Гараж

Гараж

ГАРАЖ, крытое помещение для содержания автомобилей вне службы, оборудованное для ремонта и ухода за ними. Технический интерес представляют лишь помещения для б. или м. значительного числа автомобилей, т. к. индивидуальные гаражи для 1—2 автомобилей мало отличаются от обыкновенного экипажного сарая и не могут иметь сложного оборудования для ухода за машинами. По вместимости гаражи разделяются на: малые - до 10 автомобилей, средние - до 50 или 60 и большие - свыше 60 автомобилей. Малые и средние гаражи всегда бывают одноэтажные, как наиболее простые для постановки и вывода автомобилей; большие же гаражи в последнее время иногда возводятся в виде многоэтажных зданий. Выбор между системами одноэтажной и многоэтажной определяется исключительно стоимостью земельных участков, и потому в больших городах Западной Европы и особенно Америки начинают отдавать преимущество многоэтажным гаражам; так, в США уже существуют гаражи в 44 этажа, емкостью в 3000 автомобилей.

На фиг. 1 представлен разрез большого одноэтажного гаража на 200 автобусов. Уровень пола в таких гаражах располагается по возможности на уровне дороги, для облегчения въезда и выезда машин. Для скорости выезда, а также в целях пожарной безопасности, в гараже устраивается несколько ворот. Конструкции ворот уделяется весьма большое внимание в виду их значительного пролета и возможности осадки их створок; нужно иметь в виду, что при наших климатических условиях снабжение створок нижними роликами нецелесообразно, т. к. последние часто портятся вследствие обилия снега и грязи.

Разрез большого одноэтажного гаража на 200 автобусов

При сооружении многоэтажных гаражей главным затруднением является устройство для въезда и выезда автомобилей. Здесь применяются два способа: наклонная панель и подъемник. Наклонная панель, которая м. б. устроена как снаружи, так и внутри здания, должна обязательно предоставлять возможность самостоятельного въезда и выезда, во избежание столкновения автомобилей между собой, а также потери времени при установке и подаче. С этой целью устраивают либо две самостоятельных панели - одну для въезда, а другую для выезда, либо одну панель двойной ширины с надлежащим барьером посредине. Уклон панели берется обычно не более 0,1, что дает возможность автомобилям двигаться со скоростью 30—40 км/ч. На фиг. 2. представлено схематически расположение двух наклонных панелей снаружи здания: белая - обозначает панель въездную, а черная - выездную.

Наклонная панель гаража

Главное неудобство наклонной панели, размещенной внутри здания, заключается в том, что она отнимает значительную часть полезной площади. Въезд по наклонной панели употребляется для гаражей, не превышающих 6—8 этажей. При более высоких гаражах практичнее применять электрические подъемники (фиг. 3).

При более высоких гаражах практичнее применять электрические подъемники

При двухэтажном гараже с расположением первого этажа в полуподвале требуемые подъем и спуск въезда должны равняться лишь половине высоты этажа; это значительно сокращает длину въездов, и при этом полезная площадь двухэтажного гаража обходится на 20­–30% дешевле площади одноэтажного.

Расположение автомобилей в гараже.

Установка автомобилей может быть двоякая: система установки в одном общем зале и т. н. боксовая система, при которой каждый автомобиль находится в особом отделении (боксе).

Способы расположения автомобилей в гараже

На фиг. 4 даны основные способы расположения: А - в общем зале, с одним общим въездом, Б - в изолированных боксах, но с одним общим въездом, и В - в боксах с самостоятельными въездами. Площадь, необходимая для постановки одного автомобиля, определяется размерами самого автомобиля и тем промежутком, который необходимо оставлять между автомобилями, а равно между автомобилями и стеной. В виду того, что размеры автомобиля колеблются весьма сильно, невозможно дать с достаточной точностью общие нормы площадей для разных автомобилей. В среднем можно принять для площади, занимаемой самим автомобилем: 2х6 м для грузового автомобиля и 1,6x4 м для легкового. Расстояние между двумя рядом стоящими машинами принимают равным 0,75—1м. Расстояние передка автомобиля от стены д. б. около 1,5 м для возможности установки верстака. Расстояние до боковой стены, в целях удобного въезда, берется равным 2 м. При установке автомобилей в общем зале между ними надлежит оставлять проезд такой ширины, чтобы для выезда приходилось давать задний ход не более одного раза. При постановке же автомобиля задним ходом (радиатором к середине помещения) выезд должен производиться совершенно без применения заднего хода. Для этой цели ширина проезда д. б. равна приблизительно полуторной длине автомобиля. Более точные данные можно получить при вычерчивании кривой движения автомобиля или на основании испытаний.

Из приведенной схемы расположения автомобилей следует, что наибольшая площадь на 1 автомобиль затрачивается в гаражах с боксами и центральным въездом; при самостоятельных въездах и боксовом расположении площадь, требуемая для одного автомобиля, значительно уменьшается, но большое число въездных ворот удорожает здание. Поэтому для стоянки автомобилей, принадлежащих одному хозяйству, обычно применяются здания с центральным въездом и общим залом. Расположение автомобилей в отдельных боксах, помимо увеличения потребной площади, представляет неудобство еще и в смысле обслуживания (затрудняется надзор). Боксовое расположение автомобилей в настоящее время применяется почти исключительно в наемных гаражах, где имеют стоянку частные автомобили; при этом боксы отделяются один от другого обычно не капитальной стенкой, а проволочной сеткой.

Расстановка автомобилей в общем зале. В общем зале автомобили м. б. расположены перпендикулярно или под углом к оси помещения. В последнем случае легче осуществить выезд автомобиля без применения заднего хода, и интервалы между автомобилями могут быть более узкими, но зато удлиняется здание. На фиг. 5 представлены три типа расположения автомобилей: под прямым углом, под углом в 60° и под углом в 45°.

Три типа расположения автомобилей

Ширина здания суживается по мере уменьшения угла, а длина его увеличивается; общая площадь, приходящаяся на один автомобиль, остается при этом почти без изменения. В виду того, что при расположении автомобилей под углом к оси здания выезд автомобилей несколько облегчается, а сужение здания уменьшает пролеты перекрытий, эта система в последнее время начинает получать большое распространение. Однако неудобством такого расположения является некоторая затруднительность установки автомобиля под заданным углом. Для облегчения этого часто на полу обозначают краской точное расположение автомобилей или даже отделяют одну стоянку от другой выступами.

Прямоточные гаражи. Применение заднего хода для постановки и выезда автомобиля сопряжено с потерей времени и некоторым износом механизмов; при большом количестве автомобилей оно способствует столкновению машин. Для устранения этих недостатков применяют так называемую прямоточную систему расположения автомобилей, при которой как постановка автомобилей, так и выезд их из гаража производится прямым ходом. На фиг. 6 представлена схема такого расположения автомобилей.

Прямоточный гараж

Здесь каждый автомобиль, проходя через соответствующие ворота, может стать на свое место и выехать, двигаясь все время передним ходом. Для удобства маневрирования и некоторой экономии площади ряды автомобилей получают косое направление по отношению к оси здания, но каждый автомобиль стоит параллельно к ней, что облегчает правильную постановку автомобиля на место. По этому типу построен автобусный гараж Московского коммунального хозяйства.

Внутреннее устройство гаражей.

В местностях с холодным климатом гаражи должны быть снабжены отоплением. Из систем отопления применяется почти исключительно центральная, причем расчет устройства д. б. таков, чтобы температура в помещении автомобилей не опускалась ниже 10°. Освещение, исключительно электрическое, должно удовлетворять норме в 3—5 свечей на 1 м2 площади. Вентиляция гаражного помещения, в виду обилия паров бензина, составляет весьма важную задачу, и не только в смысле количественного обмена воздуха, но и в смысле правильного отвода воздуха, т. е. чтобы загрязненный воздух в каждом пункте удалялся по возможности кратчайшим путем. Искусственная вентиляция д. б. обязательно приточно-вытяжной системы, причем в среднем за 1 ч. должен происходить 2—4-кратный обмен всего воздуха. Канализация, устраиваемая в гараже, отличается той особенностью, что обычно снабжается бензиноуловителем во избежание попадания бензина в общую канализационную сеть, где он мог бы вызвать взрыв при случайном воспламенении.

Схема бензиноуловителя

На фиг. 7 представлена схема такого бензиноуловителя: вода вместе с бензином попадает через решетку А в отделение Б; здесь бензин, как более легкий, всплывает, а вода через сетку проходит в отделение В и отсюда - в канализационную сеть; из отделения Б бензин удаляется через особую крышку.

Противопожарные меры. Обилие бензина делает абсолютно необходимым принятие тщательных противопожарных мер. Здание гаража и в особенности самое помещение для стоянки автомобилей, должно строиться из несгораемого материала - кирпича, железа, железобетона; наибольшее распространение имеет в настоящее время железобетонная конструкция. Полы всегда делают цементными или бетонными. Внутри здания, помимо большого числа огнетушителей и пожарных рукавов, устанавливается целый ряд приспособлений для тушения и локализации пожара. Одно время выдвигалось требование разделять машины огнеупорными перегородками на группы в 10—12 автомобилей с тем, чтобы каждое отделение имело самостоятельный выезд. Однако оно настолько затрудняло постройку, что от него теперь уже отказались. Весьма редко применяются также изолирующие железные жалюзи, поддерживаемые легкоплавкими пробками, т. к. они значительно затрудняют тушение пожара. Наибольшее распространение получила спринклерная система защиты. Вся система приводится в действие от руки, как отдельными секциями, так и в целом; одновременно с этим в систему включены легкоплавкие пробки, благодаря которым система во время пожара действует автоматически. Кроме того, в помещении для автомобилей обязательно д. б. ящики с песком для тушения загоревшегося бензина. Минимум противопожарных мер предосторожности определяется в каждой стране и в каждом крупном городе специальными обязательными постановлениями. Обязательное постановление, относящееся к постройке гаража в Москве, содержится в разделе IV «Сборника постановлений Московского совета 1928 г.»

Дополнительное оборудование гаражей.

Для производства частичной разборки автомобиля и небольших починок механизма гараж д. б. снабжен рядом приспособлений, а именно: 1) для передвижки и установки автомобилей; 2) для подъема автомобилей; 3) для накачки шин; 4) для осмотра автомобилей.

При тесном расположении автомобилей иногда бывает очень трудно вывести ту или другую машину, не сдвигая ее в сторону. Для облегчения этой задачи служат подставки на роликах. На такие подставки устанавливают все колеса автомобиля, который после этого можно уже легко передвинуть в любом направлении. Иногда, при тесном помещении для стоянки автомобилей, пользуются поворотным кругом. В качестве приспособлений для подъема автомобиля обычно употребляют домкраты разных систем (гидравлические и механические), а иногда применяется передвижной кран. Для накачивания шин применяют механические или электрические воздушные насосы - центральные с трубопроводами к местам потребления сжатого воздуха или переносные. Для осмотра и мелкого ремонта нижних частей автомобиля до недавнего времени служили исключительно так наз. смотровые ямы, над которыми устанавливался автомобиль; работающий механик при этом находился в яме. Смотровые ямы представляют то неудобство, что в них всегда скопляется грязь. Поэтому в последнее время стали применять не ямы, а специальные помосты: автомобиль въезжает на помост, имеющий посредине разъем, в котором и работает механик, оставаясь на уровне пола. Для той же цели применяют качающиеся платформы (фиг. 8) или же, наконец, специальные передвижные подъемники, при помощи которых весь автомобиль легко поднять вверх и открыть доступ ко всем его частям, какие расположены внизу.

Качающаяся платформа для осмотра автомобилей

Мойка автомобилей, весьма важная часть ухода за автомобилями. В средних и больших гаражах применяют или брандспойт со шлангом от водопровода или же, еще лучше, особую механическую мойку. После обмывки брандспойтом кузов нуждается еще в особой протирке, а для очистки сильно присохшей грязи брандспойт иногда снабжен особыми щетками (фиг. 9).

Для очистки сильно присохшей грязи брандспойт иногда снабжен особыми щетками

На фиг. 10 изображен простейший вид механической мойки: здесь вода подводится при помощи специального трубопровода, который имеет такую форму, что на автомобиль одновременно направляется 5 струй воды, чем достигается значительное ускорение мойки.

Механическая мойка

В некоторых системах механической мойки, в особенности для автобусов, число струй достигает нескольких десятков, так что обмывка может быть произведена в течение 2—2,5 минут (по данным заграничных гаражей). Для обмывки высоких автобусов иногда делают специальные галереи, под которые и подводят автобус. Для отмывки грязи с колес автомобиля иногда устраиваются водяные бассейны; двигаясь по этому бассейну, автомобиль оставляет там всю грязь. Расход воды, по нормам Центрального управления местного транспорта, - около 25 ведер в день, или 4000 ведер в год на один автомобиль; конечно, эта норма может значительно колебаться в зависимости от качества дорог и других местных условий.

Склады при гараже.

Для рационального обслуживания автомобилей при гараже должны находиться запасы необходимых материалов и принадлежностей, а именно: 1) резина, запасные части и материалы для ремонта, 2) смазочные материалы и 3) горючее. Склады для запасных частей, резины и масла не представляют собой сложных сооружений и имеют весьма простое оборудование. Количество запасных частей и резины, которое принято держать в гараже, колеблется в разных городах в очень больших пределах и должно определяться указаниями практики. Как общее правило, не рекомендуется иметь запас резины более чем на 4—6 месяцев, так как качество резины при продолжительном хранении страдает. Обычно склад резины помещается в подвальном или полуподвальном этаже, так как дневной свет вредно влияет на сохранность резины; помещение это должно быть хорошо вентилируемо и иметь температуру в пределах от 5 до 15°. Покрышки должны храниться стоймя в особых стеллажах и отнюдь не укладываться одна на другую в значительном количестве; камеры д. б. хорошо пересыпаны тальком.

Запасы масла, в виду относительно небольшой его опасности в пожарном отношении, обыкновенно содержатся в количестве месячного расхода, принимая, что средний расход масла составляет около 6% расхода горючего. Склад масла желательно, во всяком случае, отделять от прочих помещений капитальными стенами; масло хранится по большей части в оригинальной таре, т. е. в железных или деревянных бочках, из которых наливается при помощи насоса в мерную посуду. Так как заливка густого масла, а равно выливание отработанного масла из коробки скоростей и кожуха дифференциала происходят довольно медленно, то в последнее время для этой цели применяются электрические насосы. Одна из таких установок представлена на фиг. 11.

Электрический насос для масла

В виду высокой стоимости масла, идущего на смазку автомобильного двигателя, предложено много аппаратов для очистки отработанного масла с целью повторного его использования. Отработанное масло насосом прогоняется через электрический подогреватель и подается в цилиндрический резервуар (на фиг. 11 - слева). Здесь через масло прогоняется горячий воздух, с целью увлечь частицы топлива, растворившиеся в масле. Из цилиндрического сосуда, пройдя ряд фильтров, масло поступает в центробежный сепаратор (на фиг. 11 - справа) и отсюда выходит уже вполне очищенным. По данным фирмы, выход хорошего масла достигает 80% количества обрабатываемого масла, причем вязкость масла восстанавливается полностью; стоимость обработки около 6—7 коп. на кг.

Бензинохранилища.

Снабжение автомобилей бензином и хранение его в гараже требуют особых приспособлений и предосторожностей. Запас бензина в гаражных складах обыкновенно не превышает десятидневной потребности; ежедневный же средний расход бензина определяется числом автомобилей и средним дневным пробегом, причем для примерного подсчета принимаются следующие нормы расхода бензина в кг на 100 км, для легковых автомобилей -  3,5(L + 1), а для грузовиков и автобусов - 7(Т + 2), где L - литраж двигателя, а Т - тоннаж автомобиля.

Гаражные бензинохранилища должны удовлетворять следующим основным требованиям: а) бензин должен быть защищен от попадания в него воды, мусора и пр.; б) бензин не должен испаряться; в) в бензинохранилище не должно образоваться взрывчатой смеси паров с воздухом; г) оно должно быть защищено от пожара; д) раздача бензина должна производиться возможно быстро, с учетом отпускаемого бензина. В настоящее время существует весьма много систем бензинохранилищ, причем они могут быть разделены на следующие группы: 1) хранилища для бензина в оригинальной таре, 2) хранилища с предохранительной сеткой типа Деви, 3) хранилища с водой и 4) хранилища с инертным газом.

1) Хранение бензина в таре (обыкновенно в оригинальных бочках) является самым неудовлетворительным как в пожарном отношении, так и вследствие значительной утечки при раздаче бензина. По правилам, выработанным для города Москвы, общее количество бензина в складе при таком способе хранения не должно превышать 800 кг. Разлив бензина из бочек производится при помощи насоса - плунжерного или коловратного - непосредственно через отверстие для пробки. В виду неудовлетворительности такого способа разлива иногда устанавливают в бочку вместо пробки специальный кран и, перевернув бочку, производят налив самотеком. Бензин из бочек наливают в мерную посуду, которую затем разносят к автомобилям. Мерная посуда бывает разной формы, но, как правило, она должна иметь узкую горловину для уменьшения расплескивания бензина при переноске.

2) Так как в неполной бочке или другой таре образуется смесь паров бензина с воздухом, которая при известном соотношении является взрывчатой, то часто применяются предохранительные сетки по принципу Деви. В отверстие сосуда с бензином ввинчивается трубка, состоящая из трех слоев сеток; такая сетка предохраняет от взрыва даже в тех случаях, когда в помещении, где находится бензин, произойдет пожар. Для того чтобы при пожаре и нагреве сосуда последний не разорвало парами бензина, в пробку, соединенную с предохранителем, вставляют легкоплавкую пластинку, которая, расплавившись, дает свободный выход парам бензина. При испытании различных предохранителей с сеткой Деви в Центральном пожарном отделе г. Москвы наилучшие результаты дал предохранитель системы Багрин-Каменского, представляющий собой трубку с тремя оболочками из латуни, с прорезями для прохода бензина. Предохранительные сетки применяются как для мелкой тары, так и для больших резервуаров.

Общий вид цистерны, снабженной сетками Деви

На фиг. 12 схематически представлен общий вид цистерны, снабженной сетками Деви; цистерна имеет всего три выхода: А - труба для наполнения цистерны бензином, снабженная предохранителем типа Деви; Б - вентиляционная труба, также заканчивающаяся сеткой Деви; В - труба для раздачи бензина. В трубе В при помощи насоса создается разрежение, и бензин из цистерны выходит через клапан Д, препятствующий обратному стоку. Согласно правилам Московского управления пожарной охраны, система бензинохранилища с сетками Деви допускает хранение до 1500 кг бензина. Цистерна с бензином опускается в землю и засыпается песком или же помещается в подвале, с выходом наружу лишь указанных трех труб. Цистерна делается из листового железа, сварная или же клепаная, с расчеканкой шва.

3) Водяная система преследует ту цель, чтобы при всяком количестве бензина в резервуаре отсутствовало воздушное пространство и не могла образоваться смесь паров бензина с воздухом. Существуют 2 главных типа этого устройства: а) с расходом воды в объеме расходуемого бензина и б) без расхода воды.

Схема бензинохранилища

На фиг. 13 дана схема бензинохранилища первого типа: резервуар А все время наполнен жидкостью, причем вода располагается внизу, а бензин - вверху; внизу через трубку Б к резервуару А подводится вода из промежуточного бака В с поплавком, удерживающим постоянный уровень воды в баке, куда вода подается непосредственно из водопровода; на трубопроводе В помещен трехходовой кран Г, при помощи которого можно соединять резервуар или с баком В или со сливным патрубком Д. Наливание бензина в резервуар А производится через воронку 3 след. обр.: резервуар А при помощи крана Г соединяется со сливным патрубком Д и разъединяется с баком В; бензин наливается в воронку 3 и самотеком поступает в резервуар А, вытесняя воду через сливной патрубок. Для выдачи бензина бак В при помощи крана Г соединяется с резервуаром А. Под давлением водяного столба бензин из резервуара А поднимается по трубе Е и выливается через шланг Ж; обратный клапан препятствует обратному движению бензина в воронку 3. Шланг Ж присоединяется к трубе Е выше уровня воды в баке В, для того чтобы вода не могла вытекать через шланг Ж и в том случае, если бы в резервуаре не оказалось бензина; бензин же может вытекать через шланг Ж, потому что его удельный вес меньше удельного веса воды. При данной системе бензинохранилища резервуар А находится уже под большим давлением, чем при бензинохранилище с сетками Деви. Поэтому здесь должны быть приняты меры для герметичности цистерны. Для этой цели цистерну изнутри оцинковывают или эмалируют веществом, нерастворимым ни в воде, ни в горючем, для которого предназначается хранилище. Железо для цистерны употребляют толщиной в 7—8 мм. Для внутреннего осмотра резервуара делают люк, диаметром не меньше 400 мм, через который человек может проникнуть внутрь резервуара. Резервуар устанавливают на бетонном основании, под землей, с выводом наружу только труб. В виду большого давления в баке и возможности течи рекомендуется его не засыпать песком, а помещать в бетонном подвале со свободным пространством вокруг него для регулярного осмотра.

Схема водяного бензинохранилища системы Ланге и Руппель без расхода воды

На фиг. 14 дана схема водяного бензинохранилища системы Ланге и Руппель без расхода воды. Здесь имеются два бака. Бак В служит для бензина, и в него подается вода при раздаче бензина; в баке А содержится только вода. В баке Б помещен колокол В, в котором также всегда должна находиться вода. Как для налива бензина в бак Б, так и для раздачи его служит труба 1. Процесс наполнения производится следующим образом: бочку соединяют с трубопроводом 1, как показано на фиг. 14; при помощи рукоятки Е вентиля Д трубопроводы 2 и 3 разобщают с трубопроводом 5; насосом Г по трубопроводам 4, 3 и 2 перекачивают воду из бака А в бак Б до тех пор, пока бензин не подойдет к бочке; после этого открывают вентиль Д, и бензин самотеком переливается из бочки в резервуар Б, вода же из резервуара Б через трубопроводы 2 и 5 перетекает в резервуар А. Для раздачи бензина вода при помощи насоса Г перекачивается из резервуара А в резервуар Б, бензин же поднимается по трубопроводу 1 и 6 и вытекает через сток 7, снабженный шлангом. Колокол В соединен с открытой трубой 8, имеющей несколько меньшую высоту, чем труба 6, для того чтобы вода не могла пойти из трубы 6, а, в случае неисправности системы и излишней перекачки воды насосом Г, начала бы переливаться из трубы 8.

4) Бензинохранилища с инертным газом наиболее распространены и имеют много различных конструктивных форм. Одной из наиболее употребительных систем этого типа является бензинохранилище Мартини и Гюнеке, схема которого представлена на фиг. 15: углекислота или азот из баллона 1 через редукционный клапан 2 подводится по трубе 3 в главный резервуар 4 под давлением около 1/2 atm. Трубопроводы 5 и 6 ведут к раздаточным кранам 7 и 8, при открытии которых бензин идет по трубам 5 и 6 вследствие давления инертного газа в резервуаре 4.

Бензинохранилище Мартини и Гюнеке

Трубопровод 10 служит для наполнения резервуара бензином. Для этой цели в бочку с бензином вставляют вместо пробки специальный наконечник со шлангом и при помощи отдельной трубки, идущей от баллона со сжатым газом, создают в бочке давление, достаточное для перетекания бензина. Как только бензин начал перетекать, бочку разъединяют с баллоном и при помощи вентиля 9 соединяют полость бочки с полостью резервуара 4, т. е. выравнивают в них давление инертного газа. Бензин продолжает идти самотеком, по принципу сифона, до полного опорожнения бочки. Т. о., за все время переливания бензина из бочки в резервуар 4 бензин не соприкасается с наружным воздухом. Все трубы, выводящие бензин из резервуара 4, имеют вторую, обычно свинцовую, стенку; между обеими стенками находится инертный газ под тем же давлением, что и в резервуаре 4. Все вентили для регулирования вытекания бензина также имеют двойную стенку. Таким образом, даже повреждение внешней стенки трубопроводов не вызовет утечки бензина. В более упрощенных системах трубопроводы и арматуру делают ординарными, что значительно упрощает и удешевляет всю установку, но делает ее несколько более опасной в пожарном отношении. Система Мартини и Гюнеке имеет следующие основные недостатки: 1) трубопровод, подводящий бензин к раздаточному вентилю, все время заполнен бензином под тем давлением, которое имеется в главном резервуаре; вследствие этого всегда возможна утечка бензина при самой незначительной неплотности вентиля; 2) в случае повреждения внешней трубы на трубопроводе через отверстие инертный газ, проходя предварительно через главный резервуар с бензином, будет вытекать, насыщенный парами бензина; при смешении с наружным воздухом этот газ даст взрывчатую смесь; 3) при одновременном повреждении внешней и внутренней трубы бензинопровода бензин в течение некоторого времени будет выливаться, так как баллон со сжатым инертным газом все время сообщен с резервуаром.

Кран

Для устранения указанных недостатков в системе бензинохранилища Гофмана введены следующие изменения: 1) по прекращении раздачи бензин тотчас спускается из трубопровода обратно в резервуар, для чего служит специальный кран, устройство которого показано на фиг. 16: клапан (а) открывает и закрывает выход бензина из резервуара; одновременно с этим золотник (б) разъединяет или соединяет бензиновый трубопровод с газом, находящимся под тем же давлением, что и в резервуаре; при закрытом клапане а газ идет в трубопровод А, а бензин из него самотеком стекает в главный резервуар; 2) газовая изоляция бензинопровода не имеет сообщения с главным резервуаром, благодаря чему при повреждении внешней трубы бензинопровода будет выходить чистый инертный газ, а не смесь его с бензином;

Специальный трехкамерный регулятор давления газа прекращает сообщение между главным резервуаром и баллоном с газом

3) специальный трехкамерный регулятор давления газа прекращает сообщение между главным резервуаром и баллоном с газом, как только произойдет течь во внешней газовой трубе; схема этого устройства дана на фиг. 17: газ из баллона 2 попадает в резервуар с бензином, проходя через клапан 2; если в газопроводах 3 и 4, изолирующих соединения бензинопровода, образуется течь, то клапан 2 опускается, и доступ газа к главному резервуару прекращается. Общий вид установки Гофмана показан на фиг. 18.

Установка Гофмана

Для удешевления инертного газа, которого расходуется довольно много при наливании бензина в резервуар, при его раздаче, а также вследствие утечки, часто применяется специальная установка для выработки инертного газа на месте, причем в этом случае в качестве инертного газа служат отходящие газы бензинового двигателя: двигатель приводит в движение компрессор, который нагнетает отходящий газ двигателя в специальный резервуар, пропуская его предварительно через фильтр.

Во всех этих системах раздача бензина происходит под давлением газа, находящегося в главном резервуаре. Так как этот резервуар, по условиям пожарной безопасности, приходится опускать ниже уровня земли, то для раздачи необходимо иметь в резервуаре около 1/2—3/4 atm рабочего давления. В виду этого от резервуара требуется хорошая герметичность, что удорожает стоимость резервуара. Поэтому в некоторых системах бензинохранилищ с инертным газом вводится раздача бензина при помощи специального насоса, а в резервуаре газу дают весьма низкое давление, достаточное лишь для предупреждения просачивания воздуха внутрь резервуара.

Подача бензина и счетчики расхода. Подача бензина из главного резервуара к раздаточным рукавам производится механическим или пневматическим способами. Механическая подача совершается при помощи насоса (по большей части коловратного), который накачивает бензин в мерные баки. При пневматической системе в мерных баках создается при помощи воздушного насоса разрежение, и бензин атмосферным давлением или небольшим рабочим давлением инертного газа перегоняется из главного резервуара в эти бачки. Система пневматического насоса имеет то преимущество перед механическим, что бензин не проходит через насос и поэтому не подвергается утечке через неплотности насоса. Однако при этом в мерных баках получается разрежение, что способствует испарению бензина и образованию взрывчатой смеси. Во избежание этого недостатка в системе бензинохранилища Моклер (Мauclere) для подачи бензина служит специальный газовый насос, действующий инертным газом.

Газовый насос, действующий инертным газом

На фиг. 19 представлена схема этого насоса: бензин поступает из главного резервуара по трубопроводу 1; при помощи отдельного газового насоса инертный газ накачивается через трубопровод 2 и отсасывается через трубопровод 3. Газ поступает в золотниковую коробку, в которой передвигается золотник А, связанный при помощи рычагов с поплавками Д и Е, расположенными в баках Б и В. Поплавки снабжены снизу запорными клапанами, могущими разъединять баки В и Б с промежуточным баком Г, из которого бензин через трубопровод 4 поступает в раздаточные колонки. Вся система заполнена инертным газом. Действие насоса протекает следующим образом. При указанном на фиг. положении золотника А, в сосуде В получается разрежение, и бензин из трубопровода 1 будет поступать в этот сосуд до тех пор, пока поплавок К не закроет трубопровода 5; после этого разрежение в сосуде В прекратится, и он останется наполненным бензином. За весь процесс наполнения этого сосуда бензином поплавок Е стоит внизу, и сообщение с сосудом Г прервано. В то же время в сосуде Б, через газовый трубопровод 2, создается избыточное давление газа, и бензин вытекает в промежуточный сосуд Г, служащий буфером, а отсюда, через трубопровод 4 - к раздаточным колонкам. Когда в сосуде Б бензина останется мало, поплавок Д опустится, переведет золотник А в левое положение, и раздача бензина начнется из бака В, а в бак Б бензин будет поступать из главного резервуара. Давление газа в главном резервуаре в этом случае м. б. взято настолько низкое, чтобы обеспечить лишь невозможность просачивания в резервуар наружного воздуха.

Раздача бензина в автомобильные баки при правильно оборудованном бензинохранилище обыкновенно происходит при помощи специальных раздаточных колонок.

Стационарная раздаточная колонка бензина

На фиг. 20 представлена стационарная, на фиг. 21 - передвижная колонка; конструктивное выполнение их бывает весьма различно.

Передвижная раздаточная колонка бензина

Действие их заключается в том, что при помощи той или другой системы подачи (насос или давление инертного газа) бензин из главного резервуара подается в мерный бак, расположенный в верхней части колонки. По наполнении мерного бака он отъединяется от главного резервуара, и бензин самотеком, при помощи гибкого шланга, переливается в автомобильный бак; таким образом, при раздаче бензина получается одновременно и замер расходуемого количества. Мерные баки бывают различных конструкций; по б. ч. замер отпускаемого количества бензина производится по объему. Фиг. 22 поясняет два принципа установки уровня в раздаточных колонках: по схеме I желаемый уровень устанавливается путем передвижения сливной трубы, по схеме II - при помощи ряда кранов на различных уровнях.

Два принципа установки уровня в раздаточных колонках

В гараже раздаточные бензиновые колонки устанавливаются обычно во дворе, при выезде из гаража; в отдельных случаях их ставят внутри здания, в самом помещении для стоянки автомобилей. За границей большое число колонок устанавливается на площадях городов и в пунктах большого автомобильного движения, для снабжения автомобилей бензином непосредственно в дороге.

Зарядка аккумуляторов.

Каждый гараж д. б. снабжен хотя бы небольшой станцией для зарядки аккумуляторов. Т. к. при зарядке аккумуляторов выделяется вредный для человеческого организма газ, то помещение зарядной станции д. б. хорошо изолировано от общих зданий гаража и иметь хорошую вентиляцию. Оборудование для зарядки аккумуляторов обычно состоит из преобразователя переменного тока в постоянный, реостата и распределительного щита. В качестве преобразователя тока до недавнего времени служила почти исключительно установка из электромотора переменного тока, спаренного на одной плите с динамо-машиной постоянного тока. С недавнего времени в качестве преобразователя тока значительное распространение начинают получать ртутные лампы, катодные выпрямители и, наконец, контактные (сухие) выпрямители.

Обслуживающие помещения гаража.

Кроме описанных выше производственных помещений, гараж должен располагать рядом обслуживающих помещений, как: контора, контрольные будки, столовая и т. д. Объем этих помещений, а равно и их устройство и расположение по генеральному плану, весьма разнообразны. Нормально контора располагается у въездных ворот, число же контрольных будок соответствует числу выездных ворот. По данным Центрального управления местного транспорта, общая площадь всех обслуживающих помещений не должна превышать 9 м2 на 1 автомобиль при гараже на 100 автомобилей и 14,5 м2 на 1 автомобиль при гараже на 50 автомобилей.

Гаражное дело в СССР.

Только в самое последнее время вопросу о гаражном строительстве в СССР начинают уделять достаточное внимание. Это объясняется немногочисленностью автомобилей (около 16000 на всю страну), которые к тому же распылены по отдельным хозяйствам. В настоящее время в виду возникновения крупных автомобильных хозяйств в главных городах Союза предприняты постройки новых гаражей, удовлетворяющих основным требованиям рациональной эксплуатации автомобиля. Большинство же ранее устроенных гаражей представляет собой здания, предназначавшиеся для других целей и уже в дальнейшем приспособленные для гаражей. Наиболее крупные работы по строительству новых гаражей и по развитию уже имеющихся принадлежат Московскому коммунальному хозяйству, которое является одним из самых значительных автомобильных хозяйств Союза.

Техника безопасности.

В связи с испытанием автомобильных моторов при их осмотре и исправлении воздух гаражей всегда загрязнен продуктами неполного сгорания и, в частности, весьма ядовитой окисью углерода. В виду этого обязательным условием является устройство в гаражах приточно-вытяжной системы вентиляции с подачей свежего подогретого (в холодное время) воздуха. Задача устройства такой вентиляции осложняется постоянными выездами автомобилей из гаражей, причем открытие ворот нарушает расположение нейтральной зоны. С другой стороны, в целях экономии площади гаража, автомобили располагают диагонально по отношению к продольной оси здания, вследствие чего газы, выделяющиеся из моторов, распространяются по всему помещению. По вопросу об устройстве вентиляции в гаражах мнения расходятся и в 3ападной Европе, где одни предлагают устраивать вытяжку вверху и подавать свежий воздух внизу, другие держатся обратного мнения. Совещание при Московском отделе труда, созванное для обсуждения вопроса об устройстве вентиляции во вновь устраиваемом гараже Московского коммунального хозяйства, постановило рекомендовать следующие принципы вентиляции в новом гараже: 1) устройство притока воздуха в рабочую зону сверху вниз до пола, со скоростью 4 м/сек, 2) устройство вытяжки у стен в зоне наибольшего загрязнения воздуха, 3) устройство в потолке системы шахт для создания разрежения в верхней зоне и 4) снабжение верхних и нижних вытяжек регулирующими приспособлениями.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.