Гравирование ситцепечатных валов

г

ГРАВИРОВАНИЕ СИТЦЕПЕЧАТНЫХ ВАЛОВ. Ситцепечатные валы изготовляют в виде полых цилиндров из красной меди, со стенками около 3 см толщиной. Валы из желтой меди дешевле, но они имеют тот недостаток, что при отливке получаются пузыри, которые потом при работе могут портить рисунок. Длина валов - не менее 75 см, а по окружности - от 45 до 50 см. Для специальных целей печатания платков изготовляют валы с большей длиной по окружности для помещения всего раппорта рисунка. Гравирование ситцепечатных валов, в зависимости от величины и характера рисунка, м. б. выполнено несколькими способами, из которых самыми распространенными являются: молетное гравирование и пантографный способ с травлением азотной кислотой. Реже применяют способ резного гравирования или же видоизменение способа травления - так называемый фотографический способ гравирования.

При гравировании ситцепечатных валов по молетному способу работу начинают с того, что рисунок, для набивки которого надо изготовить валы, срисовывают на бумагу полностью или только повторяющуюся часть его (раппорт). Если рисунок состоит из многих цветов (тонов), то каждый цвет отдельно срисовывают на бумагу и изготовляют столько валов, сколько цветов в рисунке. Затем подбирают валик из отпущенной стали такого размера, чтобы раппорт накладывался на его поверхность целое число раз по окружности, что достигается обтачиванием валика до требуемых размеров. Нанесение рисунка на валик м. б. выполнено тремя путями: 1) На валике выбивают пико посредством закаленных штампов и палочек с остриями в виде точек, колец, квадратов, шестерок и т. д. Чаще всего наносят на поверхность валика мелкую сетку из точек, количеством от 30 до 40 на 1 см2 поверхности. На таком валике гравер вырезает грабштихелем узор в виде углублений, пользуясь лупой. 2) Вырезание узора можно произвести и без нанесения сетки. Для этого валик погружают на несколько секунд в 5%-ный раствор медного купороса, куда прибавлено немного серной кислоты. Валик быстро розовеет; его вынимают, обмывают, и если теперь наложить на него бумагу, на которую рисунок нанесен красками, содержащими сернистый натрий, то на валике рисунок изобразится в виде точек и линий черной сернистой меди. По этому рисунку легко вырезать углубленный узор. 3) Наконец, на валик можно нанести рисунок травлением кислотой, для чего валик сначала покрывают кислотоупорной мастикой, а затем на мастике чертят рисунок так, что на месте рисунка металл вала обнажается. При вращении валика в слабой азотной кислоте на эти места действует кислота и образует углубленный рисунок.

Перед вырезанием узора сталь валика д. б. отпущена. Для этого его помещают в железный цилиндрический стакан несколько большего диаметра, чем сам валик, и промежуток засыпают смесью из порошков угля и мела или смесью из мелко измельченной кости и костяного угля. Затем стакан ставят в горн, отапливаемый коксом или древесным углем, и нагревают в продолжение 1—11/2 ч. По окончании нагревания раскаленный стакан с валиком засыпают песком или золой и оставляют медленно охлаждаться в течение 2 ч. После нанесения углубленного узора валик опять закаливается, для чего его снова нагревают на том же горне и затем опускают в воду комнатной температуры. Закаленный валик с нанесенным на нем узором носит название матки, или матрицы, и служит для накатывания молеты-рельефа на молетирном прессе. Для получения молеты берут отпущенный стальной валик такого диаметра, чтобы раппорт матки накладывался на его поверхности не менее 6 раз по окружности. Матка кладется на два свободно вращающихся валика, а молету прижимают к ней посредством рычажных грузов или гидравлического пресса. При вращении молеты матка выдавливает на ее поверхности рельеф рисунка. После этого молету закаливают на горне, и в таком виде она служит для нанесения углубленного рисунка на печатный вал. Накатывание рисунка на вал производится на молетирной машине, причем в зависимости от характера рисунка различают: 1) накатывание на круг, когда на ткани нужно получить продольные полоски или продольно повторяющиеся рисунки по длине товара, 2) накатывание на винт - для получения рисунка на валу по винтовой линии и 3) накатывание на качку - если рисунок с молеты передается на вал прерывными участками.

Молетирная машина

Молетирная машина (см. фиг.) имеет следующее устройство: вал упирается своими шипами на стойки А и А1 и соединяется у стойки А1 с патроном В, а через него - со счетчиком С, который имеет форму круга с делениями для отметки перемены раппортов по окружности вала. На другом конце шип вала прикрепляется хомутом к диску, приводимому в движение колесами D, а последним сообщается движение от приводного шкива Е. На столе машины расположен суппорт Н, могущий скользить вдоль длины стола. В нижней части суппорта проходит винт К, которым пользуются для установки суппорта в надлежащем месте при работе машины. На конец винта К насажено колесо К1, имеющее 360 зубцов. Рукояткой G колесо, а вместе с ним и вал, можно поворачивать на вполне определенный угол, что отмечается указателем G1. Другой конец винта К соединяется посредством рычага М с колесом D1, если нужно получить непрерывное движение суппорта по длине стола, как это требуется при накатывании на винт. Колесо D1 соединяется с главным приводом машины. При работе на круг колесо разъединяется, и передача суппорта производится колесом К1. На суппорте Н установлены суппорты молеты в L, где помещается молета. Давление на молету осуществляется посредством рычажных грузов N. Для поворачивания вала на определенный угол (при накатывании на качку) служит рукоятка О. Стойка А посредством маховичка может двигаться по направлению длины стола, для того чтобы можно было работать с валами разных размеров. Т. к. длина вала значительно больше длины молеты, то накатывание рисунка производится участками, путем передвигания молеты каждый раз на величину раппорта винтом К. По окончании накатывания, для получения резких очертаний рисунка, медь на валу около углублений гравюры поднимают маленьким долотом, в виде маленьких выступов, после чего вал поступает на шлифовку для удаления неровностей. Шлифование производится на корыте часто вручную: один рабочий вращает вал, а второй водит по образующей вала шлифовальным камнем. Если рисунок состоит из нескольких цветов, то изготовленный для каждого отдельного цвета по рисунку особый вал д. б. в строгом соответствии с остальными валами печатного рисунка. Молетный способ гравирования ситцепечатных валов применяют для получения тонких узоров и линий для теней.

Если нужно гравировать большие грунты, то применяют более дешевый пантографный способ. Медный вал соответствующего диаметра покрывают сначала кислотоупорным лаком или мастикой. Мастика Калло состоит из 62 частей чистого льняного масла, 8 частей росного ладана (бензойной смолы) и 5 частей белого воска. В настоящее время часто приготовляют мастику сплавлением в котле 6 частей асфальта, 41/2 ч. воска, 1 части гуммилака, 1 части бургундской смолы, 1/4 части шеллака или же растворением копаловой смолы в скипидаре. Для покрывания вала мастикой его нагревают изнутри чугунными чушками настолько, чтобы мастика при соприкосновении с его поверхностью плавилась. После этого начинают водить куском мастики по вращающемуся валу и разравнивают нанесенный слой мастики деревянным валиком, обтянутым кожей. При этом способе рисунок предварительно наносят на белый цинковый лист, для чего изображение, посылаемое камерой-обскурой, отражается наклонным зеркалом на цинковый лист и здесь обводится карандашом или резцом. После того рисунок на цинке обыкновенно раскрашивают соответственно цветам оригинала. Полученный таким образом рисунок на цинке вычерчивают алмазом при помощи пантографа на мастичной поверхности вала. Затем вал, покрытый мастикой, помещают в корыто с азотной кислотой в 36° Вѐ и держат в нем до тех пор, пока не получится необходимая глубина гравюры (не более 0,3 мм). По окончании травления вал очищают от мастики и передают в граверную для просмотра. Как и при молетном способе, для каждого цвета рисунка изготовляют отдельный вал. Способ травления имеет тот недостаток, что гравюра лишена резких очертаний, так как азотная кислота действует не только вглубь материала, но и расширяет линии узора.

Для больших грунтов, когда приходится гравировать сплошь всю поверхность вала, применяют резной способ гравирования ситцепечатных валов на резном станке. На поверхность вала наносят гашюры, имеющие вид пологих винтовых линий. Гашюры располагают на таком расстоянии друг от друга, чтобы печатная краска во время печатания сливалась в одну сплошную поверхность. Если на поверхности вала, помимо сплошных грунтов, нужно оставить места для узоров рисунка, то резной способ комбинируют с работой на пантографе: на пантографе обводят контуры узоров и вычерчивают сам узор, а на резной машине проводят гашюры на местах сплошных грунтов. После этого вал поступает в травление и на окончательную отделку.

Фотографический способ применяют для получения на валах очень тонких узоров, художественных произведений и картин природы. Первое удачное применение фотографии для гравирования ситцепечатных валов принадлежит Рольерсу (1901 г., Богемия). Сущность работы заключается в следующем: рисунок фотографируют на желатинную или коллодийную светочувствительную пленку через сетку, называемую растрой, которую помещают между пленкой и объективом камеры. Т. о., рисунок получается в виде точек или штрихов. По закреплении снимка пленка снимается со стекла и служит для нанесения рисунка на печатный вал, предварительно покрытый светочувствительной хромированной желатиной. Рисунок с пленки переводится на вал в виде позитива, после чего вал высушивают и подвергают травлению кислотой. Хромированная желатина с мест, подвергнутых действию света, не снимается и заменяет собою мастику при обычном пантографном способе. Травление ведется обычно в несколько приемов для получения более отчетливых теней: первое травление производят для получения самых нежных теней; затем эти места покрывают лаком и углубляют места более густых красок и т. д. Фотографический способ является особенно ценным при фотографировании рисунка через светофильтры, так как при этом можно приготовить печатные валы, которые дают возможность воспроизведения цветов природы наложением красок друг на друга.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.