Вагранка

ВагранкаВАГРАНКА, шахтная печь для процессов обжига (железной руды, доломита), разложения (известняка), плавления (чугуна для фасонного литья, чугуна для дальнейшей переработки в малом бессемере или электропечи, редко - меди для крупных отливок). Вагранка для плавления чугуна (литейная вагранка) появилась в конце 18 в., когда по мере развития машиностроения увеличилось потребление машинного литья, и в настоящее время при производстве чугунных отливок вагранка - общепринятая печь для плавления. Вагранка для переплавки чугуна строится в виде шахты (фиг. 1), с кладкой из огнеупорного (шамотного) кирпича; в верхнюю часть - колошник - производится завалка металлической шихты, горючего и флюса (для образования шлака); нижняя часть шахты переходит в горн, в котором собирается расплавленный чугун. Вся кладка заключается в кожух из котельного железа. Кладка и кожух стоят на лещадной плите 1, покоящейся на чугунных колонках. Колошник вагранки открытый; выше уровня колошника кожух продолжается и переходит в трубу (для отвода продуктов горения); в кожухе выше колошника делается колошниковое окно, через которое заваливается шихта. Средняя часть лещадной плиты откидная; у больших вагранок - эта плита с двумя створками.

ВагранкаЛещадь - набивная. Выше уровня лещади оставляется рабочее окно 2 для доступа внутрь шахты (во время плавки оно заложено крышкой или дверцей 3), а на уровне лещади - очко 4 для выпуска металла. Часто для скопа чугуна (вместо горна) устраивают отдельный от вагранки металлоприемник (фиг. 2) - передовой горн, который особенно полезен при отливке больших чугунных предметов, так как дает возможность получить более ровный по составу чугун в большом количестве. Воздух подается на некоторой высоте над лещадью вентилятором по воздухопроводу в кольцевую трубу 7 (фиг. 1), из которой через ряд отверстий 5 (фурм) поступает в шахту 6. Под фурмами делают отверстие 8 для выпуска шлаков. Нормально топливом для вагранок служит литейный кокс, иногда работают на антраците или добавляют антрацит к коксу, а в вагранках специальной конструкции работают на пылевидном горючем (молотый каменный уголь) или на нефти.

ВагранкаПереплавка чугуна в вагранке и сущность процесса. Вагранка новая или отремонтированная д. б. хорошо просушена. Для растопки на лещадь закладывают дрова, загружают на них первую холостую (т. е. без чугуна) колошу кокса и разводят огонь. Удобно для растопки применять вместо дров нефтяные форсунки. Когда кокс загорится и прогреется равномерно докрасна (2—3 ч.), пускают дутье. После прогрева кокса на дутье добела приступают к загрузке рабочих колош металла, флюса и кокса. Флюс, в виде известкового камня, служит для ошлаковывания золы кокса и песка, всегда попадающего в шихту (на штыках чугуна, литниках), и для предохранения чугуна от перехода в него серы из кокса. Высота холостой колоши должна быть на 500—600—750 мм выше верхней кромки фурм (меньшая высота допустима при лучшем, плотном коксе). За счет кислорода воздуха, поступающего в вагранку через фурмы, происходит горение в верхней части холостой колоши, и на некоторой высоте над фурмами устанавливается область наиболее высокой температуры, где и происходит плавление металла. Непосредственно у фурм углерод горючего сгорает, причем выделяется около 8130 Cal на 1 кг его. При дальнейшем движении газов через вышележащие раскаленные слои горючего происходит в присутствии углерода кокса восстановление углекислоты в окись углерода. В конечном счете, если соотношение СО/СО2 - в ваграночных газах велико, плавка идет не экономично. Чтобы иметь в газах возможно меньшее количество СО, количество подаваемого в вагранку дутья должно вполне соответствовать качеству и количеству горючего и диаметру горна. Подача свежих колош кокса в процессе плавки должна возмещать убыль кокса, сгоревшего в поясе плавления, и поддерживать последний на должной высоте. Для лучшего нагрева расплавленного металла, для уменьшения угара и перехода серы из кокса в шлак плавление металлической шихты должно начинаться на верхней границе пояса плавления, ширина (высота) которого в хорошо действующих коксовых вагранках нормально 150—200 мм. Расплавленный чугун каплями стекает мимо фурм и собирается в горне вагранки (или в передовом горне), откуда, когда нужно, по желобу выпускается в ковш. Протекая мимо фурм и встречаясь с газами, содержащими свободный кислород, чугун несколько окисляется – происходит угар Si, Mn, Fe и С. Однако ниже фурм при соприкосновении с раскаленным горючим чугун вновь насыщается углеродом, и в нормально действующей вагранке с угаром углерода не приходится считаться. Угар Si выражается в 10—15%, угар Мn - в 15—20%. Угар железа по сравнению с общим его содержанием в чугуне незначителен и при подсчетах шихты в расчет не принимается. Содержание серы в ваграночном чугуне увеличивается на 30—50% (против содержания в шихте) вследствие перехода этого элемента из кокса; количество фосфора практически можно считать не изменяющимся.

ВагранкаПростейшая схема устройства ваграночной печи, описанная выше, в действительности усложнилась изменениями, которыми конструкторы и строители пытались достичь лучших результатов и, в первую очередь, экономии горючего. Чтобы дожечь имеющуюся в ваграночных газах окись углерода в СО2 путем подачи в шахту добавочного воздуха, созданы конструкции вагранок с 2-3 рядами фурм (вагранка системы Айрленда - с двумя рядами фурм и некоторые другие), с фурмами, расположенными по винтовой линии (вагранка системы Грейнера и Эрпфа), и т. д. Для концентрации наивысшей температуры и достижения равномерности распределения дутья в области фурм суживают сечения вагранки в данном месте и устраивают среднюю фурму (вагранка системы Веста) или заменяют несколько фурм одной щелью для прохода воздуха (вагранка системы Макензи). Требования закона о недопущении в населенных местах выбрасывания искр и дыма, происходящих при работе вагранок с дутьем, вызвали к жизни вагранку системы Гербертца и др. Идея утилизации тепла в продуктах горения вызвала разработку ряда конструкций для осуществления в вагранке подогрева воздуха. В немецких литейных появилась вагранка системы Шюрмана с утилизацией тепла отходящих газов способом, подобным принятому для нагрева дутья в доменных печах. Вагранка снабжена двумя камерами, наполненными специальной насадкой из огнеупорных трубок. Через каждую из камер попеременно проходит то воздух от вентилятора, то продукты горения из шахты вагранки, богатые содержанием СО. При входе в камеру в нижней ее части содержащаяся в газах СО сгорает за счет поступающего воздуха. Поднимаясь вверх по камере, окончательные продукты горения передают содержащуюся в них теплоту огнеупорной насадке. Воздух подается в вагранку вентилятором через разогретую камеру и может быть нагрет до 800°С. Перемена направления воздуха и продуктов горения производится через каждые 5—10 минут перекидкой клапанов. Часть продуктов горения, образующихся в поясе горения, проходит также через шахту вагранки для подогрева ее. От вагранки системы Шюрмана ожидается до 25% экономии на расходе кокса и меньшее насыщение металла серой (целесообразность конструкции этой вагранки и вопрос об экономичности ее еще не установлены).

ВагранкаДля применения в вагранке пылевидного угля в качестве топлива фирма Бабкок и Вилькокс выпустила комплектное устройство механизмов для размалывания угля и подачи пыли в шахту вагранки, которое приспособлено к любой вагранке (фиг. 3). Угольная пыль из бункера, помещенного на некоторой высоте рядом с вагранкой, через особый питательный прибор сжатым воздухом (до 2 atm) подается равномерно в сопла, поставленные в количестве от 2 до 4 (в зависимости от величины вагранки) на высоте пояса плавления. Были произведены попытки частичного применения нефти в коксовых вагранках, причем нефть поступала в наиболее горячую часть шахты по трубке из бака, расположенного на некоторой высоте. Заменяя т. о. часть кокса нефтью (в случае более дешевых цен на нефть), можно получить некоторую экономию. Нефтяные вагранки (типа инж. Петрашевского и Савина) представляют в сущности отражательную печь (фиг. 4; размеры в мм), отапливаемую нефтью, с боковой шахтой, в которую загружается чугун. Дымоход обыкновенно прямоугольного сечения. Шахта заполняется чугуном с добавкой дров или кокса (последнего 2—3% от веса чугуна) в целях предохранения металла от окисления кислородом, содержащимся в продуктах горения, а также для разрыхления шихты. При плавке чугуна в нефтяных вагранках получается значительный угар Si и Мn, однако не происходит насыщения металла серой.

Количество топлива на плавку (коксовая колоша) должно быть достаточным для расплавления и перегрева чугуна, образования жидких шлаков и для возмещения различного рода потерь тепла, происходящих во время плавки, например, от неполного сгорания С в СО, уноса тепла продуктами горения через колошник, лучеиспускания и т. д. Для расплавления 100 кг чугуна и нагрева его до 1350°С необходимо: [0,18·1200 + 0,25(1350-1200) +23]·100 ≈ 27650 Cal, где 0,18 - теплоемкость чугуна до температуры 1200°С, 0,25 - теплоемкость жидкого чугуна, 23 - скрытая теплота плавления чугуна в Cal. Вышеуказанные статьи расхода тепла на 100 кг чугуна выражаются приблизительно в следующих цифрах:

Плавление и образование шлаков … 4985 Cal
Тепло продуктов горения (потеря через колошник) … 8000 Cal
Потеря от неполноты горения … 14000 Cal
Потеря через стенки вагранки в атмосферу … 3 000 Cal
Всего:  … 29 985 Cal

Т. о. из топлива д. б. получено 27650 + 29985 ≈ 58000 Cal. При теплопроизводительности кокса среднего качества в 6500 Cal, расход его д. б. не менее 58000 : 6500 = 8,93 кг (~ 9%); при хорошем коксе расход на плавку понижается до 8%. С другой стороны, величина коксовой колоши определяется высотой (шириной) пояса плавления, т. к. выгоднейшая в отношении хода процесса высота его должна быть в пределах от 150 до 200 мм; принимая, что 1 кг кокса занимает объем 0,0016—0,0025 м3, имеем соотношение между весом К коксовой колоши и поперечным сечением вагранки:

f-3

т. е. что на 1 м2 сечения вагранки вес коксовой колоши К ≈ 100 кг. Количество воздуха при плавке на коксе, на основании расчета и изучения работы нормально действующей вагранки, д. б. в пределах 100—120 м3 в 1 м. на 1 м2 сечения вагранки. Количество воздуха, подаваемого вентилятором, на 20—25% больше вследствие потерь в воздухопроводе. Давление дутья рассчитывается в соответствии с диаметром вагранки: чем последний больше, тем выше д. б. давление, для того чтобы дутье равномернее распространялось и проникало по всему сечению шахты. Для определения давления дутья может служить формула f-4, где р - давление дутья в мм вод. ст., a W - количество воздуха в м3 в мин.; принимая подачу воздуха в количестве 100 м3 в минуту на 1 м2, получим

f-5

Для измерения упругости дутья (статического давления) к воздухораспределительной коробке присоединяют воздухомер (манометр). В простейшем виде воздухомер состоит из изогнутой в виде колена стеклянной трубки, прикрепленной к доске, на которой нанесена шкала с делениями на мм и см. Для измерения количества воздуха надлежит определить динамическое давление, представляющее разность между полным давлением и статическим давлением в воздухопроводе. Динамическое давление измеряется трубками Пито, трубками Вентури, трубчатыми и диафрагмовыми тягомерами. Вес колош (загрузок) чугуна д. б. взят в соответствии с правильно рассчитанной колошей горючего; практически при плавке на коксе вес чугунной колоши обычно равен от 1/10 до 1/16 часовой производительности вагранки. Как правило, тяжелые коксовые и чугунные колоши вредно влияют на ход плавки благодаря образованию высоких слоев шихты. При плавке на антраците вес чугунных колош принимается равным 1/4—1/3 часовой производительности вагранки.

Производительность вагранки. Под производительностью вагранки подразумевают количество чугуна, выплавляемого в течение одного часа. Производительность вагранки, определяемая ее диаметром, зависит от упругости и количества дутья, качества горючего и его относительного расхода. При нормальной колоше кокса с уменьшением вдуваемого воздуха не только уменьшается производительность вагранки, но и понижается температура чугуна и шлака. Также, при нормальном количестве дутья, с увеличением коксовой колоши уменьшается производительность вагранки, но темпертура чугуна и шлака повышается.

Расчет, конструкция и данные для построения вагранки. На основании многолетнего опыта и попыток выработать наиболее правильный для хода процесса профиль шахты вагранки надо считать, что цилиндрическая форма при одинаковом диаметре шахты по всей ее высоте является наилучшей. Диаметр вагранки определяется из размера нормальных колош топлива на плавку, или, точнее говоря, из условия правильной толщины колоши. Если Q - часовая производительность вагранки, n - число колош чугуна в 1 ч., А - количество кокса, требуемого на проплавку 1 кг чугуна, и а - удельный вес кокса, то получим, с одной стороны, объем коксовой колоши равным f-01  с другой стороны, тот же объем, очевидно, будет равен f-02

где d - внутренний диаметр шахты и m - нормальная толщина коксовой колоши; т. о.

f-6

Произведение m·n·α на площадь сечения вагранки. f-03 есть, очевидно, вес кокса, расходуемого в 1 ч. Согласно предыдущему этот вес равен 8—10% от веса проплавленного чугуна. Принимая на основании работы существующих вагранок, что в 1 час на 1 м2 сечения вагранки расплавляется в среднем около 10000 кг чугуна, получим: m·n·α·1 равным от 10000·0,09 до 10000·0,1 = от 900 до 1000, следовательно,

f-7

Сечение глаза всех фурм д. б. взято в соответствии с физическими и пирометрическими свойствами горючего, на котором предположена работа. На основании практики работы нормально действующих коксовых вагранок площадь фурм для них делают равной 1/8—1/10 площади поперечного сечения вагранки. В существующих вагранках встречаются фурмы круглого, овального и, чаще всего, прямоугольного сечения. Для равномерного распределения вдуваемого воздуха по всему сечению вагранки рекомендуется ставить фурмы, расширяющиеся внутрь вагранки в горизонтальном направлении (по окружности), оставляя между фурмами толщину (простенок) футеровки в 120—150 мм. Практически количество фурм при одном ряде их колеблется от 2 до 8 в зависимости от диаметра вагранки. Высота фурм над лещадью д. б. возможно меньше для лучшего прогрева горна (лещади) и в целях экономии горючего на холостой колоше. При слишком высоко расположенных фурмах выпускаемый чугун получается недостаточно горячий, т. к. во время самой плавки горение топлива в горне не происходит, и нужная температура горна может поддерживаться только за счет теплоты расплавленного чугуна и через теплопередачу от горячей зоны, образующейся выше фурм. В вагранке без передового горна высота над лещадью до фурм определяется максимальным количеством чугуна, которое желательно получить в одном выпуске из вагранки, и слоем шлаков, всегда плавающим на поверхности чугуна, но не выше, чем на 3/4 диаметра вагранки.

В вагранке с передовым горном фурмы располагают на высоте от лещади в 150—400 мм, причем, если желательно сохранить пояс науглероживания чугуна, высоту фурм делают близкой к высшему из указанных пределов. В вагранке с двумя рядами фурм верхний ряд обычно устраивают на высоте 400—450 мм над нижним. Заметим, что второй ряд фурм ускоряет несколько плавку чугуна, но экономии в топливе не дает и увеличивает расход на ремонт футеровки шахты. Высота шахты над фурмами коксовых вагранок может быть рассчитана в м по формуле:

H = 2,25 + 2,60 D2,

где D - диаметр вагранки в м. Буцек дает для полной высоты (Н) вагранки от подовой плиты до края загрузочного окна формулу:

Н = 0,006 d + 0,32 м,

где d берется в мм. Вообще высота шахты должна соответствовать физическим свойствам и размерам кусков горючего. При определении высоты шахты соответственно ее диаметру д. б. принята во внимание необходимость иметь правильный сход колош и предотвратить возможное зависание шахты (зависание легко случается в вагранках малого диаметра, но чрезмерно высоких). Высота шахты должна быть достаточной, чтобы теплота отходящих продуктов горения в наибольшей степени утилизировалась на подогрев опускающейся вниз шихты; температура отходящих газов должна быть 150—200°С.

Шахта вагранкиШахта вагранкиШахта вагранки. Кожух вагранки склепывают из листового железа толщиной в 6—12 мм; для больших вагранок железо берут более толстое. Кладку вагранки делают из огнеупорного материала, чаще всего из шамотного кирпича. Во избежание напряжений в кожухе от расширения кладки во время разогрева вагранки кирпичи укладывают с зазором в 20—40 мм между кожухом и кладкой, зазор выполняют обыкновенно рыхлым податливым материалом, например, кварцевым песком, шлаковым мусором и др. На фиг. 5 (размеры даны в мм) показаны кирпичи различного профиля, применяемые для футеровки и различных способов кладки и футеровки. Кладку вагранки можно делать также набивную из огнеупорной массы при помощи шаблона, вращающегося около шпинделя, укрепленного на оси вагранки, или, еще лучше, короткого барабана-шаблона, передвигаемого вверх по шахте по мере выполнения набойки. Верхнюю часть вагранки около загрузочного окна рекомендуется выкладывать литыми чугунными кирпичами (фиг. 6) в целях предохранения верхней части шахты от разрушений при завалке шихты. Вагранки диаметром 500 мм и меньше для удобства ремонта делают составными из отдельных колец, а часто и эти последние разнимаются по образующей, как показано на фиг. 7. В помещенной ниже таблице указаны толщины футеровки, рекомендуемые при различных диаметрах вагранки.

Толщина футеровки при различных диаметрах вагранки

Труба (из листового 5—8 мм железа), про­должающая шахту и колошник, д. б. до­статочно высока во избежание выбрасыва­ния искр. Изнутри трубу футеруют кир­пичами на толщину 120—150 мм. Целесообразно вагранки снабжать искроуловительными камера­ми или специальны­ми приспособлениями, служащими для предупреждения вы­летания искр; эти устройства основы­ваются чаще всего (фиг. 8) на замедле­нии скорости движе­ния газов (принуж­денным крутым по­воротом их) или на гашении искр и пла­мени водой. Сечение искроуловительной камеры делают в 3,5—5 d, а высоту ее в 2,25—2,5 d, где d - диаметр шахты вагранки. ВагранкаРазмеры колошникового отверстия для загрузки шихты обычно колеблются от 600x800 мм до 950х1200 мм; эти размеры д. б. взяты в зависимости от способа загрузки вагранки.

ВагранкаОтверстие в кладке для выпуска чугуна оставляют равным 60—100 мм. Самое очко, через которое вытекает расплавленный чугун, делают диаметр в 20—30 мм в зависимости от производительности вагранки. Во время растопки и в начале задувки отверстие для выпуска чугуна оставляют открытым; во время плавки его заделывают глиняной пробкой. Можно рекомендовать применение механических приспособлений для закупоривания выпускного очка при частых выпусках чугуна (механизированная работа заделки); при этом предотвращается возможность забрызгивания чугуна и ожогов людей. На фиг. 9 показано оправдавшее себя на практике приспособление, пригодное для всякой вагранки. Оно приводится в действие помощью рукоятки к, насаженной на рычаг l, заклиненный на валу b; последний вращается в двух подшипниках а, прикрепленных к шахте вагранки. На том же валу b прочно заклинен рычаг с, имеющий на другом конце головку, несущую стержень m, который собственно и служит для закупоривания очка; груз h служит для увеличения силы нажима. Для предупреждения падения механизма при открывании очка (благодаря собственному весу) на валу b насажен рычаг с противовесом n.

Высота выпускного отверстия над полом литейной (которой определяется также высота желоба) берется в зависимости от высоты ковшей. По данным практики, при небольших ручных ковшах h= 0,45—0,50 м, при ручных и небольших ухватных ковшах h = 0,65— 0,75 м. При крановых ковшах в зависимости от их размеров h = 0,9—1,6 м. В том случае, когда крупными крановыми ковшами пользуются лишь изредка, рекомендуется под желобами устраивать приямок. Отводной желоб (чаще железный) приклепывается к кожуху, реже подвешивается. Уклон желоба должен соответствовать уклону лещади вагранки и быть равномерным. Длинные желоба рекомендуется подпирать снизу. Перед каждой плавкой желоб необходимо заново обмазать глиной. ВагранкаВо избежание взрывов, которые иногда происходят в воздухопроводе вследствие того, что во время остановки вентилятора окись углерода проходит через фурмы и воздухопровод вплоть до вентилятора, при вагранке рекомендуется устраивать предохранительные клапаны, так как, иначе, получившаяся сильно взрывчатая смесь из окиси углерода и воздуха при возобновлении дутья быстро, со взрывом, воспламеняется и причиняет большие разрушения. На фиг. 10 представлен т. н. двойной предохранительный клапан, состоящий из коробки, прикрепленной вместе с сеточной прокладкой к воздушной кольцевой коробке. Пружина нижнего клапана b выбирается с таким расчетом, чтобы клапан опускался книзу при давлении около 200 мм вод. столба в воздухопроводе. При остановке дутья, очевидно, клапан должен приподняться, и воздух извне будет проникать в шахту вагранки, благодаря чему вытекание окиси углерода не будет иметь места и, следовательно, устранится опасность взрыва. Предохранительный клапан вагранкиПрактически при отсутствии предохранительных клапанов, немедленно по остановке дутья, открывают фурменные гляделки. Пружина верхнего клапана а рассчитана на наибольшее давление, на которое предположена работа вагранки, и открывается в момент повышения давления в воздухопроводе, что случается при зашлаковывании фурм. Шихтовые материалы подаются на колошниковую площадку подъемниками различной конструкции и загружаются в вагранку через колошниковое окно. Колошниковая площадка-помост расположена на уровне загрузочного окна вокруг вагранки; на ней размещают все составные части шихты. Самая загрузка шихты в вагранку может производиться как вручную, так и каким-либо механическим способом. В немецких литейных весьма распространены автоматические наклонные подъемники, при которых завалка шихты в шахту вагранки происходит автоматически через боковые воронки, прикрепленные к кожуху на уровне загрузочного окна, и применение физической мускульной силы рабочего сводится к минимуму. ВагранкаОднако, несмотря на значительное распространение этого способа загрузки, его нельзя признать вполне рациональным, ибо при боковой завалке в шахту материалов происходит неравномерный (косой) сход колош, и плавка может расстроиться со всеми вытекающими из этого последствиями. Гораздо удобнее загрузочное устройство, допускающее подачу шихты по оси вагранки (фиг. 11).

Данные о самых разнообразных устройствах для вагранки имеются в большом количестве в современной литературе по вопросам литейного дела.

Техника безопасности. Основной причи­ной опасности является СО - угарный газ, развивающийся в процессе работы вагранки. Во избежание проникновения СО в помеще­ние литейной кожух вагранки должен иметь плот­ные швы, состояние которых должно про­веряться не реже двух раз в год. Наибольшей опасности подвергается рабочий персо­нал, работающий на колошниковой пло­щадке. В этом месте необходимо иметь вен­тиляционное устройство, обеспечивающее быстрое удаление выделяющихся из за­грузочного отверстия газов. Наиболее ради­кальной мерой улучшения условий труда яв­ляется механизация загрузки вагранки. При пере­рывах дутья СО может образовать взрывча­тую смесь с воздухом, в виду чего на концах воздухопроводов надлежит ставить запорные задвижки; между вагранкой и воздуходувками д. б. устроена сигнализация. Однако наиболее надежным устройством для предупреждения взрывов являются специальные клапаны. Выпуск из вагранки чугуна сопровождается каждый раз обильным выделением газов и искр. Для устранения опасности необходимо устроить над местом выпуска вытяжной кол­пак, а спускной желоб на возможно большей длине должен быть закрытым. Пробивание очка является операцией, требующей боль­шой ловкости и сопряженной с опасностью, в виду чего весьма желательна механи­зация этой работы. Важным условием без­опасности является правильный поток ра­бочих при разборе металла из вагранки: порожние ковши должны подаваться по одному на­правлению, а наполненные - разноситься по-другому. При неисправности футеровки может раскаливаться железный кожух вагранки.

Чтобы не прерывать плавки, нередко поливают кожух водой. Операция эта неодно­кратно приводила к взрывам от попадания расплавленного чугуна или шлаков на мок­рую землю с тяжелыми последствиями для работающих, в виду чего она безусловно не должна допускаться. Очень вредную и опас­ную операцию представляет выпуск шлаков из вагранки по окончании плавки (ушибы и ожоги при открывании дна, выделение газов и пара при поливании шлаков водой). Необходимо устройство соответствующих приспособле­ний, облегчающих эту работу (крючья, зу­била, козлы); еще лучше устраивать под вагранкой погреба-приемники для шлаков. При произ­водстве ремонта футеровки вагранки на рабочего может упасть сверху какой-нибудь предмет. Во избежание этого необходимо ставить ограждение в виде, например, складной сетки на шарнирах, устанавливаемой на уровне загрузочного отверстия, или конического железного зонта, подвешиваемого над рабочим. Меры безопасности при работе на вагранке предусмотрены правилами НКТ СССР для чугунолитейного производства, утвержденными 13/V 1926 г.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.

 

Избранное