Гобелены

Гобелены

ГОБЕЛЕНЫ, тканные ковры - картины ручной работы, получившие свое название по фамилии Гобеленов, владельцев красильной и ткацкой мастерской, из которой впоследствии возникла мануфактура гобеленов. Родиной гобеленового производства надо считать Фландрию, где в 13 в. начали возникать красильные и ткацкие фабрики для производства гобеленов. Наибольшего развития производство гобеленов достигло в 17 и 18 веках с учреждением во Франции Королевской мануфактуры.

Исторически в технике производства гобеленов сложились две основные системы, которые различаются лишь направлением натяжения и движения основы: в первой основа имеет горизонтальное направление, во второй - вертикальное. Первая система называется низкоремизной, или голландской, по французки basse-lisse, вторая - высокоремизной, немецкой, или haute-lisse. Наибольшее распространение в настоящее время имеет низкоремизная система как более простая, однако, лучшие гобелены, как, например, гобелены Национальной мануфактуры в Париже, вырабатывают до сих пор высокоремизным способом. На фиг. 1 показан высокоремизный гобеленовый станок.

Высокоремизный гобеленовый станок

Он состоит из двух солидных вертикальных стоек АА, которые снизу укреплены в поперечных брусках CD, а сверху при помощи перекладин ВВ прикреплены к стенам помещения. Существенными частями станка являются верхний и нижний навои Е1Е2. На первом помещается основа, на второй навивается готовая ткань. Нити основы, спускаясь с верхнего навоя, разделяются прутком (ценою) Q на две части (четные и нечетные нити); нити одной части пробраны в глазки, а глазки прикреплены шнурами к пруту ММ, который покоится на держалках NN. Нитка утка прокидывается при помощи шпули или катушки следующим образом. Взявши в правую руку шпулю с нитью требуемого цвета, ткач просовывает левую руку между обеими группами нитей а и b (фиг. 2, I) и, отобравши требуемое рисунком число нитей группы b, отодвигает их от остальных нитей той же группы.

Производство гобеленов

В образовавшийся зев он продевает шпулю с уточною нитью. После этого он вынимает левую руку и опускает введенную нить до опушки с ткани, прижимая ее посредством гребня (фиг. 3).

Гребень

В обратном направлении нитка проводится при противоположном расположении основных нитей. Для этого ткач захватывает левой рукой известное число ремизных шнуров d, так что соответственные нити (группы а) занимают положение, изображенное на фиг. 2, II, и можно протянуть уток в обратном направлении.

Гобеленовые станки бывают различной величины. Один рабочий может обслужить по ширине не более 1,25 м основы. При более широких заправках (встречаются заправки до 5—6 м) на одном станке работают несколько человек.

Гобелены работают по готовым картонам-рисункам, составляемым художниками. Однако, картоны не представляют собою подробных заправочных рисунков, как это имеет место в жаккардовом ткачестве; картоны составляются так, что оставляют много места творчеству лица, работающего непосредственно на станке, в особенности в части подбора красок и оттенков. Выработка гобеленов не является простой ткацкой работой, но требует от рабочего большого мастерства и художественного вкуса. Национальная мануфактура в Париже имеет специальную школу, в которой подготовляют специалистов для всех процессов гобеленового производства: рисовальщиков, ткачей, красильщиков. Для гобеленов применяют самый простой из ткацких переплетений - миткалевый. Основным материалом для производства является шерсть, значительно реже - шелк и в особых случаях - мишура. Были попытки применять для основы хлопчатобумажную или льняную пряжу, но эти попытки положительных результатов не дали. Огромное значение в производстве гобеленов имеют краски, их приготовление и богатство подбора тонов. Количество различных тонов и оттенков красок, применяемых в гобеленовом производстве, исчисляется тысячами. До сих пор преимущественно применяют краски растительного происхождения.

На гобеленах обычно изображают целые картины, представляющие собой исторические сюжеты, пейзажи, портреты и пр. Темы рисунков гобеленов в значительной степени отражают характер эпохи. Так, гобелены времен Людовика XIV, кроме исторических тем, часто изображают эпизоды из придворной и государственной жизни того времени, пейзажи с дворцами, портреты королей и государственных деятелей; на гобеленах наполеоновской империи, помимо различных эмблем новой власти, можно видеть изображение таких эпизодов, как «Наполеон, принимающий ключи г. Вены», «Вестники мира в Леобене» и др. Из мотивов последних десятилетий следует упомянуть о гобелене, исполненном по картине Рошегросса «Франция колонизирует Африку».

Производство гобеленов является очень кропотливой работой, требующей много времени и опытных рук, и стоит весьма дорого. Один рабочий в год может выткать не более нескольких м2 гобеленов. Стоимость гобеленов доходит до нескольких десятков тысяч рублей, а в некоторых случаях и до сотни тысяч и выше.

Гобелен

Гобелен

Гобелен

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.