Водонепроницаемость судна

Водонепроницаемость судна

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ СУДНА, одно из основных качеств его корпуса, необходимое для поддержания судна на плаву, а также для пригодности его к перевозке людей, механизмов и грузов. Поэтому на достижение возможно более полной водонепроницаемости судна обращается особенное внимание, как в военном, так и в торговом судостроении. В деревянных судах применяют конопатку пазов и стыков наружной обшивки и палубы, забивая между ними в несколько рядов пряди пеньки с последующей их просмолкой или покрытием специальной мастикой. Такая же мера применяется и в композитных судах, имеющих стальной набор корпуса и деревянную наружную обшивку, и обшивку палубы. В стальных судах водонепроницаемость судна достигается: 1) соответствующим расположением заклепок по пазам и стыкам наружной обшивки днища и бортов, двойного дна, водонепроницаемых переборок, палуб и т. д.; 2) чеканкой их и заливкой цементом узких мест корпуса, недоступных для осмотра и исправления. Чтобы удостовериться в достаточной водонепроницаемости судна, во время постройки судна производится ряд испытаний отдельных частей корпуса, частью еще на стапеле, частью на плаву.

Так, на военных судах все помещения испытываются давлением столба воды до определенного уровня, а именно (см. фиг.): в средней трети длины L судна - до 1/2 F (F - высота надводного борта); далее на протяжении 1/6 длины судна в обе стороны, к носу и корме, - до 3/4 F и на оконечностях - до уровня верхней палубы.

Водонепроницаемость судна

В тех случаях, когда отдельные помещения судна имеют верхнюю водонепроницаемую настилку ниже требуемого уровня давления воды, это давление достигается путем наполнения отсека водой под верхнюю настилку, выше которой выводится железная трубка, наполняемая водой до соответствующего уровня. Фильтрация переборок и других частей корпуса при этих условиях признается допустимой, если она не превосходит известной доли (15%) отливной способности судовых помп. На коммерческих судах предъявляются менее строгие требования относительно водонепроницаемости судна; при этом лишь концевые помещения судна (в носу - форпик и в корме - ахтерпик), а также двойное дно испытываются давлением столба воды не ниже грузовой ватерлинии. Балластные возвышенные цистерны помещаются в трюме и испытываются под напором водяного столба высотою в 2,7 м выше покрышки их. Нефтяные цистерны наливаются водой с напором в 2,7 м выше наивысшей точки расширительного колодца. Что касается наружной обшивки и переборок остальных помещений, то качество водонепроницаемости судна для них испытывается напором струи воды, бьющей из брандспойта под высоким давлением. Наконец, в железобетонных судах вполне достаточная водонепроницаемость судна достигается качеством самого материала при тех толщинах его, какие применяются в современном судостроении.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.