Вираж

Вирирование

ВИРАЖ, раствор, применяющийся в фотографии для вирирования (тонирования) позитивов, т. е. для придания им желательного оттенка и стойкости. На бумагах для видимого печатания (см. Бумаги фотографические) изображение слагается из мелко раздробленного металлического серебра рыжеватого оттенка, выцветающего со временем. Поэтому его либо переводят в более стойкие соединения серебра или свинца (например, сернистые), либо замещают более стойким металлом - золотом или платиной. Этот последний процесс и достигается благодаря действию виража. На бумагах с проявлением изображение состоит из мелко раздробленного серебра черного или серого цвета, недостаточно красивого и стойкого, поэтому и здесь часто прибегают к виражу. Кроме того, при обработке снимка необходимо удалить оставшееся неизмененным галоидное серебро, которое быстро потемнело бы на свету. Это достигается фиксажной ванной, состоящей преимущественно из серноватистокислого натрия (гипосульфита), растворяющего AgCl и AgBr. Фиксажная ванна либо следует за виражом, либо соединяется с ним в одну ванну.

Бумаги для видимого печатания. Отпечатки до вирирования д. б. предварительно тщательно промыты. 3олотой вираж. Рецепты: I - воды дистиллированной, как и везде в дальнейшем, 1000 см3, роданистого аммония 10 г; II - воды 100 см3, хлорного золота (коричневого) 1 г. Смешивают 100 см3 раствора I с 5 см3 II; тона получаются от красно-фиолетовых до сине-фиолетовых в зависимости от продолжительности вирирования. Эта ванна не стойка, поэтому предпочтительнее: I - воды 1000 см3, уксуснокислого натрия (плавленого) 40 г; II - воды 250 см3, роданистого аммония 5 г; III - хлорное золото 1:100. Смешивают равные части I и II, и на 100 см3 смеси прибавляют 5 см3 III. Коричневые тона дает следующий вираж: I - хлорное золото 1:100; II -воды 50 см3, тиокарбамида 1 г; к 25 см3 I приливают (около 15 см3) II до растворения получающегося бурого осадка; смесь доливают водой до 1 л и прибавляют 0,5 г лимонной кислоты и 10 г поваренной соли. Платиновый вираж (для матовых бумаг) дает коричневые тона различных оттенков, видимые после фиксирования. Рецепт: воды 1000 см3, K2PtCl4 1 г, молочной кислоты (плотность 1,21) 20 см3. Сернистый вираж переводит серебро изображения в Ag2S: воды 1000 см3, гипосульфита 50 г, раствора сернистого натрия Na2S (1:100) 10—15 см3.

Совместная вираж-фиксажная ванна особенно часто применяется любителями для вирирования небольшого числа отпечатков. Свинцовый вираж-фиксаж: I - воды 1000 см3, гипосульфита 200 г; II - воды 200 см3, азотнокислого свинца 40 г. Золотой вираж-фиксаж: I - воды 900 см3, гипосульфита 200 г; II - воды 100 см3, азотнокислого свинца 10 г; III - воды 100 см3, хлорного золота 1 г. Смешивают 90 см3 I, 10 см3 II и 5 см3 III; смесь не отличается стойкостью, отдельные растворы хорошо сохраняются.

Самоокрашивающиеся (самовирирующиеся или самотонирующиеся) бумаги содержат в светочувствительном слое вещества, входящие в состав виража. Они должны быть тщательно отмыты водой или раствором NaCI, а затем зафиксированы гипосульфитом и промыты.

Бумаги с проявлением. Окрашивание м. б. произведено в самые различные тона. Укажем лишь несколько рецептов ванн, применяющихся после проявления, фиксирования, промывки и сушки отпечатков. Черно-коричневые тона: I (хранить в темноте) - воды 1000 см3, красной кровяной соли 35 г, бромистого калия 10 г; II (составлять перед употреблением) - воды 100 см3, сернистого натрия 3 г. Отпечаток слегка отбеливается в I, затем кладется во II и промывается. Красно-коричневые тона: воды 1000 см3, азотнокислого урана 15 г, щавелевой кислоты 12 г, бертолетовой соли 2,5 г, красной кровяной соли 6 г. Синие тона: I - воды 1000 см3, красной кровяной соли 10 г, аммиака 10 см3; II - воды 200 см3, хлорного железа 1 г, соляной кислоты 4 см3. Отпечатки совершенно отбеливаются в I, промываются и переводятся во II.

Нужно также упомянуть о вирировании растворами анилиновых красок. Для этой цели серебро позитивного изображения переводится (в специальной ванне) в галоидное, хромовое или железосинеродистое соединение, которое прокрашивается затем в ванне, представляющей раствор анилиновой краски. При этом «отбеленное» в первой ванне изображение является протравой для второй ванны.

Виражи для диапозитивов в общем те же, что и для бумажных позитивов. Здесь приходится особенно заботиться о чистоте фона и прозрачности, для чего иногда применяется особая осветляющая ванна: 930 см3 воды, 31 г медного купороса, 78 г гипосульфита, 31 г 30%-ной уксусной кислоты.

Вирирование позитивных кинолент производится по тем же принципам, что и вирирование бумажных отпечатков и диапозитивов. Особенно часто применяется вирирование в тона: сепия, синие (солями железа) и окрашивание анилиновыми красками.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.