Верфь

Верфь

ВЕРФЬ, место для постройки судов, спуска их на воду и ремонта. Обычно на верфи строится лишь корпус судна с его оборудованием, главные же и вспомогательные механизмы доставляются на верфь в готовом виде для установки на судно (на судостроительном заводе производится постройка судна в целом, т. е. корпуса и механизмов). Верфь располагается на берегу бухты или реки, имеющих достаточную водную площадь и глубину, необходимые для спуска и проводки строящихся судов. Помимо топографических условий местности необходимо, чтобы верфь была связана железнодорожными или водными путями с добывающими и обрабатывающими центрами страны, обеспечивающими верфь дешевым строительным материалом и топливом, а также квалифицированной рабочей силой. Каждая судостроительная верфь обычно предназначается для постройки судов однородных типов, - например крупных военных и коммерческих судов, миноносцев, судов внутреннего плавания, самоходных и несамоходных. В том случае, когда верфь для постройки и ремонта военных судов находится в исключительном ведении морского ведомства, она называется адмиралтейством и имеет своей задачей, кроме постройки новых судов и их ремонта, обслуживать суда флота средствами снабжения.

Верфь для постройки судов должна иметь следующее оборудование. 1) Стапели, т. е. площадки для постройки корпусов строящихся судов и спуска их на воду, со всем их оборудованием в виде спусковых и подводных фундаментов, кранов, стрел и т. д. В прежнее время, особенно в странах с холодным климатом, стапели устраивались закрытыми внутри каменных, деревянных или железных, достаточно хорошо застекленных эллингов; однако все увеличивающиеся размеры судов заставили в настоящее время перейти к открытым стапелям как более дешевому и удобному способу постройки. В зависимости от своего расположения относительно береговой линии стапели бывают продольные, расположенные нормально к берегу, предназначенные для спуска судна кормой вперед, и поперечные - параллельные берегу, с которых судно спускается боком (лагом); последний вид стапелей очень часто встречается на верфях для речных судов, особенно при сравнительно малой ширине реки. 2) Разбивочный плаз, занимающий иногда очень значительную площадь, на полу которого, закрашенном в черный цвет, прочерчивают мелом в натуральную величину обводы строящегося судна для изготовления по ним необходимых шаблонов. 3) Судостроительная мастерская, оборудованная кранами и разного рода станками, необходимыми для производства работ по холодной обработке отдельных частей корпуса судна, а именно: станками для обрезки листов, строгальными, вальцовочными, для отгибания фланцев, для проколки дыр в листах и угольниках, сверлильными и др.; отдельно расположенными калильными печами и при них чугунными плитами для обработки листовой и сортовой стали в горячем состоянии; кузницей с горнами, вагранками и небольшими паровыми молотами для производства легких судостроительных работ.

4) Сборочный плаз, где изготовленные в судостроительной мастерской и кузнице отдельные части корпуса собираются перед их установкой на стапеле. 5) Деревообделочная мастерская для производства плотничных и столярных работ на судне, при которой обычно имеется отделение для изготовления моделей штевней, рулей, кронштейнов, клюзов и пр. для отсылки их на механические заводы, а также моделей судов в малом масштабе для разбивки на них пазов и стыков обшивки, палуб и прочего. 6) Мастерские вспомогательного значения: слесарно-сборочная для поделки и сборки мелких частей оборудования судна, цинковальная, медницкая, котельная, малярная, такелажная, парусная, блоковая, фонарная, купорная и др. 7) Шлюпочная мастерская, лесопильный завод, лесосушилка и канатный завод. 8) Для хранения строительных материалов и топлива склады леса, стали, угля и прочего, а также магазины для хранения малых механизмов, изделий и снабжения. 9) Силовая станция, паровая или тепловая, для снабжения установок энергией и для подачи сжатого воздуха для пневматических инструментов, имеющих большое применение в судостроении. Верфь, должна иметь водоснабжение, канализацию и противопожарные средства в виде стационарных устройств и пожарных судов. Оборудование верфи дополняется целесообразно развитой системой рельсовых путей с вагонетками и кранами для переброски материалов и изделий со склада в мастерские, а из них уже на стапель. Обычно достройка спущенных судов производится также на верфи, а потому д. б. целесообразно оборудованная подъездными путями и кранами береговая линия для стоянки судов и так называемый бассейн для постройки судов. Береговая линия м. б. очень полезной для доставки на верфь водой топлива, основных строительных материалов и т. д. Расположение складов, мастерских, стапелей, плаза и других учреждений верфи должно удовлетворять всем требованиям рационализации производства в смысле наименьшего пробега материалов и изделий; этим же требованиям должно удовлетворять размещение станков и других механизмов в мастерских и на стапеле. В этом отношении многие современные верфи стремятся к фабричному методу постройки судов (сериями) по возможности при малом числе типов, а также к стандартизации отдельных деталей корпуса судна и его оборудования.

Техническое бюро верфи, с его обширными и светлыми чертежными, светокопировальной или литографской мастерской, архивом чертежей и библиотекой, размещается в непосредственной близости от разбивочного плаза, стапелей и мастерских. Весьма часто в одном с ним здании находятся заводоуправление, приемный покой, охрана верфи и т. д.

Забота о целесообразном использовании рабочей силы является мотивом для устройства дешевых столовых и мест для разумного отдыха на территории верфи; точно также, в целях привлечения и сохранения основного кадра квалифицированных рабочих и техников, при верфях, удаленных от населенных центров, устраиваются рабочие поселки.

Верфи, на которых должен производиться более или менее значительный ремонт судов, обладают кроме ремонтных мастерских соответствующими сухими и плавучими доками, устройствами для подъема судов на берег (слипы и мортоновы эллинги), плавучими кранами и т. д. Для производства приемных испытаний построенных судов вблизи верфей должно иметься специально обследованное и огражденное вехами водное пространство, т. н. «мерная миля», защищенное по возможности от ветра и течения. На наиболее крупных иностранных верфях имеются специальные бассейны для испытания сопротивления воды движению моделей строящихся судов.

При современном развитии судостроительной промышленности общая площадь верфи, несмотря на наиболее компактное и удобное размещение стапелей и мастерских, достигает значительных размеров, особенно, если прибавить водную площадь, непосредственно примыкающую к верфи и предназначенную для ее надобностей. Чистый тип судостроительной верфи в настоящее время встречается сравнительно редко, преимущественно в мелком судостроении внутренних бассейнов страны с преобладанием судов непарового флота. Помимо верфей чисто кустарного характера для постройки приморских каботажных и промысловых морских деревянных судов, а также речных непаровых деревянных баржей, можно указать на крупные верфи в СССР: бывший Адмиралтейский завод (ныне судостроительный завод им. Марти), Северная судостроительная верфь в Ленинграде, судостроительный завод в Севастополе, бывший завод Русского общества пароходов и торговли в Одессе. Остальные заводы, как морские (Балтийский и Невский в Ленинграде, судостроительный заводы в Николаеве), так и речные (Сормовский, Коломенский и др.), связаны с машиностроением. За границей имеется много полных заводов, но есть и верфи, на которых строятся только корпуса, а механизмы для них изготовляются на отдельных заводах.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.