Внутренние водные пути

Внутренние водные пути

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ, реки, каналы и озера, пригодные для грузового и пассажирского движения. Внутренние водные пути бывают естественные и искусственные; к последним относятся каналы и реки, приведенные в судоходное состояние при помощи специальных сооружений. Реками как путями сообщения человечество пользуется с древнейших времен. Естественные препятствия для судоходства, как-то: пороги, перекаты, мелководье и даже водоразделы между бассейнами соседних рек, преодолевались или перегрузкой товаров на плоты или вытягиванием судов на сушу и тягой их волоком в обход препятствий. Такими водными путями были в древней Руси: путь «из варяг в греки», от Балтийского до Черного моря; в Московский период - путь от Волги до Балтийского моря через водораздел между реками Тверцой и Цной длиной в 11 км (отсюда - наименование города «Вышний Волочок»).

Развитие искусственных водных путей начинается с середины 15 века, когда инженером ди-Моденом был построен камерный шлюз для проводки судов из одного канала в другой при разности горизонтов воды в них в 3 м. Применение камерных шлюзов для судоходства позволяет разбить несудоходную реку водонапорными плотинами на ряд ступенчатых участков с различными горизонтами воды и достаточными глубинами и при помощи расположенных в плотинах шлюзов переводить суда из одного участка в другой. Схема такой канализованной реки приведена на фиг. 1.

Схема канализованной реки

Применение шлюзов позволяет также соединять судоходными каналами через водоразделы две реки, что видно из фиг. 2.

Применение шлюзов позволяет также соединять судоходными каналами через водоразделы две реки

Дальнейший толчок к развитию искусственных водных путей дало изобретение в начале 19 в. разборчатой плотины Пуаре. Применение плотины этого типа позволяет в широких пределах регулировать горизонты воды в реке и тем создавать необходимые для судоходства условия. Для создания на реках наиболее благоприятных для судоходства условий без коренного изменения их естественного режима применяется регулирование или выправление рек путем системы гидротехнических сооружений (береговое укрепление, дамбы, буны, запруды и др.) или поддержания необходимой глубины фарватера землечерпанием. Вследствие дешевизны водного транспорта внутренние водные пути имеют большое значение для народного хозяйства и в наиболее промышленно развитых странах искусственные водные пути получили широкое распространение. Так, в Бельгии и Франции искусственные водные пути составляют около 2/3 общего протяжения всех внутренних водных путей, в Германии – около 1/3.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.