Водоотводные канавы

Водоотводные канавы

ВОДООТВОДНЫЕ КАНАВЫ, канавы для отвода дождевой, снеговой и грунтовой воды от полотна дороги. Чтобы вода не застаивалась в канавах, дну их придают уклоны по направлению естественного стока к низинам, оврагам и ямам. Такой уклон при слабом грунте дается в 0,002, а при более крепких грунтах в 0,005—0,05. При крутых спусках иногда делают дно канав уступами с обратными уклонами, в которых вода хотя немного и застаивается, но зато теряет силу напора, чем предотвращается размыв грунта. Откосы канав делают обыкновенно полуторными. В грунтах слабых откосы выстилают дерном, а дно канав иногда даже замащивают. К водоотводным канавам надо отнести лотки и сточные желоба, при ширине в 1—1,5м; они применяются там, где, в виду узости дорожной полосы, не м. б. применены боковые водоотводные канавы: на улицах, где тротуары выше дороги (фиг. 1), или в глубоких выемках, где желоб непосредственно граничит с подпорной стеной (фиг. 2).

Водоотводные канавы

Продольные уклоны мощеных лотков бывают: при обыкновенной мостовой - от 1 : 100 до 1 : 150; при торцовой мостовой и при мостовой из гранитных кубиков от 1 : 200 до 1 : 500. Если продольные уклоны дороги часто меняются, то и подошве лотков придают соответственные уклоны, причем в нижних точках пересечения уклонов устраивают для отвода воды спуски. Канавы боковые, водоотводные и нагорные играют вообще большую роль в дорожном деле: служа, с одной стороны, для приема воды, стекающей с поверхности земли, и, с другой стороны, для отвода воды к местам естественного стока - оврагам, лощинам и рекам, канавы осушают земляное полотно и устраняют размягчение грунта под дорожной одеждой. Дну канав дают обыкновенно ширину в 0,4—0,5 м, а глубина их определяется в зависимости от положения дороги.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.