Ш

Шабер и шабрение

Шабер и шабрениеШАБЕР И ШАБРЕНИЕ. Шабер (по-немецки Schaber, по-англ. Scraper, по-франц. grattoir) - слесарный инструмент (особый вид резца), при помощи которого вручную производится удаление с поверхности детали весьма тонких стружек металла; операция эта называется шабрением, или шабровкой. Целью шабрения м. б.: а) придание поверхности определенной формы (например, плоской или цилиндрической) с большей точностью, чем это достигается обработкой резцом или шлифовальным камнем на станке; б) получение лучшего прилегания поверхности одной детали к поверхности другой детали, сопряженной с первой, чем это достижимо при машинной обработке этих поверхностей. Процесс доведения поверхности детали до прилегания с другой деталью или с каким-нибудь эталоном при помощи шабрения называется пришабриванием (например, пришабривание по плите, пришабривание вкладыша по шейке вала). Пришабривание применяется в различных областях машиностроения (станкостроение, паровозостроение, производство всякого рода двигателей и т. д.), главным образом при окончательной обработке трущихся поверхностей.

Подробнее...

Шамот

ШамотШАМОТ, обожженная, грубо измельченная огнеупорная глина, применяемая в керамической промышленности в качестве искусственного отощающего вещества. Сырьем для получения шамота служат чистые, незагрязненные плавнями, высокоогнеупорные глины или же последние в смеси с каолином или бокситом. Для изготовления шамота огнеупорная глина, если она пластична и при добыче не крошится, вырезается в карьерах правильными кусками, идущими в обжиг; если же она мало пластична, то подвергается подготовке по мокрому или сухому способу. По мокрому способу глина замачивается водой, подвергается мятью и формованию на ленточных прессах. По сухому способу глина высушивается, измельчается и формуется. Отформованная глина равномерно обжигается при температуре 1300—1410°С в шахтных, камерных, кольцевых, туннельных печах. Расход топлива (условного) на обжиг в зависимости от рода печи и ее экономичности составляет от 10—15 до 20—25%. Лучший обжиг осуществляется на газе. Качество обжига в шахтных печах выше, чем в камерных, но первые неприменимы, если глины очень пластичны, с высокой влажностью и мало измельчены. Полученный после обжига кусковой шамот дробится на щековых или конусных дробилках и измельчается на вальцах, бегунах или в шаровых мельницах, причем для измельчения применяют такие аппараты, которые дают при помоле не окатанные, а остроугольные зерна.

Подробнее...

Шамотный кирпич

Шамотный кирпичШАМОТНЫЙ КИРПИЧ, огнеупорный кирпич, изготовляемый путем обжига смеси из огнеупорной глины и шамота и содержащий не менее 30% глинозема. Добытая вручную или механически (пневматические лопаты, экскаваторы) огнеупорная глина транспортируется бесконечными наклонными канатными или подвесными дорогами на завод, измельчается на вальцовых дробилках в щебенку и подвергается высушиванию в сушильных барабанах или сушилках другого типа. Подсушенная глина измельчается на бегунах или шаровых мельницах и транспортируется в силосы для хранения. Из силосов измельченные сухая глина и шамот проходят через дозирующие аппараты и поступают в смесители для тесного перемешивания (в пропорции от 60 : 40 до 30 : 70) и увлажнения. При мокром способе производства хорошо и тесно перемешанная тестообразная шамотная масса с 18% воды проходит через гладкие вальцы, глиномес (тоншнейдер) и, выйдя в виде ленты, разрезается автоматически на кирпичи, которые или тотчас же допрессовываются на ручных или механических прессах или же, в некоторых случаях, сначала провяливаются, а затем допрессовываются. При выделке фасонных изделий вылеживание продолжается до 15 дней и даже месяцы.

Подробнее...

Шариковые и роликовые подшипники

ШарикоподшипникиШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ ПОДШИПНИКИ, элементы машин, служащие для восприятия радиальной или аксиальной нагрузки вала, причем указанные нагрузки воспринимаются через посредство шариков или роликов, которые во время работы перекатываются либо в самом корпусе опоры либо в особой детали, связанной с этим корпусом. По направлению воспринимаемой нагрузки шариковые и роликовые подшипники разделяются на: а) радиальные для нагрузок, перпендикулярных к оси вала, б) радиально-упорные для восприятия нагрузок, направленных под б. или м. острым углом к валу, и в) упорные, воспринимающие исключительно осевые нагрузки. Все виды шариковых и роликовых подшипников объединены в серии по типам подшипников с одинаковыми конструктивными характеристиками, различающихся в данной серии лишь размерами.

Основные типы шариковых и роликовых подшипников 1) Шарикоподшипники радиальные однорядные (фиг. 1), без канавок для заполнения шариками, с глубокими беговыми дорожками, способны выдерживать радиальные нагрузки, а также допускают комбинированные и чисто осевые нагрузки.

Подробнее...

Шлифовальные круги

Шлифовальные кругиШЛИФОВАЛЬНЫЕ КРУГИ, искусственные камни из абразивных материалов в виде кругов, горшков, сегментов и т. п., применяемые для обработки шлифованием изделий из металлов, камня, дерева, резины и искусственных масс. В отличие от других режущих инструментов, имеющих оттачиваемое и устанавливаемое под определенным углом резания лезвие, шлифовальные круги снимают весьма тонкую стружку острыми гранями кристаллов очень высокой твердости. Неправильность и случайность углов резания и тонкость слоя стружки, снимаемой каждым отдельным зерном, с избытком компенсируются громадным числом режущих зерен и весьма большой скоростью резания. Толщина стружки, снимаемой каждым отдельным зерном, измеряется в десятитысячных долях мм, суммарная же толщина всех стружек, снимаемых за один проход кругом, равняется 0,002—0,007 мм. Снятие такой тонкой и в то же время вполне равномерной стружки дает возможность получения максимальной точности обработки.

Шлифовальный круг представляет собой массу режущих зерен, кристаллов, связанных друг с другом в одно целое цементом - связкой. В этом отношении шлифовальный круг может быть сравнен с фрезером со вставленными в оправу зубьями из твердого металла. Подобно зубьям фрезера у шлифовального круга лишь кристаллы производят работу резания, связка же не принимает участия в резании.

Подробнее...

Шлифовка

ШлифовкаШЛИФОВКА, шлифование - процесс резания, производимый с применением абразивных материалов (шлифовальный камень, алмаз). Особой разновидностью шлифования является полирование. Для изготовления шлифовального камня абразивный материал дробится, размалывается и сортируется по крупности зерна просеиванием сквозь специальные сита или процессом отмучивания. В первом случае номер зерна (зернистость) определяется либо числом отверстий в одном погонном дюйме (например, у Нортона) либо условными номерами (например, германские номера); сравнение обоих способов приведено в табл. 1. Во втором случае - числом минут отстаивания порошка после взбалтывания его с водой или для особо мелких порошков - с маслом (1-,5-,10-, 15-, 30-, 60-минутники). Сортированные зерна соединяются между собой посредством связующего вещества («цемента»), формуются в виде камня требуемого размера и формы и подвергаются в зависимости от связки специальной обработке, обеспечивающей прочность камня.

Подробнее...

Шпалы

ШпалыШПАЛЫ, рельсовые опоры ж.-д. пути, которые укладываются поперек пути, перпендикулярно к его продольной оси. Благодаря тому, что шпалы подводится под оба рельса колеи, получается прочная, жесткая связь между рельсами (фиг. 1). Шпалы, именуемые также поперечинами, делают из различных материалов: дерева, металла и железобетона. В настоящее время особенно широкое, повсеместное распространение получили шпалы из дерева.

Деревянные шпалы для ж. д. представляют собой отрезки ствола дерева (тюльки) с двумя параллельно спиленными или отесанными гранями; эти грани называются постелями (верхняя и нижняя постель шпалы). В зависимости от способа изготовления шпалы подразделяются на: 1) пластинные (получаемые из половины шпальной тюльки, распиленной вдоль), 2) брусковые (из целых тюлек - путем опиловки или отески их с двух или четырех противоположных сторон).

Подробнее...

Шпинель

ШпинельШПИНЕЛЬ, минерал, относится к изоморфной группе минералов, имеющих общую формулу R"О·R2"'О3, где R" = Mg, Fe", Mn, Zn, a R'" = Al, Fe"', Cr. Собственно шпинель имеет формулу MgO·Al2O3 с содержанием MgO - 28,2% и AI2О3 - 71,8%. Очень часто магний в большей или меньшей мере замещается двухвалентным железом, а алюминий - трехвалентным железом или хромом (в последнем случае получается хромошпинель). Шпинель кристаллизуется в кубической системе и обычно образует октаэдры красного, розового, бурого, зеленого, синего или черного цветов. Черта белая, прозрачность различная; твердость 7,5—8; удельный вес 3,5—4; спайность несовершенная; излом раковистый; перед паяльной трубкой не плавится и не изменяется. Красная шпинель при прокаливании бледнеет и становится бесцветной, а затем снова делается красной, не принимая, в отличие от рубина, промежуточной зеленой окраски. При сплавлении с бурой и фосфорной солью шпинель дает реакцию на железо и хром. При прокаливании порошка шпинели с раствором азотнокислого кобальта получается синее окрашивание. Не растворяется в кислотах, разлагается при сплавлении с бисульфатом калия KHSО4. Кристаллы шпинели, обычно вросшие или наросшие поодиночке, достигают в некоторых случаях размеров в 20—30 см и весом в несколько кг. В зависимости от химического состава различают: магнезиальную шпинель (рубин-шпинель), железомагнезиальную - тёмно-зелёную, коричневую или черную (плеонаст), магнезиальнохромовую - желто-коричневую или зеленовато-коричневую (пикотит), цинковую шпинель (автомолит) и др.

Подробнее...

Шплинты

ШплинтыШПЛИНТЫ, согнутые вдвое отрезки проволоки полукруглого сечения (фиг. 1). Шплинты применяются в машиностроении как одно из средств против самоотвинчивания гаек болтовых соединений и для закрепления на месте деталей против небольших и случайных усилий. Шплинтовый замок болтовых соединений в виду простоты и надежности его в работе в настоящее время находит применение во всех отраслях машиностроения, не исключая и таких ответственных, как авто- и авиастроение. При употреблении в болтовых соединениях простых гаек для образования шплинтового замка сверлят в стержне болта у самой гайки отверстие перпендикулярно оси болта и пропускают через него шплинты соответствующего диаметра и длины, после чего свободные концы шплинта разводят (фиг. 2). Реже шплинты пропускают через болт и гайку одновременно (фиг. 3). Последний вид шплинтования в практике вызывается обычно случайным отсутствием болтов длины, достаточной для выполнения шплинтового замка по фиг. 2.

Подробнее...

Шпульная машина

Моток нитокШПУЛЬНАЯ МАШИНА, уточно-шпульная, - машина, применяемая для перемотки утка. В тех случаях, когда уток поступает из прядильной фабрики в ткацкую в мотках или на початках, не соответствующих по форме и размеру оборудованию, имеющемуся на ткацкой фабрике, его перематывают на шпульную машину. При этом применяют шпули картонные, деревянные или жестяные или же наматывают уток без шпули. Початок уточной пряжи, намотанный на шпулю, имеет утолщенную в середине и скошенную к верхнему концу шпули форму. С такого початка нить во время работы (в ткачестве) сходит с наружной стороны початка. При другом способе намотки (шлаухшпуля) уток наматывается на голое веретено и в ткачестве сходит с внутренней стороны шпули, причем початок удерживается в челноке, упираясь наружной стороной о рубчатые стенки челнока. Этим способом наматывают низкие номера хлопчато-бумажной, шерстяной, джутовой и льняной пряжи. Этот способ намотки применяется реже, чем обычная намотка на шпулю.

До изобретения шпульной машины для перемотки утка применяли колеса для перемотки, которые и теперь еще находят применение в кустарном производстве, а также для перемотки не полностью сработанных шпуль. Шпули при этом надевают на горизонтальные веретена, намотка нити регулируется движением руки, другая рука приводит в движение веретено, вращая соединенное с ним колесо с рукояткой. Веретена на шпульной машине приводятся в движение благодаря трению о конические ролики; веретена для натяжения пряжи д. б. снабжены пружиной или на них должен действовать груз. Расположение нити при намотке на початке производится нитеводителем. На фиг. 1 изображен чертеж веретена.

Подробнее...