Город-сад

Город-сад

ГОРОД-САД, небольшой (30—50 тыс. жителей) вполне благоустроенный город, гармонично соединяющий все преимущества как городских, так и сельских условий жизни и лишенный их отрицательных сторон. Идея города-сада практически нашла осуществление в образцовых рабочих поселках, выстроенных в Англии в конце прошлого века (Порт Сенлайт близ Ливерпуля, Борнвиль близ Бирмингема); теоретически же она разработана в Англии Э. Говардом. По проекту Говарда город-сад имеет круглую форму и разделен на 6 равных секторов. Основными элементами города-сада являются (фиг. 1): 1) центральная площадь, окруженная главнейшими общественными зданиями; 2) большой центральный парк, заключенный в кольцо стеклянной галереи - хрустального дворца; 3) поясной парк (главное авеню), в котором располагаются культурно-просветительные учреждения и к которому примыкают торговые и общественные здания, имеющие районный характер; 4) окружная железная дорога с 6 пассажирскими станциями и расположенными вдоль нее складами и промышленными предприятиями; 5) жилые кварталы, располагаемые двумя кольцами по обе стороны поясного парка; они разбиты на 5500 участков, размером каждый около 240 м2; на участке может быть выстроен только один дом особняк в два этажа (коттедж); в городе-саде строго соблюдается правило: на один дом - одна семья; 6) сельскохозяйственная, иначе парковая или защитная, зона охватывает город со всех сторон; она занимает территорию в пять раз большую самого города-сада и рассчитывается так, чтобы с нее можно было удовлетворить потребность города-сада в сельскохозяйственных продуктах. Большое количество зелени, высокая степень благоустройства и забота об эстетике должны обеспечить городу-саду чистоту, красоту и здоровье.

Основные элементы города-сада

Рост города-сада ограничен; достигнув определенных размеров, он может выделить новые и новые города-сады и превратиться в группу городов-садов, каждый из которых остается, однако, стабильным, связанным с остальными хорошими путями, но обычно отделенным своей защитной зоной.

Движение в пользу постройки городов-садов началось в начале 20-го столетия. Основатели его ставили себе задачи не столько технические, сколько политико-экономические: частной собственности на землю в городах-садах не допускается (аренда на 999 лет), поэтому нет земельной спекуляции, а земельная рента остается в распоряжении города. Однако в большинстве случаев это правило не соблюдалось. Кроме того, выяснилось, что города-сады самостоятельными единицами быть не могут, а развиваются как пригороды или города-спутники вблизи крупных, уже сложившихся, центров. Первый же город-сад - Лечворс, выстроенный в Англии под непосредственным руководством Говарда, значительно отошел от его теоретической формы. Причина - необходимость считаться с целым рядом местных условий: рельефом местности, расположением существующих дорог, направлением ветров и другими обстоятельствами. Оказалось также невозможным обеспечить город-сад соответствующей сельскохозяйственной зоной, и последняя свелась к нейтральной полосе, гарантирующей город-сад от возможности срастись с другими поселениями. Вскоре выяснилось, что система особняков- коттеджей слишком дорога и не м. б. основой для серьезного разрешения жилищного вопроса. Второй город-сад - Вельвин дает уже значительный сдвиг в сторону укрупнения строительства. Система застройки состоит из группировки зданий вокруг внутренних скверов, детских площадок и газонов; это придает уютность и спокойствие и сокращает расходы на устройство улиц и их мощение (фиг. 2 - расположение коттеджей в тупике).

Город-сад - расположение коттеджей в тупике

Континентальные европейские государства, привыкшие вообще к многоквартирным домам, пошли еще дальше, и в настоящее время город-сад уже не связывается непременно с понятием коттеджа. Теперь городами-садами называют благоустроенные, с большим количеством зелени пригороды, дачные места, рабочие поселки. В них обычно ставятся известные ограничения плотности населения (около 100 человек на 1 га) и застройки (около 10% площади участков), высоте построек (не более 2—3 этажей), обращено большое внимание на зелень, спорт и общее санитарно-техническое оборудование. Типы их зависят от характера применяемого жилищного строительства, а самые формы плана - от господствующих в стране архитектурных направлений. Наиболее известные города-сады: в Германии, Геллерау близ Дрездена - типичный для немецкой школы планировщиков, пытающейся возродить романтику готического города; целый ряд французских городов-садов - cites-jardins, характерных правильными линиями, осями и перспективами, и, наконец, послевоенные города-сады, голландские и французские, на планах и застройке которых сказались уже новейшие архитектурные формы - простота, рационализация и влияние новых материалов -  бетона, железобетона - и всякого рода облегченных конструкций. Наиболее известный из этих городов-садов - Пессак, близ Бордо, построенный по проекту известного архитектора Корбюзье. В России города-сады распространения не получили. В 1913—14 гг. приступили к организации города-сада на Московско-Казанской железной дороги при платформе Прозоровской, после войны 1914—18 гг. приступили к постройке многих пригородов и благоустроенных рабочих поселков. Технически они схожи с городами-садами, по организации же и своим принципам исходят из общих новейших основ градоустройства вообще.

Все движение в пользу городов-садов объединено в международном обществе городов-садов с правлением в Лондоне и отделениями почти во всех странах. Общество созывает ежегодные съезды и издает собственные журналы: «Garden Cities a. Town Planning» в Лондоне и «La vie urbaine» в Париже.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.