Вагонные замедлители

Вагонные замедлители

ВАГОННЫЕ ЗАМЕДЛИТЕЛИ, механические приспособления для затормаживания в надлежащий момент вагона, катящегося с горки, при сортировке вагонов на больших сортировочных станциях. Такой способ торможения значительно проще, дешевле, быстрее и безопаснее, чем торможение при помощи башмаков (см. Башмаки тормозные). Первая установка этого рода в Америке была выполнена на станции Джибсон, близ Чикаго, в конце 1924 года; в первый же год своего существования она показала свою рентабельность, как это видно из таблицы:

Первые вагонные замедлители в Америке были выполнены на станции Джибсон, близ Чикаго, в конце 1924 года; в первый же год показала свою рентабельность

Получилось почти 40% сбережений, не считая уменьшения расходов вследствие сокращения случаев аварий с вагонами и порчи груза в них. В результате вся установка, несмотря на сравнительно высокую стоимость ее (около 500000 долл.), окупилась менее чем в три года. Это заставило дороги интенсивно вводить вагонные замедлители, и уже к 1 января 1926 года в США функционировало 7 станций, оборудованных по этой системе, с 225 путями, а в постройке было еще около 20 устройств. Вагонные замедлители американской системы представляют собой металлические тормозящие шины (балки), которые расположены с обеих сторон каждого рельса пути параллельно ему (фиг. 1).

Вагонные замедлители американской системы

Шины эти с помощью сильных спиральных пружин прикреплены к другим шинам (углового сечения), которые при посредстве ряда рычагов и тяг соединены с электрическим или пневматическим двигателем. Манипулируя последним, можно тормозящие шины придвигать к рельсу на б. или м. близкое расстояние; таким образом производится давление на боковые поверхности колес, находящихся в этом месте на рельсах, и, следовательно, вагон тормозится с большей или меньшей силой. Управление этим вагонным замедлителем обычно сосредоточено в районе сортировочной станции на ряде постов (фиг. 2), откуда благодаря их высоте можно хорошо видеть всю обслуживаемую ими территорию станции.

Управление этим вагонным замедлителем обычно сосредоточено в районе сортировочной станции на ряде постов

Стрелочник имеет в своем распоряжении ряд рукояток, которыми он может приводить в действие двигатели вагонных замедлителей. Ставя рукоятку в то или иное положение, он регулирует степень нажатия на колеса сообразно с характером нагрузки каждого вагона (относительно которой он заблаговременно получает ведомость) и с условиями погоды.

В Германии опыты механизации сортировочной работы ведутся с 1914 г. Здесь наиболее удачной признана система Фрёлиха (фиг. 3), состоящая из поперечной балки 1 (1'), укрепленной на гидравлическом поршне 2 (2'), который может перед проходом вагона поднимать ее из положения, показанного на фиг. 3 слева, в положение, показанное на той же фиг. справа.

Вагонные замедлители системы Фрёлиха

В балке устроено ложе, в котором помещены салазки 3 и 4 (3' и 4'), могущие передвигаться в некоторых пределах вдоль балки. К плечу 3 (3') салазок наглухо прикреплен тормозящий рельс 5 (5'); второй тормозящий рельс 6 (6') укреплен с другой стороны ходового рельса при посредстве рычажка 7 (7'), вращающегося на оси и поддерживаемого пружиной 8 (8') в верхнем положении. Когда колеса вагона входят на такой вагонный замедлитель, они нажимают своими ребордами на подошвы подвижных рельсов 6 и 6' (см. фиг. 3 справа), и таким образом колеса зажимаются обоими тормозами с силой, пропорциональной весу вагона. Эта система вагонных замедлителей имеет то преимущество перед американской, что в последней давление тормоза регулируется стрелочником, что не гарантирует от ошибок, могущих привести даже к сходу вагона с рельсов, тогда как в системе Фрёлиха давление гидравлического пресса и тормозящих рельсов регулируется автоматически в зависимости от веса вагона.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.