Воздушный порт

Воздушный порт

ВОЗДУШНЫЙ ПОРТ, название аэродромов  1-го класса, имеющих особое государственное значение. Воздушные порты обычно бывают узловыми или конечными пунктами воздушных линий и находятся при крупнейших городских центрах. Наилучшие в отношении оборудования воздушные порты в настоящее время: берлинский воздушный порт - Темпельгоф (в непосредственной близости от города), парижский воздушный порт - Ле-Бурже и лондонский воздушный порт - Кройдон (оба последние удалены от города на 12—13 км).

Берлинский воздушный порт Темпельгоф (см. схему) принадлежит обществуву Berliner Flughafengesellschaft и обслуживает в настоящее время (1927 г.) 12 воздушных линий, из которых главные: на Амстердам—Лондон, на Париж, на Кенигсберг—Москву, на Штеттин—Стокгольм, на Мюнхен—Вену.

Он имеет размеры: 1200—1400 м в направлении запад–восток и 1000 м в направлении север­–юг; ширина свободной зоны 300—500 м, кроме северного направления, где свободные подходы закрыты постройками. Ангары имеют размеры: 2 - по 88x30x12 и 2 - по 60x30x12 м. Расстояние воздушного порта от центра города - 4 км, сообщение поддерживается: автобусами, трамваем, подземной железной дорогой и специальными автобусами общества воздушного сообщения Luft-Hansa. Радиостанция мощностью 2 kW системы Телефункен с незатухающими колебаниями; позывные - АЕХ, на радиомачтах - красные неоновые маяки. Управление движением самолетов находится в ведении специальной «воздушной полиции».

Берлинский воздушный порт Темпельгоф 

Воздушный порт должен иметь: 1) большую и ровную площадь для лётного поля, размером не менее 1200—1000 м2, с открытыми подходами со всех сторон и удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к аэродрому 1-го класса; 2) большие постоянные теплые ангары, обычно железной или железобетонной конструкции, с освещением и механически открываемыми воротами; 3) бензино- и маслохранилища (обычно подземные) с достаточно многочисленными выводами к местам заправки самолетов бензином и маслом; 4) склады технического имущества, необходимого для эксплуатации самолета; 5) мастерские для ремонта самолетов, моторов и оборудования, со станками для испытания моторов, оборудованием для проверки приборов, устанавливаемых на самолете, и с площадкой для устранения девиации компасов; 6) систему сигнализации для обеспечения посадки, взлета и маневрирования самолетов, как днем, так и ночью (указатели ветра, сигнальная мачта, звуковая сигнализация, ракеты, костры, дымовые сигналы и т. п.); 7) опознавательные знаки и название воздушного порта, нанесенное большими буквами на земле или на крышах строений; 8) световое оборудование для ночных полетов (аэромаяки, сигнальные огни, посадочные знаки, передвижные и неподвижные прожекторы для освещения посадочной площади, предупредительные красные огни на всех строениях, мачтах и других препятствиях, окружающих аэродром, пограничные огни, световые ракеты и т. д.; в последнее время применяются неоновые трубки, дающие красный свет при очень низком расходе тока); управление всей системой освещения концентрируется в одном пункте; 9) метеорологическую станцию, ведущую непрерывное наблюдение за погодой в районе всех воздушных линий, связанных с данным воздушным портом; метеорологические сведения, получаемые как из собственных наблюдений станции, так и из других городов, наносятся на большую наглядную карту, и в некоторых воздушных портах каждому пилоту вручается перед отлетом карточка погоды с последними данными и прогнозом на предстоящий день; 10) развитую систему связи как проволочной, так и беспроволочной, телефонной и телеграфной, соединяющую воздушный порт как с обслуживаемым им городом, так и с другими городами и аэродромами, расположенными на проходящих через воздушный порт воздушных линиях; двустороннюю радиосвязь позволяет поддерживать сообщение как с землей, так и с самолетами; на ней базируется и служба погоды и непрерывное наблюдение за прибывающими, и улетающими, самолетами; местонахождение последних наносится дежурными по воздушному порту на большую стенную карту; для облегчения ориентировки в воздухе применяется радиопеленгация (делаются также опыты с путеводным электрическим кабелем системы Лота).

Необходимой принадлежностью воздушного порта является также вокзал с помещениями для администрации и канцелярий воздушного порта, комнатами для ожидания пассажиров, конторами, справочными бюро и билетными кассами обществ воздушных сообщений, отделением воздушной почты, таможней, помещениями для милиции, багажными отделениями, с оборудованием для приема, взвешивания и сортировки груза и багажа, с комнатами для отдыха пилотов, с ванными и душами, с буфетом или рестораном для публики, с уборными, гаражом и другими службами. Перед вокзалом обычно устраивается цементированная площадка, на которую подаются самолеты для посадки пассажиров и размещения грузов (перрон). Вокзал д. б. связан с городом хорошей дорогой и, по возможности, средствами механического транспорта, не исключая даже железнодорожные ветки. Если в воздушном порту допускается устройство публичных полетов и состязаний, то для публики устраиваются трибуны. Как правило, воздушный порт должен быть огражден со всех сторон от доступа посторонних лиц. Наконец, воздушный порт должен иметь постоянную организацию медицинской помощи (лазарет или околоток) с постоянным дежурством автомобиля скорой помощи, пожарную охрану, противопожарное оборудование и постоянную охрану территории, складов и строений.

Воздушные порты специального назначения: а) для гидросамолетов - отличаются наличием, вместо лётного поля, гидроаэродрома, б) для управляемых аэростатов - должны иметь свободное от препятствий и сравнительно ровное поле, размером в длину и ширину около трех длин аэростата, т. е. для крупных современных аэростатов около 700—800 м, эллинг для хранения и ремонта аэростата с причальной мачтой, газодобывательной установкой и газохранилищем, команду для ввода и вывода корабля, а также соответствующие вокзальные помещения и службы. Впрочем, в настоящее время крупных воздушных портов для гидросамолетов и для управляемых аэростатов, аналогичных воздушным портам сухопутной авиации, еще нигде нет, и тип их не вполне установлен.

Достаточная свободная площадь для воздушных портов в непосредственной близости к городским центрам является насущной потребностью современного воздушного транспорта. В поисках разрешения этого вопроса появляются многочисленные проекты механизации взлета и спуска самолетов с сокращением до минимума разбега и пробега посредством всевозможных катапульт и тормозов. Воздушные порты с такими приспособлениями предполагается устраивать на крышах домов или на специальных помостах в центре города. Пока этот тип воздушных портов не вышел еще из стадии проектирования. То же самое относится и к проектам устройства плавучих воздушных портов для океанских воздушных сообщений.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 - 1928 г.