Грабли

Грабли

ГРАБЛИ. 1) Грабли для обработки почвы служат для ее разравнивания, разбивания глыбок, для очистки земли от мусора, корешков, сучков, камней и т. д. Грабли бывают деревянные и железные. Для легких работ железные грабли делаются с проволочными зубьями; для более тяжелых работ предпочтительнее применять грабли с зубьями, штампованными из толстого листового железа, стали или ковкого чугуна. Для лесных работ применяют массивные грабли особой конструкции, например, системы Янке с четырьмя рядами зубьев на доске, к которой сверху под углом прикреплена ручка, или круглые грабли системы Кутлера, снабженные вертикальным заостренным внизу стержнем и несколькими рядами зубьев, расположенных в радиальном направлении: стержень служит для проделывания ямки при посадке, а зубья разрыхляют почву вокруг ямки при вращении стержня.

2) Грабли для сена служат для сгребания сена и скошенных злаковых хлебов в валы и копны, а также для сгребания срезанного колоса после машинной уборки. Ручные грабли делаются б. ч. деревянные с числом зубьев от 8 до 18; за границей имеют некоторое распространение грабли с длинными железными изогнутыми зубьями. Конные грабли бывают поперечные (horse rake), которыми сгребают сено в валы, располагающиеся поперек движения граблей и так называемые боковые грабли (side-delivery rake), сгребающие сено в сплошной вал с правой стороны вдоль хода граблей. Поперечные грабли (фиг. 1) имеют ряд изогнутых зубьев, расставленных друг от друга на расстоянии 7,5 см; в верхней своей части зубья изогнуты в один оборот спирали, вследствие чего они пружинят и при отгибе назад быстро принимают прежнее положение.

Поперечные грабли

Зубья обыкновенно круглого сечения, рабочий же конец расплющивается в вертикальной плоскости для обеспечения более ровного хода при скольжении по земле. Зубья прикреплены к брусу [а] (фиг. 2), вращающемуся вокруг осей ходовых колес; когда грабли собрали достаточное количество сена, брус поворачивают, зубья поднимаются, и сено соскальзывает с них; для того чтобы сено не захватывалось зубьями при подъеме, сзади рамы граблей прикрепляются железные прутья, которые задерживают сено.

Зубья граблей прикреплены к брусу, вращающемуся вокруг осей ходовых колес

Подъем зубьев производится рычагом [b], соединенным с педалью [с]; при переездах с поднятыми зубьями рычаг удерживается крючком. Автоматический подъем зубьев силой тяги производится храповым механизмом. В ступицах колес имеются зубцы храповика [f], которые упираются в загнутый конец прута [е]; прутья, идущие к колесам, имеют концы, загнутые в противоположную сторону и схваченные особой обоймой [g]. При повороте прутьев в такое положение, что загнутый конец их упирается в зубцы храповика, брус [а] начнет поворачиваться и зубья подниматься до тех пор, пока обойма [g] не упрется в раму граблей; тогда прутья повернутся в обратную сторону, концы их выйдут из зацепления с зубцами храповика, и зубья упадут на землю. Поворот прутьев [е] для зацепления с храповиком производится действием педали [d] посредством тяги [h]. Конные грабли строят на силу одной лошади с шириной захвата 2—2,5 м и с числом зубьев от 26 до 30. Конные грабли применяют также для собирания колоса после уборки жнейками, для разрыхления поверхности почвы, вместо легкой бороны, при образовавшейся корке и для посева трав (на раме граблей устанавливается ящик сеялки). Конные грабли очень производительны и окупаются в 2—3 года.

Боковые грабли

Боковые грабли (фиг. 3 и 4) имеют барабан с тремя рядами зубьев, ось которого поставлена под углом 45° к направлению движения. Передача движения от ходовых колес производится насаженной на ходовую ось конической зубчаткой [а], сцепляющейся с конической шестерней [b] оси барабана; барабан, т. о., вращается в сторону, обратную движению ходовых колес, с угловой скоростью, обычно вдвое большей, чем угловая скорость ходовых колес; линейная же скорость зубьев и передвижения боковых граблей почти одинакова. Зубья боковых граблей при вращении барабана в большинстве конструкций остаются все время в вертикальном положении, благодаря чему сено по миновании действия на него граблины не отбрасывается, а легко соскальзывает с них; т. о., головки и листочки клевера и других трав не перебиваются.

Боковые грабли

Английские заводы Martin & Blackstone осуществляют вертикальное положение зубьев посредством изгиба шипов граблины под углом, равным углу оси барабана к плоскости крестовины или диска, к которым они прикреплены; американский завод Massey Harris достигает однообразной установки зубьев (вертикальной или под каким-нибудь углом) путем эксцентричной насадки на оси [о] кольца [с], которое охватывается хомутом с тягами [е]; кольцо остается неподвижным, хомут же скользит по нему. Концы осей [f] граблин, согнутые в виде кривошипов [k], пропущены сквозь проушины стержней боковин барабана и при вращении, увлекая за собой тяги [е], поворачиваются и сохраняют данный им тягой [m] наклон. Для придания барабану боковых граблей вращения в обратную сторону (с целью ворошения сена) переставляют рычагом [n] шестерню [b], сидящую на оси барабана, и приводят ее в сцепление зубчатым колесом [z], сидящим на оси ходовых колес. Вследствие того, что зацепление зубчаток [z] и [b] внутреннее, ось барабана получает вращение, согласное с вращением ходовых колес; при отношении числа зубцов, равном 4, и диаметров ходового колеса и барабана, равном 2, линейная скорость движения зубьев получается вдвое больше скорости продвижения боковых граблей. Кроме того, тягой [m] производят установку зубьев с наклоном назад. Установку зубьев над землей производят при помощи винтов с рукоятками, поднимающих или опускающих задние колеса, поддерживающие раму. Боковые грабли описанных конструкций получили широкое распространение в хозяйстве благодаря своей большой производительности: они захватывают два скошенных косилкой ряда и могут убрать в день около 8 га; ширина захвата равна 2,5 м. Преимущество боковых граблей, по сравнению с поперечными, заключается в том, что они образуют очень рыхлый вал, способствующий лучшей просушке сена, и не перебивают листочков клевера.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.