Гусматик

Гусматик

ГУСМАТИК, пневматическая автошина, наполненная особым эластичным составом, называемым, по имени изобретателя, гусматической массой. По эластичности гусматик уступает пневматической автошине, но зато не боится проколов; гусматик обладает ценными качествами грузошины (нечувствительность к проколам) и пневматической автошины (эластичность). Гусматик применяется почти исключительно для автомобилей военного назначения, т. к. в условиях боевой обстановки необходимо обеспечить надежность работы авторезины.

Гусматическая масса должна удовлетворять следующим основным требованиям: 1) быть эластичной, 2) не разрушаться от нагревания в пределах температур, соответствующих условиям работы, 3) не разрушаться при работе, 4) быть пористой и обладать способностью удерживать воздух, заключающийся в ее порах, и 5) не растворяться в воде. Главными составными частями гусматической массы являются желатина и глицерин. Производство гусматика в основном следующее. Варка желатины и глицерина производится в котле при постоянном механическом перемешивании до полной однородности и тягучести. Монтированная на колесо и предназначенная к заливке гусматической массой автошина имеет камеру с двумя вентилями; колесо ставят вертикально т. о., чтобы вентили расположились на одной вертикальной линии, и через нижний вентиль нагнетают гусматическую массу, оставляя верхний вентиль открытым для свободного выхода воздуха. Когда гусматическая масса заполнит всю камеру и начнет вытекать через верхний вентиль, последний закрывают и продолжают вести наполнение до достижения определенного давления, после чего завинчивают нижний вентиль. Наполненные гусматической массой колеса поступают в сушилку с температурой 60—70°. Можно заполнять гусматической массой одну покрышку без камеры, монтированную на колесо, но при этом способе изготовления гусматика его прочность значительно понижается. Гусматиком называют часто также различные смеси веществ для заклеивания на ходу проколов в автошинах. Такие смеси приготовляют путем перемешивания измельченных волокнистых веществ (асбест, бумажная масса, древесные волокна) с разведенными на воде или на другой соответствующей жидкости склеивающими веществами (крахмал, мука); для предохранения от замерзания и загнивания прибавляют вещества, понижающие температуру замерзания (спирт, глицерин), и противогнилостные (формалин).

Указанные жидкие смеси вводят через вентильную трубку в автокамеру в количестве до 3 л, после чего в камеру накачивают воздух до нормального давления. При вращении колеса смесь, благодаря своей подвижности, под действием центробежной силы покрывает внутри камеры ее поверхность, обращенную к автопокрышке; в случае прокола шины смесь, вытекая, забивает образовавшееся отверстие, образуя заплату из волокон, зажатую между покрышкой и камерой. Смесь не должна склеиваться с резиной, не должна портить резину и не должна свойлачиваться при вращении колеса, не должна замерзать и подвергаться порче при хранении. Пневматическая шина, снабженная предохранительной от проколов смесью, не теряет своей эластичности, так как остается пневматической; поэтому она эластичнее гусматика, но зато при больших прорывах может случиться, что отверстие не заклеится , воздух выйдет из камеры и придется менять резину.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.