Хронометр

ХронометрХРОНОМЕТР судовой, хорошего качества пружинные часы, употребляемые на судах для определения в море времени того начального меридиана, от которого ведется счет долгот. За такой меридиан в настоящее время большинство мореплавателей принимает Гринвичский меридиан. Хронометры судовые бывают столовые и карманные. Столовый судовой хронометр (фиг. 1) представляет собою часы, помещенные на карданном подвесе внутри квадратного ящика из красного или черного дерева: вверху ящик закрыт двойной крышкой - внутренней стеклянной и наружной глухой деревянной. Такое устройство крышки предохраняет судовой хронометр от действия на него колебаний температуры, вредно отражающихся на его работе. Механизм судового хронометра (фиг. 2) представляет собой не что иное как особо точные часы, отличающиеся от обыкновенного часового механизма следующими особенностями. Для сохранения постоянства вращающего момента пружины завода, заключающейся в пружинном барабане а, передача усилия совершается через посредство цепочки б, намотанной одним концом на барабан, а другим на т. н. улитку (фузею) в - конический барабан, у которого изменение радиуса намотки цепи подобрано т. о., чтобы момент на оси улитки оставался возможно более постоянным и не зависящим от уменьшения вращающего момента барабана к концу завода пружины. Передаточный механизм состоит из среднего г, промежуточного д, секундного е и ходового ж колес с соответственными трибками. На оси среднего колеса сидит минутная трибка з, несущая на выступающем из циферблата конце минутную стрелку и и приводящая в движение через вексельные колесо и трибку к часовое колесо л с часовой стрелкой м. На оси секундного колеса е насажена секундная стрелка н. В качестве хода в судовом хронометре применяется так наз. хронометрический спуск о.

Столовый судовой хронометр

Баланс п для достижения изохронности его колебаний всегда делается компенсированным (баланс Гильома, Дитисгейма, Воле) и снабжается винтовой пружиной р (т. н. спиралью). На циферблате судового хронометра имеется четвертая стрелка, показывающая, сколько времени прошло с момента последней заводки часов. Когда судовой хронометр заведен, он может идти, не останавливаясь, в течение 56 часов, но обычно для большей равномерности хода его заводят каждый день.

Механизм судового хронометра

Судовой хронометр хранится на корабле в специальном помещении, где поддерживается по возможности постоянная температура и не ощущаются сотрясения корабля на ходу, при стрельбе и т. п. При астрономических наблюдениях хронометр на палубу не выносят, а пользуются сличительными часами, хорошими карманными часами, сличаемыми с судовым хронометром до и после наблюдений. Для определения времени начального меридиана по показаниям судового хронометра необходимо исправить отчет на величину неизбежной ошибки, присущей каждому судовому хронометру. Исправление ошибки складывается из двух частей - поправки и хода судового хронометра. Поправка Δ представляет собой алгебраическую разность показаний судового хронометра и среднего времени начального меридиана в определенный момент времени, например, при последнем сличении судового хронометра с сигналом времени. Ход δ представляет собой то количество секунд, на которое судовой хронометр уходит вперед (отрицательный ход) или отстает (положительный ход) за сутки. Т. о. среднее время Т определяется из показания судового хронометра Т1 по формуле

T = Т1 + Δ + δt,

где t - время, протекшее с момента последней проверки судового хронометра. Обычно Δ, δ и время последней проверки отмечены на карточке, приколотой в крышке судового хронометра. Достоинство судового хронометра определяется гл. обр. постоянством хода и его неизменностью от влияния температуры, барометрического давления, качки и сотрясений судна.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 25 - 1934 г.

Еще по теме: