работе на конных приводах, особенно при соединении с молотилкой, получаются постоянные толчки, вызывающие неравномерный ход лошадей. Поэтому полезно присоединять различные пружинящие приспособления, например, системы Гепфнера (фиг. 14).

Пружинящее приспособление системы Гепфнера

К водилу присоединяется при помощи хомутов bb дубовый или березовый брусок а от 10 до 12 см толщиной. Посредине этот брусок отделен от водила вставкой с; к концу бруска шарнирно присоединен крюк d, пропущенный через водило. Во время работы брусок пружинит и удары смягчаются, что действует благоприятно на упряжных животных и сохраняет зубчатую передачу от поломки. При многоконных приводах следует применять уравнительную запряжку. К водилам присоединены угольники, к одному концу которых прикрепляются вальки запряжки, а к другому - тяги, идущие к шарнирному четырехугольнику, расположенному над серединой привода. Если одна из лошадей тянет сильнее, чем другие, то четырехугольник вытягивается в ромб (на фиг. 15 показано пунктиром) в сторону сильнее тянущей лошади; тогда отставшие лошади оттягиваются назад и невольно начинают тянуть дружнее.

Уравнительная запряжка

3апряжка волов. Наиболее распространенной запряжкой для волов является запряжка в ярме, применение же хомута, распространенное в Америке, встречается в Европе реже. Вследствие запряжки волов парами обыкновенно и ярмо делается парное, так называемое венгерское ярмо (фиг. 16).

Венгерское ярмо

Верхняя перекладина делается изогнутой по форме холки; нижняя перекладина - подгорлица - также должна быть изогнута; стойки в виде дуг делаются с несколькими отверстиями для перестановки, чтобы подогнать ярмо к размеру животного; дышло присоединяется к верхней перекладине ярма посредством железного стержня. Для одиночной запряжки волов чаще применяется налобное ярмо (фиг. 17); давя на лоб, это ярмо приносит вред животному и понижает его работоспособность.

Налобное ярмо

При запряжке в несколько пар волов, с целью равномерного распределения сопротивления машины, применяют особые системы запряжки. Наиболее проста запряжка системы Гроссул-Толстого, состоящая из нескольких уравнительных железных звеньев (штильваг), соединенных цепями. На фиг. 18 представлена четырехпарная запряжка, состоящая из трех штильваг - а, b и с и четырех цепей - d, е, о и р.

Четырехпарная запряжка, состоящая из трех штильваг и четырех цепей

3апряжка верблюдов часто производится в ярмо, представляющее собою деревянный поперечный брус, естественно дугообразно изогнутый на обоих концах, которыми он кладется на переднюю часть горба; под конец бруса кладется мягкая подкладка, концы охватываются мягкими хомутами; к середине бруса присоединяется дышло орудия.

Запряжка верблюдов в косилку показана на фиг. 19, из которой видно, что на горбы надеваются лямки, а от них идут постромки к валькам.

3апряжка верблюдов

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 - 1929 г.