Вискозины

в

ВИСКОЗИНЫ, прозрачные смазочные масла желтого цвета, из числа тяжелых цилиндровых, применяемые для смазки цилиндров паровых машин, работающих как насыщенным, так и перегретым паром; в тот же разряд цилиндровых масел входят и близкие к вискозинам вапоры. Исходным сырьем при выделке вискозинов служит нефтяной мазут (удельный вес 0,910—0,916). Однако мазут из апшеронских нефтей не дает вискозы непосредственно при первой перегонке. Для получения вискозинов требуется либо концентрация дистиллятов цилиндрового масла либо очистка мазута или полугудрона. Если процесс ведется на масло высокой вспышки, до 330° (масел с более высокой вспышкой из русских нефтей не выделывают), то применяется именно второй способ, либо в кислотно-щелочном варианте, либо в чисто кислотном. Первый из них состоит в сернокислотной очистке мазута, нейтрализации полупродукта едким натром, промывке и концентрации. Выход продукта тем меньше, чем выше его вспышка; так, при вспышке при температуре около 250° выход составляет 45%, а при вспышке около 330° - 10%. Масла, получаемые по этому варианту кислотного способа, содержат до 0,1% золы от неотмытых мыл. Второй вариант, чисто кислотный, разработан Л. Гурвичем. В этом процессе нефтяной полугудрон со вспышкой в 250° очищается только серной кислотой, затем отстаивается от кислотного гудрона и продувается в течение 10—12 часов перегретым паром при 230°. Полученный вискозин «3» для дальнейшего повышения вспышки концентрируется под вакуумом. Такие масла натровой золы не содержат вовсе, а железной содержат только следы.

Несмотря на удовлетворительные вспышки, цилиндровые масла из балаханской нефти невыгодно отличаются от американских большим содержанием смолистых веществ, вследствие чего они весьма вязки при обыкновенных температурах, тогда как при высоких - весьма подвижны. К тому же, по исследованию И. Гутта и Л. Гухмана (1925 г.), при температуре около 300° удельная вязкость даже для крайних вискозин отличается весьма немного. Напротив, американские цилиндровые масла подвижны при обыкновенных температурах, но сравнительно вязки при высоких. Этот недостаток масел из балаханских нефтей м. б. устранен выделкой вискозинов непосредственно из сырой нефти путем кислотной очистки ее и аммиачной нейтрализации; однако такой процесс дорог. Вапоры «М» и «Т» из эмбенской нефти в отношении вязкости близки к американским; получаются они кислотной обработкой гудрона и солярового масла, отстоем и отгонкой следов кислоты и примеси солярового масла.

Стоимость в Москве цилиндровых масел для машин, работающих насыщенным паром, в 1902—1915 гг. все время росла - от 17,7 коп. до 31,7 коп. за кг; стоимость цилиндровых масел для машин, работающих перегретым паром, возрастала в 1909—1915 гг. - от 42,6 коп. до 45,0 коп. за кг. Ежегодный общий выпуск всех смазочных масел русскими нефтеперегонными заводами за время с 1900 по 1914 г. колебался в пределах от 101,6 до 441,7 тыс. т, причем можно подметить тенденцию к возрастанию; минимум падает на 1906 год, а максимум - на 1913 год. За указываемое время выпущено смазочных масел всего 4275,5 тыс. т. Вывоз за границу смазочных масел из бакинского района с 1883 по 1915 г. колебался в пределах от 23,9 тыс. т до 270,1 тыс. т. Данные 1927 г. о цилиндровых маслах для паровых машин, выпускаемых Нефтесиндикатом, сопоставлены в следующей таблице.

Данные 1927 г. о цилиндровых маслах для паровых машин, выпускаемых Нефтесиндикатом

Американские смазочные масла типа цилиндровых, применяемые для машин с перегретым паром и получаемые концентрацией очищенного мазута, близки по свойствам к апшеронским вискозинам и носят название вальволинов. Как и у вискозинов, их преимущество, сравнительно с обыкновенными маслами равной с ними концентрации, - значительно более низкая температура замерзания. Для примера в таблице приводятся характерные данные для трех вальволинов:

Вальволины

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.