Гальсбант

Гальсбант

ГАЛЬСБАНТ, устройство для прикрепления ворот к стенке головы шлюза, обеспечивающее вращение полотен вокруг вертикальной оси. На верхнем конце полотна ворот, прилегающем к стенке шлюза, укрепляется цилиндрический палец, на который надеваются одна или две цапфы, скрепленные с железными тяжами, заделываемыми в кладку стенки шлюза. В нижней части ворота опираются на подпятник, шип которого находится на одной вертикальной оси с пальцем. Горизонтальное усилие от веса ворот G, приложенного в центре тяжести ворот на расстоянии половины их ширины l/2, при расстоянии между точками опоры в подшипнике и пальце гальсбанта - h (высота ворот), равно Z = Gl/2h. Это усилие передается на тяж или, если тяж имеет две ветви, на эти ветви, причем распределяется между ними неодинаково при различных положениях ворот. Предпочтительнее располагать ветви таким образом, чтобы одна из них шла по направлению оси закрытых ворот, а другая — по направлению оси открытых ворот. Тогда в крайних положениях горизонтальная составляющая веса будет восприниматься полностью одним тяжом, другой тяж будет не нагружен.

Устройство гальсбанта

Устройство гальсбанта можно видеть из фиг. 1, представляющей простейший гальсбант деревянных ворот небольшого размера. Верх так называемого вереяльного столба, служащего рамным брусом, обделан со стороны стенки металлическим башмаком и обхватывается железной шиной, концы которой заделаны в кладку. Подтягивание производится чеками (а). Конструкция более сложная представлена на фиг. 2. К верхнему рамному брусу прикреплен чугунный башмак, в утолщение его вставлен палец (а), на который надеваются цапфы тяжей б, б; тяжи проходят в кладку под углом и закрепляются в ней с помощью подушки с гайкой и контргайкой. Винты (в) служат для установки и для выправления полотен в процессе их работы: подвинчивая винты (в), подтягивают палец и изменяют таким образом положение оси вращения. Более тяжелые железные ворота имеют гальсбанты с шариковыми подшипниками для уменьшения трения; выправление производится винтами; тяжи соединяются с коробкой шарнирно, для более правильной передачи усилий на тяжи без изгиба последних.

Устройство гальсбанта

Гальсбант представляет ответственную часть шлюзных ворот, и части его делаются из прочных материалов и тщательно пригоняются.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 5 - 1929 г.