Гавань

Гавань

ГАВАНЬ, место безопасной стоянки судов, обычно служащее также для совершения операций по передаче грузов на воду и обратно, а также для ремонта судов и зимовки их. Гавань состоит или из естественного бассейна, соединенного с рекой, озером или морем (затона, бухты), или из искусственного водного бассейна, огражденного сооружениями. На морях и озерах гавань должна быть защищена от действия волнения и ветра, иметь достаточно широкий и легко отыскиваемый с моря и озера вход, достаточные глубины для стоянки и причала судов. Речные гавани, кроме того, должны быть защищены от ледохода.

Простейшим видом гавани на морском побережьи служат бухты, защищенные естественными берегами от волнения и ветра на реках - затоны, или зимовки, расположенные так, что берега защищают их от действия ледохода. На морских побережьях такие гавани носят название портов-убежищ, рыбачьих портов. Иногда в затонах производится ремонт мелких судов; в этом случае затоны имеют оборудование для подъема судов и мастерские. Более сложное устройство имеет гавань, приспособленная для грузовых и пассажирских операций. Такая гавань представляет собой составную часть порта и имеет соответствующее оборудование.

Искусственные речные гавани представляют собой вырытый в береге бассейн, более или менее правильной формы, сообщающийся с рекой достаточно широким входом. Для удобной передачи грузов берега бассейнов устраивают в виде набережных, тип которых зависит от условий работы гавани. Речные гавани бывают открытые и закрытые. Открытые имеют непостоянный уровень воды, соответственно уровню воды в реке. Набережные в них обычно устраивают в виде мощеных откосов, с площадками на различной высоте, сообщающимися между собой съездами, иногда с расположенными на них железнодорожными путями. При небольших, сравнительно, колебаниях уровней воды предпочтительнее обделка набережной в виде вертикальной стенки, позволяющей судам подходить к ней вплотную; такое устройство значительно облегчает применение механических приспособлений для грузовых операций. Для устройства речных гаваней, в целях уменьшения земляных работ, пользуются как углублением естественных затонов, так и устьями притоков (Кинешемская гавань в устьи реки Кинешемки, фиг. 1).

Кинешемская гавань в устьи реки Кинешемки

Закрытые гавани состоят из бассейнов с повышенным уровнем, отделенных от реки шлюзом; при этом для наполнения бассейна используется вода небольших притоков (Рыбинская гавань в устьи реки Черемухи, фиг. 2).

Рыбинская гавань в устьи реки Черемухи

Преимущество такой гавани - независимость горизонта воды в гавани от горизонта в реке; однако при больших колебаниях горизонта воды в реке шлюз должен иметь значительные размеры. Гавани, устраиваемые в искусственных каналах, имеющих б. или м. постоянный уровень воды, обычно располагаются у обслуживаемых ими промышленных предприятий. Гавани, находящиеся в больших промышленных центрах, имеют бассейны и причальные линии, приспособленные для однородных грузовых операций; такова, например, гавань Вальзум на Рейне (фиг. 3).

Гавань Вальзум на Рейне

Вход в гавань, шириной в 50 м, составляет с направлением русла Рейна угол в 40°. Перед бассейнами расположен аванпорт для маневров судов. Бассейны расположены параллельно берегу Рейна и обслуживаются мостовыми кранами. Длина бассейнов 245 и 320 м, ширина по дну 53,74 м; территория гавани возвышается на 2 м выше горизонта самых высоких вод; дно бассейнов на 0,55 м ниже речного дна. Речной берег на протяжении 120,6   м обделан набережной, к которой примыкают откосы, обделанные мостовой. Берега бассейнов обделаны набережными в виде стенок на сводах, опирающихся на основание из отдельных опускных колодцев; такое устройство применено в виду возможности неравномерных осадок.

Бассейны на реках должны удовлетворять следующим требованиям: 1) глубина их должна позволять судам, при полной нагрузке, принятой для данного плеса реки, и, следовательно, при наибольшей осадке, пользоваться бассейном при самой низкой воде; 2) вход в гавань должен быть расположен так, чтобы ледоход в реке не мог оказывать влияния на условия стоянки в гавани; для этого вход располагают под углом к направлению берега реки и против течения; 3) вход в гавань, по возможности, не должен заноситься; в этом отношении играет роль расположение входа, указанное выше, а также расположение гавани и входа у вогнутых или прямых глубоких берегов; 4) суда должны иметь возможность маневрировать в гавани, для чего между бассейнами и входом располагают водную площадь, достаточную для поворота судов; 5) бассейны для операций с огнеопасными грузами (лесные, керосиновые и т. п.) должны быть устроены возможно дальше от других бассейнов.

Несколько особняком стоят лесные гавани, приспосабливаемые специально для выгрузки сплавного леса. Лесные гавани, отдельные или в составе речного порта, имеют берега с пологим откосом для удобства вытаскивания бревен; при крутых берегах устраиваются специальные «лесотаски» - вагонетки с горизонтальными платформами, двигающиеся по наклонной плоскости.

Морские гавани также могут быть открытыми и закрытыми. Последние, как стесняющие движение судов, устраиваются лишь при наличии значительных приливов и отливов и при особых условиях. Таковы гавань в Зеебрюгге, Бремергафене, док короля Альберта в Лондоне и др. Для входа в бассейн устраивается полушлюз, если гавань работает лишь во время прилива. Ворота полушлюза открываются перед наступлением гребня прилива и закрываются вскоре после прохода гребня, так что уровень воды в бассейне немного разнится от уровня гребня приливной волны. При более оживленном движении судов делается камерный шлюз. Перед закрытой гаванью обычно делается аванпорт для судов, ожидающих входа в гавань. Морские открытые гавани устраиваются различно. Вход в гавань, в виду большой трудности управления судами при ветре и волнении, ограждается сооружениями в виде массивных молов и волноломов, ограждающих рейд. Самые бассейны или устраиваются в береге или образуются выдвинутыми от берега молами и пирсами (эстакадами). Возможны и гавани смешанного устройства, например, гавань в Констанце (фиг. 4).

Гавань в Констанце

Для морских гаваней весьма значительную роль играет быстрая погрузка и выгрузка товаров, в виду чего гавань должна быть оборудована помещениями для грузов и средствами для быстрой разгрузки этих помещений, а также надлежащими железнодорожными путями. В гаванях, расположенных в устьях рек, где грузы в значительных количествах поступают на речных судах, в бассейнах или аванпорте происходит и непосредственная перегрузка из речных судов в морские; место для таких перегрузок предпочтительнее располагать в верхней по реке части порта.

Формы бассейнов гавани зависят от типа ее, от местных условий, грузооборота и, следовательно, от длины потребной причальной линии. Длина последней определяется: 1) в зависимости от годового грузооборота данного рода грузов, распределения его по месяцам и месячной пропускной способности погонной единицы длины набережной или 2) по числу судов, посещающих порт в месяц, по срокам их погрузки и грузообороту наиболее деятельного месяца. Длина бассейнов не превышает 2000—3000 м. Ширина находится в зависимости от длины бассейна, размеров судов и способов их размещения. При вытянутом расположении судов вдоль набережной ширина бассейна д. б. приблизительно в шесть раз более ширины судов, для свободного расхождения судов в бассейне. При перегрузках с речных судов на морские ширина бассейна колеблется от 150 до 250 м. Глубина бассейна в открытых гаванях должна превосходить максимальную осадку судов более чем на высоту волны и во всяком случае не менее чем на 0,50 м. В закрытых гаванях необходим такой же запас глубины от горизонта гребня наинизшего прилива, уменьшенного на 0,10 м. Высота набережных над уровнем воды в открытых гаванях должна быть такой, чтобы их не захлестывало волнами при наивысшем приливе и наибольшей высоте волны. В закрытых гаванях это возвышение составляет около 2,0 м. На самой набережной располагают лишь помещения для массовых грузов, непосредственно передаваемых на суда: элеваторы, нефтяные и керосинные баки и т. п. Между остальными складами и набережной располагают рельсы для кранов, иногда железнодорожные пути. Ширина набережной делается 60—80 м, а пирсов 110—170 м. Такая ширина позволяет расположить от 3 до 6 железнодорожных путей, склады шириной 15—50 м, краны и проезжую дорогу по набережной. Отношение площадей водной поверхности бассейнов и набережных колеблется от 1:1 до 1:2. Пример расположения устройств на пирсе (город Эмден) представлен на фиг. 5.

Пример расположения устройств на пирсе (город Эмден)

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 - 1928 г.

Избранное