Вагонные весы

vagon vesy 0ВАГОННЫЕ ВЕСЫ, специальные весы для определения веса подвижного состава, нагруженного или без груза.

Составные части вагонных весов - платформа и подплатформенный рычажный механизм с опорами для осей качания рычагов - помещаются в общей фундаментной яме, а указательный прибор, заключаемый в особую будку, укрепляется на выступе долевой стенки фундаментной ямы. Наиболее распространены на ж. д. весы системы Фербенкс. Главнейшую часть указательного прибора составляет так называемое коромысло, на длинном плече которого нанесены деления веса и помещается передвижная гиря, уравновешивающая взвешиваемый груз. Короткое плечо коромысла соединено тягой с подплатформенным рычажным механизмом.

Схему вагонных весов см. на фиг.

Вагонные весы

Платформа вагонных весов представляет собой прочную, металлическую раму, состоящую из двух двутавровых балок (обычно № 40), скрепленных двумя или более жесткими поперечными связями; сверху рама покрыта листовым рифленым железом толщиной 8 мм, а по верху настила, по долевой оси балок, укрепляется пара рельсов. К нижним полкам балок прикрепляются особые подушки со стальными вкладышами или вилкообразные лапы, которыми платформа опирается на подплатформенные рычаги. Подплатформенный механизм состоит из двух или более пар симметрично расположенных поперечных (так называемых главных или грузоприемных) рычагов. Последние, представляющие собой рычаги 2-го рода, соединены последовательно особыми хомутами с одним или несколькими продольными рычагами 1-го и 2-го рода (вспомогательными или передаточными). Конец последнего передаточного рычага посредством тяги соединен с коротким плечом коромысла. Сочленения, в которых происходят колебания рычагов, состоят из стальных призм, опирающихся острыми ребрами на стальные подушки. Материалом для рычагов служат: чугун, железо, литая сталь. При всякой системе расположения подплатформенных рычагов давление находящегося на платформе взвешиваемого груза должно равномерно распределяться и передаваться грузоприемным рычагам в точках их соприкосновения с платформой; число точек соприкосновения всегда четное и не м. б. менее четырех. Давление, испытываемое грузоприемными рычагами, передается в уменьшенном, соответственно отношению их плеч, размере передаточным рычагам и от них через тягу последнего передаточного рычага на короткое плечо коромысла, уравновешиваясь весом гири, передвигаемой по длинному плечу коромысла. Таким образом давление р, действующее на тягу короткого плеча коромысла, в зависимости от числа подплатформенных рычагов и отношений их плеч, всегда во много раз меньше веса взвешиваемого груза и выражается величиной:

vagon vesy 1

где q - вес взвешиваемого груза, n1, n2, n3 - отношения длинных плеч подплатформенных рычагов к соответствующим коротким. В вагонных весах взвешиваемый груз уравновешивается постоянным весом одной гири, прилагаемой в разных точках длинного плеча коромысла; вес этой гири Р = Q(1/n)(C/h), где Q - грузоподъемность весов, n - общее отношение плеч подплатформенных рычагов, С - длина короткого плеча коромысла, h -  длина шкалы на длинном плече коромысла.

Правильно сконструированные и изготовленные вагонные весы должны быть верными, чувствительными, устойчивыми и прочными; плавность, длительность и медленность колебаний коромысла служат показателем правильной сборки и устройства всех составных частей механизма весов. Вагонные весы считаются верными, если при испытании их предварительно выверенным (контрольным) грузом погрешность показаний вагонных весов не превосходит ±0,1% веса этого груза. Части вагонных весов рассчитываются с 50%-ным запасом прочности. Длина платформы вагонных весов должна соответствовать длине грузового вагона и потому бывает от 7,3 до 10,36 м для нормального подвижного состава, 14,3 м для длинного большегрузного состава и 17 м для спаренных платформ (сцепов).

Так как на коротких весах весьма трудно производить правильное взвешивание большегрузных вагонов (в два приема), а на длинных весах невозможно взвешивать нормальный состав без отцепки и откатки соседних вагонов, то устраиваются двойные и тройные вагонные весы. Двойные весы состоят из установленных в одном общем фундаментном котловане двух самостоятельных вагонных весов, нагрузка которых в случае надобности может при помощи особого переключателя передаваться на одно общее коромысло, указывающее в этом случае сумму нагрузок обеих платформ. Весовым платформам сообщаются такие размеры, чтобы каждая из них в отдельности или сумма их соответствовала длине обращающегося на дороге подвижного состава; т. о. на той или другой платформе или на обеих вместе м. б. помещены во время взвешивания все колеса только данной взвешиваемой единицы. Тройные вагонные весы имеют такое же устройство и действие, как и двойные.

Вагонные весы конструируются: а) обыкновенные, с одной парой рельсов, предназначаемые только для взвешивания; такие весы устанавливаются на специальном коротком пути, отнюдь не тупиковом, примыкающем через посредство двух стрелочных переводов к рабочим путям; б) оборудованные двумя путями: одним - для свободного пропуска и маневрирования паровозов и другим - для пропуска взвешиваемых составов; в) снабженные особыми устройствами, которые выключают подплатформенные рычаги из действия или смягчают толчки паровоза при проходе последнего через весовой путь.

Применение вагонных весов представляет большие выгоды для железнодорожного хозяйства, сокращая время простоя подвижного состава, что особенно сказывается при погрузке, выгрузке и взвешивании таких грузов, как зерновые, наливные, уголь, руда, соль, сено, хлопок, дрова, лесные, металлические и другие строительные материалы и т. п. Оборудование пунктов предъявления к перевозке перечисленных грузов вагонными весами и содержание последних в исправном состоянии составляют одну из важных задач ж. д.; отсутствие вагонных весов в означенных пунктах вызывает недогрузы, перегрузы, отцепки на попутных станциях для перевески и т. п. явления, затрудняющие правильную коммерческую и техническую эксплуатацию ж.-д. транспорта.

Производство вагонных весов в СССР организовано на трех государственных заводах: в Ленинграде, Москве и Одессе. В данное время на железных дорогах СССР находятся в действии около 1850 вагонных весов.

В 3ападной Европе и Америке применяются также циферблатные вагонные весы, в которых указательное коромысло в целях ускорения работы заменено циферблатом; здесь вес указывается стрелкой автоматически, без участия весовщика. Производство циферблатных вагонных весов в СССР находится в стадии подготовительной разработки.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.

Избранное