Тифдрук

ТифдрукТИФДРУК, один из способов наиболее распространенной механизированной глубокой печати, которому иногда придают и другие названия, как то: меццо-тинто, растровая глубокая печать, ракельная глубокая печать, фотогравюра и т. п. Тифдрук в отличие от других способов печати имеет то преимущество, что он обладает способностью значительно полнее передавать тоновое изображение с мягкими и плавными переходами в полутонах и светах и густыми тенями, сильно насыщенными печатной краской. Отмеченные эффекты достигаются благодаря специфической особенности тифдрука передавать тоновое изображение слоем печатной краски различной толщины при хорошей маскировке растровых линий на оттисках. Качество передачи штриха, в том числе и шрифта при тифдручной печати несколько страдает вследствие разрушения штрихов растровыми элементами. Однако тифдрук в настоящее время применяется не только для чисто иллюстрационной печати, но и для совместной печати с текстом, т. к. и текстовая печать в тифдруке при надлежащей организации дела получается вполне удовлетворительной.

Задача при изготовлении печатной формы для тифдрука состоит в том, чтобы получить на медной поверхности формы репродуцируемое изображение, составленное из огромного количества небольших по своей площади углубленных печатных элементов. Глубина элементов м. б. различна и зависит в основном от силы тона в том или ином месте репродуцируемого изображения, т. к. самые глубокие элементы должны отвечать наиболее темным частям изображения, и по мере уменьшения силы тона должна уменьшаться и их глубина.

При этом все элементы по площади д. б. одинаковы и изолированы друг от друга медными перегородками так, чтобы каждый печатный элемент представлял вполне изолированную углубленную ячейку. Изолирование каждой ячейки обеспечивает задерживание жидкой печатной краски в углублениях формы в моменты удаления излишков краски в процессе печатания, иначе была бы невозможна нормальная красочная передача изображения. Технические процессы начинаются с фотосъемки оригиналов, получая сперва негативное, а затем диапозитивное изображение на фотопластинках или пленках. Диапозитивы текста преимущественно изготовляются на целлофане путем оттискивания типографского набора (реже по коллодионному способу). Сейчас больше внедряется однопроцессный метод изготовления диапозитивов рисунков и текста. Качество оригиналов, негативов и диапозитивов является первым и основным фактором, оказывающим влияние на репродукцию тифдрука. На фиг. 1 изображены примерные градации диапозитива и оттиска по сравнению с оригиналом (тоновой шкалы) как образцы средней продукции тифдрука, выполненной в нормальных условиях производства.

Примерные градации диапозитива и оттиска по сравнению с оригиналом (тоновой шкалы) как образцы средней продукции тифдрука, выполненной в нормальных условиях производства

Сравнивая репродукцию с оригиналом, можно сделать вывод, что тифдрук дает почти точное совпадение в средних тонах, а в светах и тенях наблюдаются некоторые отклонения, притом больше всего в тенях. Причина отклонения в светах объясняется в большинстве случаев сильным дублением желатинного слоя копии в светах, а в теневых частях - отсутствием пропорциональности между толщиной слоев желатинной копии и временем проникновения травящих растворов. На практике отмеченные отклонения частично сглаживаются путем ослабления светов на негативах и ретушью на диапозитивах, особенно в теневых частях. Поэтому для тифдрука необходимы: 1) соответствующий подбор оригиналов, 2) стандартизация негативов и диапозитивов и 3) правильная ретушь. Отретушированные диапозитивы копируются на очувствленную пигментную бумагу. Очувствление производится в растворах двухромовокислого калия. Выбор концентрации раствора зависит в основном 1) от характера диапозитивов и 2) от температуры окружающего воздуха.

Очувствление производится в растворах двухромовокислого калия. Выбор концентрации раствора

Например, при слишком контрастных диапозитивах для получения более мягкой копии концентрация очувствляющего раствора повышается, так как при копировании под дуговыми лампами активные фиолетовые лучи не проникают на большую глубину слоя при продолжительном копировании вследствие поглощения их сильной окраской очувствленного слоя бумаги (фиг. 2, кривая А - 5% конц. К2Сг2О7) и, наоборот, при вялых диапозитивах, чтобы получить более контрастную копию, концентрация раствора уменьшается (фиг. 2, кривые В и С - 2,5 и 1,25% конц. К2Сг2О7). При повышенной температуре воздуха чувствительность печатной бумаги увеличивается, поэтому при повышении температуры воздуха концентрация уменьшается. Зимой применяется 4%-ный конц. раствор К2Сг2О7 летом - 3%-ный в средней полосе, а в тропической - от 1 1/2 до 3%.

Принцип получения копии основан на свойстве желатины, очувствленной двухромовокислыми солями и подвергнутой действию света, терять свойство растворимости в воде. Поэтому после копирования диапозитивов на желатиновом слое пигментной бумаги задубятся глубже те части, которые прилегали к более прозрачным частям изображения на диапозитиве, и соответственно меньше, где свет задерживается менее прозрачными частями изображения. После копирования диапозитивов пигментная бумага вторично копируется под растром для разложения изображения на отдельные элементы. Растры тифдрука представляют сетку, у которой черные непрозрачные элементы (квадраты, ромбы или прямоугольники) разграничены пересекающимися прозрачными линиями. Ширина прозрачных линий меньше ширины непрозрачных элементов примерно с отношениями 1:3, 1:4, 1:5. Количество прозрачных линий на 1 см площади сетки бывает 70—100. Чем больше линий, тем доскональнее происходит передача изображения. Чем тоньше прозрачные линии, тем полнее передается изображение, но уменьшается устойчивость растровых линий на форме. Во время копирования под растром задубленный на пигментной бумаге желатиновый слой покрывается еще системой задубленных линий в виде сетки. Копирование растра производится дольше, чем диапозитивов, от 10 до 25% по времени с целью получения толщины слоя в растровых линиях на копии несколько больше, чем самые толстые слои рисунка. Благодаря этому во время травления формы растровые линии предохраняются от затравки. С целью получения б. или м. однородных копий при определении продолжительности копирования необходимо считаться со следующими факторами: 1) характером диапозитивов, 2) концентрацией очувствленного раствора, 3) качеством и состоянием пигментной бумаги, 4) характером и силой источника света и 5) атмосферными условиями. Чувствительность желатинового слоя пигментной бумаги к колебаниям температуры и влажности воздуха заставляет при всех процессах изготовления печатной формы поддерживать в рабочих помещениях б. или м. постоянную как температуру, так и влажность воздуха. Установлено, что наиболее благоприятная температура воздуха д. б. 18°С, а влажность 65—70%. Точно так же однородное качество пигментной бумаги и однородные условия при всех процессах являются необходимыми условиями для получения б. или м. однородных результатов. Последовательность копирования диапозитивов и растра существенного значения не имеет. Откопированная пигментная бумага переносится на полированную и обезжиренную медную поверхность формы, после чего проявляется в горячей воде (от 40 до 45°С).

Существуют два способа переноса пигментной бумаги: мокрый и сухой. Сухой способ дает лучшие результаты, т. к. не происходит большой вытяжки по бумаге и отпадают некоторые дефекты при проявлении, которые наблюдаются иногда при мокром способе. После проявления на медной поверхности остается только задубленный рельефный желатиновый слой (копия). Копия перед травлением высушивается до воздушно-сухого состояния. Толщина слоев в самых темных частях изображения достигает примерно 0,002 мм, в наиболее светлых 0,015 мм и в растровых линиях 0,02 мм. Назначение копии - дать возможность регулировать проникновение травящих растворов через копию для получения различно углубленных ячеек после травления. Травящий раствор определенной концентрации проникнет скорее через наиболее тонкие слои копии, и в этом месте травление начнется раньше и будет глубже, чем в местах, которые расположены под более толстыми слоями. Примерно наибольшая глубина травленых ячеек в теневых частях изображения достигает 0,08 мм и едва заметная затравка в светах. Для травления применяют водные растворы хлорного железа, которые, достигая меди, вступают с ней в реакцию, в результате которой образуются углубления в медном слое. Продукты реакции, как хлорная медь и хлористое железо, остаются в травящем растворе и окрашивают его в темно-зеленый цвет, по которому имеется возможность наблюдать за процессом травления через копию. Процессу травления предшествуют два физических явления: 1) набухание желатиновой копии в растворе и 2) диффузия раствора - проникновение через копию. При этом продолжительность проникновения раствора не пропорциональна толщине желатинового слоя, которая возрастает значительно быстрее, чем толщина слоя (фиг. 3).

Продолжительность проникновения раствора не пропорциональна толщине желатинового слоя, которая возрастает значительно быстрее, чем толщина слоя

Поэтому если применить для травления тонового изображения раствор одной концентрации, то невозможно получить репродукцию, тождественную оригиналу (фиг. 4, кривая А при травлении одной концентрации).

Травление одной или несколькими концентрациями

В таких случаях пользуются несколькими растворами с постепенно понижающейся концентрацией примерно в следующем порядке: I - для самых сильных теней 43° Bẻ (градусов Боме), II - для менее сильных 41° Bẻ, III - для полутонов 38 и 35° Вẻ и IV - для светов 34° Вẻ. Примерный результат травления несколькими растворами изображен на фиг. 4 кривой В. При определении продолжительности действия травящих растворов помимо личного суждения опытного травильщика необходимо также считаться и с влиянием некоторых факторов, как то: 1) характером копии, 2) состоянием копии, 3) концентрацией растворов, 4) температурой растворов, 5) химическим составом растворов, 6) качеством меди, 7) атмосферными условиями и 8) качеством печатной краски и бумаги. Кроме того как обязательное условие при каждом травлении нужно не допускать проникновения растворов через растровые линии, иначе они будут разрушаться. Возможности исправления вытравленной тифдручной формы весьма ограничены, поэтому все исправления должны производиться до травления.

Печатный процесс. Задача печатного процесса состоит в том, чтобы сперва заполнить все углубленные ячейки на форме печатной краской, а затем по возможности полнее передать всю краску из ячеек на бумагу. Практически достигается это тем, что форма закатывается в печатной машине жидкой печатной краской, которая заполняет не только углубленные ячейки, но и всю поверхность формы. Для удаления излишков краски с поверхности формы применен ракель - тонкая стальная линейка толщиной 0,1—0,5 мм. Ракель, плотно прижимаясь тщательно заточенным краем к поверхности формы, удаляет излишнюю краску только с ее поверхности, т. к. растровые линии не дают ему спускаться в углубления ячейки. Устройство ракельных аппаратов изображено на фиг. 5 и 6.

Устройство ракельных аппаратов

Печатная форма А закатывается накатным валиком Б печатной краской, при дальнейшем движении форма очищается с поверхности ракелем В, плотно прижатым к форме А. Нажим ракеля у одних машин регулируется при помощи передвижения рычага Г (фиг. 5) по сегменту с насечками Д, а у других машин регулируется при помощи навешивания грузов Е (фиг. 6) на металлический трос, который по роликам тянет рычаг Ж, соединенный с ракелем В. Излишки краски с поверхности формы стекают обратно в красочное корыто 3. В ротационных машинах накат краски производится в большинстве случаев без накатных валиков, где сама форма погружается частично в красочное корыто с краской. После очистки от краски форма поступает под давление печатного барабана И (фиг. 6), на котором расположена бумага. Для того чтобы извлечь полнее печатную краску из углублений ячеек, необходимо довольно сильное давление, которое на тифдручных машинах бывает значительно больше, чем на других машинах. Кроме того большое значение имеет эластичность прокладки между бумагой и печатным барабаном. Поэтому на печатный барабан наклеивается картон и сверху обтягивается резиновым полотном. На ротационных машинах печатный барабан представляет металлический цилиндр, покрытый вулканизованной резиновой массой. В момент оттискивания формы на бумагу передается почти полностью печатная краска из ячеек формы в виде красочных столбиков различной толщины. При этом жидкая печатная краска, впитываясь в бумагу, частично расплывается на ее поверхности и заполняет собой непечатающие растровые линии, соединяя все столбики в одно общее красочное изображение, выраженное слоем краски различной толщины. Закрепление красочного изображения на бумаге происходит за счет частичного впитывания краски в бумагу и осмоления связующего вещества после испарения растворителей. Поэтому для тифдрука применяют бумаги, хорошо впитывающие краску, а печатные краски изготовляют на легко испаряющихся растворителях, как то: бензол, ксилол, толуол и т. п. Одно время для тифдрука применялись водяные печатные краски, которые вскоре были оставлены вследствие некоторых существенных их недостатков: плохого и ненадежного закрепления краски на бумаге и значительно худшей передачи изображения, чем смоляными красками. С целью ускорения процесса высыхания краски на оттисках последние подвергаются искусственной сушке в сушильных аппаратах, устанавливаемых в печатных машинах. Тиражная способность печатной формы и качество печати зависят не только от качества печатной формы, но и в значительной степени от правильной установки ракельного аппарата, а также и от качества печатной краски и бумаги. К недостаткам печатной формы тифдрука относится то, что медная поверхность формы сравнительно быстро поддается изнашиванию от трения ракеля и даже порче во время печатания. Максимальная тиражная способность тифдручной формы при высококачественной печати до сих пор определялась до 30000 оттисков, а при рядовой журнальной печати до 100000 оттисков. На основании опыта в союзных предприятиях неоднократно было установлено, что с хороших форм и при правильной работе можно получить до 300000 оттисков хорошей портретной репродукции на ротационных машинах. С целью сохранения печатной формы от быстрого изнашивания последние иногда хромируются, благодаря чему имеется возможность получить больший тираж качественных оттисков. Расходование краски и растворителей может иметь колебания в зависимости: 1) от площади формы и глубины травления, 2) от температуры воздуха и нагрева формы, 3) от поверхности красочного корыта и 4) от скорости хода печатной машины. В среднем на 1000 оттисков в 1 мг расход краски колеблется от 2 до 2 1/2 кг, а растворителей от 0,5 до 0,8 кг.

Большие преимущества тифдрука могут быть выгодно использованы лишь при условии большой тиражности изданий, т. к. производить большие затраты на сложные подготовительные процессы при небольших тиражах экономически невыгодно. Стоимость издания с тиражом до 20000 в большинстве случаев м. б. дороже, чем при печатании какими-либо другими способами, и конкурировать с ними тифдрук в таких случаях не может. Поэтому тифдрук, имея установку на печатание преимущественно многотиражных изданий, соответственно этому требует и более мощных печатных машин, к числу которых относятся машины с цилиндрическими формами. В свою очередь эти машины подразделяются на машины с листовым накладом и ротационные, печатающие с ролевой бумаги. Печатные машины с листовым накладом предназначаются для более художественных изданий, как то: репродукций, картин, портретов, каталогов, открытых писем, журналов с небольшими тиражами и т. п. Производительность таких машин достигает до 2500 оттисков в час, а у наиболее мощных - даже до 5000 оттисков в час. Подача бумаги при такой производительности производится самонакладчиками.

Подача бумаги при такой производительности производится самонакладчиками

На фиг. 7 схематически изображена одна из таких машин, где бумага со стапеля А подается по накладке Б к печатному барабану В, к которому под давлением прижимается печатная форма Г. Форма накатывается краской валиком Д, а затем очищается ракелем Е. Отпечатанный лист передается на выводной барабан Ж, с которого оттиск переходит на тележку 3 для передачи в дальнейшем на движущиеся тесемки И. Удлиненный путь движения оттиска сделан умышленно, чтобы краска на оттисках успевала бы подсохнуть. Перед окончательным выходом из машины оттиск подвергается обдуванию воздухом из воздуходувных трубок К для окончательной просушки краски. В некоторых печатных машинах с листовым накладом предусмотрена одновременная печать лица и оборота. Для трехцветной печати печатные машины имеют три самостоятельных печатных аппарата, соединенных в одной машине. Ротационные печатные машины тифдрука предназначаются для многотиражных изданий с объемом в 16, 24, 32 и 64 страницы. Производительность таких машин достигает до 15000 оттисков в час. В зависимости от назначения ротационные печатные машины имеют 2—7 печатных аппаратов, а агрегат машины - до 16 печатных аппаратов.

Ротационные машины м. б. устанавливаемы для работы на постоянный или переменный форматы бумаги. При этом в каждой ротационной машине устанавливают один или несколько фальцевальных аппаратов, а также и приспособления для выкладки листами на случай надобности. Одна из таких машин, предназначенная для печатания лица и оборота 16-страничного журнала для переменных форматов в пределах 900—1200 мм окружности печатной формы и максимальной ширине бумаги 800 мм, изображена на фиг. 8.

Ротационная машина для работы на постоянный или переменный форматы бумаги

Бумажное полотно с ролла по роликам поступает в первый печатный аппарат, проходя между печатной формой и резиновым печатным цилиндром. После печати бумажное полотно поступает на сушильный цилиндр, нагреваемый паром или электричеством. На некоторых печатных машинах вместо сушильных цилиндров устанавливают нагревательные металлические пластины или же сильное обдувание отпечатанной бумаги потоком холодного воздуха в специальных камерах. Помимо горячей сушки отпечатанная бумага подвергается обдуванию свежим воздухом из воздуходувных сопел, устанавливаемых на пути движения бумажного полотна. Подсушенное бумажное полотно в дальнейшем проходит через охлаждающие валики с целью восстановления нормальных печатных свойств бумаги. После первого печатного аппарата бумажное полотно поступает на второй печатный аппарат в таком же порядке, а затем уже проходит через воронку в вальцевальный аппарат. Для многокрасочной печати ротационные машины имеют до 6 печатных аппаратов, из которых 2 соединены вместе для перемена хода бумажного полотна, т. ч. бумага может проходить с одной или другой стороны печатных аппаратов. Для этого машины имеют приспособление для разъединенного хода печатных аппаратов. Печатание на такой машине может производиться как с одного, так и с двух роллов бумаги. При соединенном ходе печатание производится с одного ролла через пять печатных аппаратов, т. е. однокрасочная лицевая печать и четырехкрасочная оборотная. При разъединенном ходе (при двух роллах) можно производить на одной половине машины однокрасочную лицевую и двухкрасочную оборотную печать, а на второй половине однокрасочную лицевую и оборотную печать. Кроме того тифдручные ротационные машины иногда соединяются с типографскими или офсетными ротационными машинами для комбинированного способа печатания.

В печатных цехах тифдрука, где производится печатание бензольными красками, обычно происходит большое скопление в воздухе паров растворителей бензола, ксилола, толуола и т. п., которые не только весьма опасны в пожарном отношении, но и вредны для здоровья работающих. Поэтому в печатных цехах тифдрука необходима хорошая и правильная вытяжка паров растворителей из помещения, которую целесообразнее устанавливать в нижней части помещения, так как пары бензола больше располагаются в нижних слоях воздуха.

Многоцветная печать тифдрука. Художественные эффекты тифдрука могут быть использованы и в трехцветной печати по общему принципу фотомеханического воспроизведения цветного оригинала в три краски. Но медленное развитие трехцветной печати тифдрука объясняется еще недостаточной проработкой вопросов цветораздельной съемки, отсутствием простого и верного способа контроля над цветораздельными негативами и диапозитивами, а также еще далеко не нормализованными процессами тифдрука.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Доп. том - 1936 г.

Тифдрук, меццо-тинто, растровая глубокая печать, ракельная глубокая печать, фотогравюра

Тифдрук, меццо-тинто, растровая глубокая печать, ракельная глубокая печать, фотогравюра

Тифдрук, меццо-тинто, растровая глубокая печать, ракельная глубокая печать, фотогравюра

Тифдрук, меццо-тинто, растровая глубокая печать, ракельная глубокая печать, фотогравюра