Втулка винта

Втулка воздушного винта самолета

ВТУЛКА ВИНТА (воздушного) служит для присоединения ступицы винта к валу мотора при установке деревянных воздушных винтов; в конструкциях же металлических винтов она иногда является органически связанной с телом винта - его ступицей. Обычная конструкция втулки винта состоит из собственно втулки с фланцем, которая надевается на вал мотора и имеет канавку для шпонки или нарезанную гребенку, внешнего фланца с прорезями, входящими в соответственные прорези на втулке, зажимных болтов, проходящих сквозь тело ступицы и фланцев, и гайки, закрепляющей втулку на валу мотора.

 

Втулка воздушного винта самолета

Т. о. ступица винта зажимается болтами между двумя фланцами и этим прочно соединяется со втулкой, а, следовательно, и с валом мотора. Прежде чем надевать винт на мотор, необходимо присоединить к нему втулку, что производится следующим образом: в прорезанную в центре ступицы винта дыру, равную диаметру внешней части втулки, вставляется втулка; на сверлильном станке просверливаются дыры для закрепляющих болтов, и ступица зажимается между фланцами. Затем втулка надевается на конусообразный вал мотора и крепко зажимается гайкой, которая законтривается или шплинтом или специальным приспособлением. Для снятия втулки служит особая гайка, которая навинчивается на внутреннюю нарезку на самой втулке и, нажимая на конец вала, сталкивает ее с вала.

Обычно придерживаются стандартных размеров втулок винта. В таблице даны размеры английских стандартных втулок.

 Размеры английских стандартных втулок

Винт на самолете во избежание дрожания при работе должен быть установлен так, чтобы его продольная ось инерции была строго перпендикулярна оси мотора. Битье лопастей допускается не более 2—3 мм; для регулировки соответственно подвинчивают зажимные болты. Наличие сравнительно большого количества зажимных болтов делает надевание и съемку винта со втулки чрезвычайно кропотливым. Значительно проще производится эта операция на втулках типа Руппе, в которых, вместо зажимных болтов, имеются конические штыри, которые входят в соответственные углубления, сделанные в теле ступицы винта; зажим производится передней гайкой, нажимающей на конус, прилегающий по своему основанию на передний фланец втулки. Некоторым недостатком этой конструкции является то, что крепление втулки на винте с течением времени ослабляется вследствие смятия стенок конических дыр, благодаря чему получается неравномерная работа винта.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 - 1928 г.