Гидравлическая проба

Гидравлическая проба

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПРОБА повышенным давлением применяется в качестве способа периодического испытания на прочность паровых котлов и приборов, работающих под давлением пара и газов. Гидравлическая проба котлов является одним из актов правительственного технического освидетельствования паровых котлов. Цель такого освидетельствования заключается в приведении в известность состояния котельного помещения и котла во всех его частях, а также в установлении: а) отвечает ли состояние котла требованиям прочности и данному разрешению на его работу, б) имеются ли при котле все необходимые приборы и приспособления и находятся ли они в удовлетворительном состоянии. Техническое освидетельствование парового котла заключается: а) в наружном осмотре, б) во внутреннем осмотре и в) в гидравлическом испытании, соединенном с внутренним осмотром. Очередные освидетельствования котла должны производиться в следующие сроки: наружный осмотр - один раз в год; внутренний осмотр - один раз в три года; гидравлическая проба котлов, соединенная с внутренним осмотром, - один раз в шесть лет. Внеочередные, или досрочные, испытания производятся в следующих случаях: 1) перед пуском в ход котла, находившегося в бездействии в течение двух и более лет; 2) если котел был снят с места; 3) если при ремонте котла была вынута труба или другая часть котла, имеющая наружный диаметр более 103 мм, или было сменено более 15% всего числа связей, или была сделана замена хотя бы части листа, или было переклепано не менее пяти рядом стоящих заклепок; 4) после каждого ремонта котла, при котором была применена какая-либо сварка или заварка, и 5) если котел подвергся перегреву в своих огневых частях, огню во время пожара или затоплению.

Наружный осмотр котла производится без остановки его действия, причем агентом надзора д. б. обращено особенное внимание на то, в каком состоянии находятся котельное помещение, обмуровка и топка котла, а также паропроводы внутри котельной; правильно ли работают питательные и водоуказательные приборы, манометр, предохранительные клапаны, приборы для разобщения котла от паропровода и сцепные приборы, и какие приспособления применяются для чистки котла. При внутреннем осмотре должно преимущественно обращать внимание на состояние стенок, заклепок и связей как внутри, так и снаружи котла, а равно паровых, дымогарных и кипятильных труб, распорных болтов и других частей котла; на присутствие и физические свойства накипи, состояние питательных труб внутри котла, состояние соединительных труб между котлами и водоуказателями и состояние дымоходов как внутри, так и снаружи котла.

Перед внутренним осмотром и гидравлическим испытанием котел д. б. остановлен, охлажден и тщательно очищен от накипи, грязи, сажи и золы. Если осмотр котла не может быть произведен без обнажения его, то кладка, или одежда, его д. б. устранена полностью или частью, по усмотрению производящего пробу лица. Вся арматура котла д. б. тщательно очищена, краны и клапаны притерты, а фланцы, крышки, люки и пр. плотно поставлены, чтобы через них не было течи во время пробы. Если котел соединен с другими работающими котлами общими трубопроводами, то, во избежание проникания в котел пара или горячей воды, д. б. поставлены глухие фланцы, вполне отделяющие осматриваемый котел как от паропровода, так и от водопровода и спускной линии. При отоплении доменными и другими газами котел должен быть надежно разобщен и от общего газопровода. При осмотре внутри котла и в дымоходах употребление керосиновых ламп или иных ламп с легковоспламеняющимся материалом не допускается; употребляемые же для этого ручные электрические лампы и провода к ним должны находиться под напряжением не свыше 20 V. После осмотра котла, если в нем не замечено недостатков, препятствующих производству гидравлической пробы, его наполняют водой и закрывают все краны и отверстия, за исключением воздушного крана, через который удаляется воздух из котла при подкачивании воды особым насосом для испытания котлов; когда весь воздух удален и из этого крана появляется вода, его также закрывают. Котел, предназначенный к работе на рабочее давление не более 5 atm, испытывается давлением воды вдвое большим, чем максимальное давление, при котором котел будет работать, но во всяком случае не менее 3 atm; если же котел предназначен к работе на давление более 5 atm, то испытание производится давлением воды, равным наибольшему допускаемому для котла рабочему давлению, увеличенному на 5 atm. При рабочем давлении в 20 atm и выше увеличение делается на 25%. Давление воды в котле при испытании определяется по выверенному контрольному манометру, доставляемому свидетельствующим лицом; насос для гидравлического испытания должен доставляться владельцем котла. Вместе с котлом подвергается пробе и вся его арматура. Пробное давление поддерживается не более 5 минут, после чего оно постепенно убавляется до величины рабочего давления, которое и поддерживается во все время, необходимое для подробного осмотра котла.

Котел признается выдержавшим испытание, если: а) в котле не оказывается признаков разрыва, б) не замечается течи, причем выход воды через швы и заклепки в виде мелкой пыли или капель (так называемых «слезок»), а также выход воды из кранов и других частей арматуры, не препятствующий поддержанию в котле требуемого испытанием гидравлического давления, течью не считается, и в) если не замечается деформаций, остающихся по окончании испытания. Если же при испытании окажется, что котел находится в состоянии, угрожающем опасностью, то он не допускается к работе впредь до приведения его в исправное состояние и новой гидравлической пробы.

Пробы, как и все осмотры котлов, производятся: постоянных и подвижных котлов - Инспекцией Наркомтруда; на судах и иных плавучих сооружениях, кроме котлов военно-морского ведомства и принадлежащих Объединенному государственному политическому управлению, - инженерами Регистра СССР; паровозных и вагонных котлов - инженерами НКПС. Для проб и осмотров котлов изданы следующие правила: 1) Правила устройства, установки, содержания и освидетельствования постоянных и подвижных паровых котлов, утвержденные Наркомтрудом 14 сентября 1923 г.; 2) Правила о паровых котлах на судах, снарядах и иных плавучих сооружениях, опубликованные НКПС 25 октября 1921 года, и 3) Правила о паровозных и вагонных паровых котлах железных дорог - приказ НКПС от 20 января 1921 года.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.