Октановое число

Октановое числоОКТАНОВОЕ ЧИСЛО (горючего для карбюраторных моторов), количество (в объемных процентах) изооктана в смеси с нормальным гептаном, подобранное т. о., чтобы смесь по своим детонационным свойствам была идентична с испытуемым образцом. Октановое число служит для определения детонационных свойств данного горючего и не зависит от того, на каком моторе производится определение. Путем введения октанового числа найден объективный критерий для оценки способности к детонации, которую ранее тщетно пытались выразить через отдельные элементы двигателя: степень сжатия, опережение зажигания, число оборотов и т. д. Определить октановое число можно на любом моторе, но удобнее и точнее это делать на одноцилиндровой машине. Для этой цели был сконструирован специальный двигатель, принятый в настоящее время во всех странах мира. Испытание ведется при строго регламентированном режиме для получения однозначных результатов. До середины 1933 г. включительно был принят т. н. «лабораторный метод» испытания, в настоящее время замененный «дорожным методом». Применение в качестве эталона двух химически чистых веществ, имеющих очень близкие температуры кипения, позволяет воспроизводить нормальную шкалу детонации в любом месте, чего нельзя было достигнуть при случайно выбранных для этой же цели бензинах, как пытался сначала сделать Рикардо. В настоящее время технические продукты могут употребляться для установления вторичной шкалы, которая обязательно д. б. точно тарирована по эталонным продуктам. Повышение степени сжатия и требований, предъявляемых к бензину со стороны антидетонационных качеств, оказывает заметное влияние на изменение октановое число торговых продуктов. Особенно сильно сказывается указанная тенденция на бензинах среднего сорта.

В то время как премиальные топлива, имеющие октановое число выше 80, не изменили заметно своего показателя за последние годы, наиболее распространенные марки повысили этот показатель (в США) следующим образом:

oktanovoe chislo 1

Подобная тенденция кроме США наблюдается и в Европе. Технологический процесс получения топлива и состав сырья оказывают большое влияние на октановое число получаемого продукта. В громадном большинстве случаев бензины с высокой температурой выкипания оказываются худшими с точки зрения детонации, чем более легкие продукты. Только бензины гидрогенизации показывают противоположную картину, т. е. у них октановое число повышается по мере ухудшения испаряемости. Не меньшее значение, чем фракционный состав, оказывает и химическое строение углеводородов, входящих в состав топлива. Наиболее низким октановым числом при одном и том же молекулярном весе обладают нормальные парафины. При разветвлении цепи октанового числа для одного и того же гомолога повышается; в том случае, когда количество боковых групп очень велико, представители данного класса оказываются чрезвычайно устойчивыми к детонации. Аналогичная картина наблюдается и в ряду олефинов, которые при прочих равных условиях имеют более высокое октановое число, чем соответствующие им парафины. Картина несколько усложняется одновременным влиянием, оказываемым положением двойной связи. Нафтеновые углеводороды, как правило, трудно детонируют, но относительная роль пяти- и шестичленных колец недостаточно еще ясна. К соединениям, имеющим очень высокое октановое число, относятся простейшие представители ароматических углеводородов. Это свойство их практически используется для улучшения октанового числа какого-либо образца горючего, недостаточно удовлетворительного в этом отношении, путем прибавления к нему технического моторного бензола. Близким по свойствам к бензолу является этиловый спирт, который также может прибавляться к топливу для уменьшения его детонационных свойств.

При оценке качества горючего имеет значение не только октановое число, которое определяется непосредственным измерением, но и отзывчивость топлива к примеси антидетонаторов. В то время как в газовом бензине от небольшого количества этилового спирта сильно повышается октановое число, тяжелые бензины обладают этим свойством в значительно меньшей степени, а для крекинг-бензинов прибавление антидетонаторов наименее эффективно.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Доп. том - 1936 г.