Воздухоплавание (аэростаты, дирижабли)

Воздухоплавание

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ, полет на летательных приборах или аппаратах легче воздуха, в отличие от авиации.

В 1670 г. Франческо де-Лана Терци, на основании теоремы Эвклида о соотношении между поверхностью, объемом шара и его диаметром и на основании статического принципа Архимеда, вычислил, что его 4 воздушных шара могут при диаметре в 24 футов (7 метров) поднять на воздух 2—3 человека. Лана предусматривал регулирование высоты полета помощью балласта, применение клапанов и якорей. В 1766 г. Кавендиш открыл водород, и это дало основание доктору Блеку указать, что легкие пузыри, наполненные водородом, должны взлетать на воздух. В 1781 г. профессор Шарль в Париже наполнил водородом шар из прорезиненной шелковой материи, но поднявшийся с Марсова поля шар (шарльер) лопнул на высоте более 1000 м и упал в окрестностях Парижа.

С 1802 г. воздушный шар применяется для исследования высших слоев атмосферы (Гумбольт и Бомплан, Робертсон и Лист, Гей-Люссак и др.). Идея управляемого аэростата возникла во Франции в 1784 г. В 1852 г. был построен первый управляемый аэростат (Жиффара), объемом 2500 м3, с паровым двигателем в 3 л. с., развивавший скорость 2—3 м/сек, а в 1896 г. Вельферт построил первый аэростат, снабженный бензиновым двигателем в 8 л. с.; в 1900 г. первый цеппелин, объемом в 11000 м3, летал над Боденским озером на высоте 30 м со скоростью 8 м/сек, в 1902 г. аэростат «Лебоди» дал скорость 10 м/сек; в 1908 г. построен Шабским первый в России управляемый аэростат; в 1910 г. в Германии - пассажирский цеппелин «Германия» на 20 человек. После этого управляемые аэростаты все более и более совершенствуются и превращаются в современные дирижабли. В 1919 г. английский дирижабль R34, объемом 56600 м3, совершил трансатлантический перелет в Америку и обратно в Европу; в 1923 году «Диксмюде» (цеппелин LZ72) совершил непрерывный полет над Францией, Средиземным морем и Африкой в течение 118 часов 40 мин.; в 1925 г. построенный для Америки на верфях Цеппелина дирижабль ZR3 (LZ126), объемом 70000 м3, совершил перелет из Фридрихсгафена (Германия) в Лекхерст (Америка); в 1926 г. итальянский дирижабль «Норвегия», конструкции Нобиле, объемом 18500 м3, совершил перелет через Северный полюс со Шпицбергена в Аляску. В 1928 г. Нобиле на дирижабле «Италия» пытался произвести перелет через Северный полюс, закончившийся аварией.

Привязной змейковый аэростат был впервые сконструирован в Германии Парсевалем в 1894 г. Во время мировой войны появился более совершенный французский тип «Како» (см. Аэростат).

Привязной змейковый аэростат является вспомогательным оружием армии и служит: 1) для совместной работы с артиллерией (корректирование стрельбы); 2) для общей разведки позиций и длительного наблюдения за ближайшим тылом противника; 3) как средство связи с пехотой, для постоянного наблюдения за движением своих частей; 4) для совместной работы с бронепоездом; 5) для совместной работы с речной флотилией (задачи, аналогичные работе с бронепоездом); 6) для службы на море совместно с морским флотом.

Основное значение привязного аэростата - возможность длительного и непрерывного наблюдения, результаты которого сообщаются по телефону (связь двусторонняя) в соответствующие штабы. Аэростаты располагаются в 4—8 км от передовых позиций; нормально продолжительность подъема для наблюдателя без смены 2,5—4 ч., высота 800—1500 м; подъемы могут производиться при скорости ветра до 25—30 м/сек. При благоприятных метеорологических условиях район наблюдения - около 60 км, непосредственное наблюдение за движением по дорогам 12—15 км, за разрывами снарядов легкой артиллерии 8—10 км, тяжелой - до 16 км, за большими судами на море (по дыму) - до 70 км. Снаряжение аэростата (наполненного газом) к подъемам 10—15 мин.

Недостатки привязных аэростатов: 1) легкая возгораемость в воздухе при пробитии зажигательными пулями с неприятельских самолетов; этот недостаток в значительной степени может быть уменьшен устройством двух оболочек с прослойкой между ними нейтрального газа (гелий, азот), покрытием оболочки составом, делающим ее негорючей (лак «целлофан» во Франции); 2) зависимость от баз и медленность передвижения с наполненным аэростатом (3 км/ч), что может быть устранено применением «привязного управляемого» аэростата, т. е. такого, корзина которого может заменяться гондолой с мотором и винтом для самостоятельного передвижения.

Мирное применение аэростатов сферических и привязных - для научных исследований в области метеорологии, астрономии (наблюдение затмений и пр.) и для проведения физических опытов и наблюдений. Привязные аэростаты служат также для наблюдения: в пограничной области - за дорогами; на рыбных промыслах - за ходом рыбы и пр.; для производства аэрофотосъемок; для обслуживания сельского хозяйства; для сигнализации во время тумана на линиях воздушных сообщений и на море.

Дирижабль в военном деле применяется: на сухопутном фронте - для ночных полетов в глубокий тыл противника с целью мощной бомбардировки, для транспортирования боевых припасов и для десантных операций; на морском фронте - для общей разведки, обнаружения мин и подводных лодок, для конвоирования судов и совместных боевых операций с флотом и для наблюдательной береговой службы. Применение дирижаблей на сухопутном фронте днем дало отрицательные результаты из-за легкой уязвимости их вследствие недостаточной скорости (до 140 км/ч) и воспламеняемости водорода при зажигании дирижабля с неприятельских самолетов. От дирижаблей для дальних полетов требуются большие: потолок, радиус действия, грузоподъемность, надежность и экономичность; этому удовлетворяют только дирижабли крупных размеров (свыше 50000 м3) С районом действия не менее 5000 км, полезной нагрузкой не менее 35000 кг и потолком не менее 6000 м. Развитие конструкций дирижаблей по годам, наименования и типы показаны на фиг. 1 и 2.

Развитие конструкций дирижаблей по годам, наименования и типы

На дирижаблях в 50000 м3 в мировую войну бралось в полет в среднем 3000 кг бомб. Как пример транспортирования боевых припасов показателен полет в 1917 г. немецкого L59 (объемом 68500 м3) с грузом оружия и продовольствия в 14000 кг из Германии через Болгарию, Средиземное море и Египет в осажденную крепость Хартум (Судан) и обратно в Болгарию; за 96 ч. беспрерывного полета было пройдено 7000 км, при спуске оставалось горючего еще на 60 ч. полета. Применение дирижаблей в операциях на море было в мировую войну очень значительно; например, английские морские дирижабли (объемом от 2000 до 10000 м3) находились в воздухе, в общей сложности 83360 ч., пройдя расстояние свыше 4000000 км.

Развитие конструкций дирижаблей по годам, наименования и типы

Мирное применение дирижаблей - гл. образом с коммерческой целью - перевозка пассажиров, грузов и почты; применяются также для научных исследований, полярных экспедиций (средний объем); для землемерных работ, аэрофотосъемок и пр. (малый объем). От пассажирских воздушных кораблей требуются: большой процент поднимаемого полезного груза (от общего веса), регулярность и безопасность сообщения (надежность аппаратов), экономичность, скорость и удобства для пассажиров.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 - 1928 г.