Габарит подвижного состава

Габарит подвижного состава

ГАБАРИТ, на железной дороге, предельные очертания подвижного состава, а также приближения всяких сооружений: мостов, зданий, платформ, столбов и т. п. Зазоры между этими очертаниями неодинаковы и зависят от их целей. Так, согласно нашему новому габариту (фиг. 1), наименьший зазор дается внизу, между верхом пути и низом подвижного состава, т. е. этот зазор в 50 мм рассчитан лишь на возможность случайных небольших неточностей сборки смежных частей пути и подвижного состава. Зазор между боковыми элементами подвижного состава и высокими платформами станций назначен в 200 мм на случай возможных перекосов подвижного состава и качания его на рессорах. Далее по высоте зазор увеличивается до 525 мм для предотвращения несчастных случаев с людьми, стоящими на платформе, и безопасности высовывающихся из вагонов пассажиров. Еще далее кверху зазор суживается до 325 мм. Предел приближения деревянных строений значительно отодвинут из-за противопожарных соображений, для чего этот зазор в верхней части назначен в 1150 мм. Впадины в нижней боковой части очертания подвижного состава старой конструкции в новых габаритах не делаются.

Габарит подвижного состава

Существующий габарит ширококолейных дорог СССР значительно больше габарита заграничных дорог нормальной колеи и дает возможность делать более широкий и значительно более высокий подвижной состав, что имеет первостепенное значение для получения наивыгоднейших пропорций в размерах подвижного состава. Так как грузоподъемность (емкость) товарного вагона зависит от площади пола, то при увеличенной ширине можно обойтись меньшей длиной вагона, достигая этим уменьшения тары вагона, увеличения нагрузки на погонную единицу длины поезда, укорочения станционных путей и т. п. В пассажирском вагоне увеличение ширины дает возможность разместить поперек вагона больше пассажиров и, следовательно , получить меньшую тару вагона на одно место. Так, ширина габарита нашего подвижного состава равна 3,414 м, что позволяет поместить 5 пассажиров в ряд; при повышении ширины габарита до 3,6 м можно будет добавить шестое место в поперечном ряду и, следовательно, почти без увеличения тары вагона увеличить его вместимость на 20%. Увеличивающаяся мощность паровозов уже потребовала заполнения всего габарита, а некоторые американские дороги, построившие сверхмощные паровозы, принуждены на участках обращения этих паровозов применить расширенный габарит. Отсюда стремление железных дорог к расширению своих габаритов. Однако это расширение сопряжено с весьма большими расходами по переделке мостов и зданий, и поэтому оно вводится постепенно: расширяются очертания строений на новых дорогах и новых построек на существующих дорогах. Иногда возможно провести также расширение габарита подвижного состава, если на проводимом участке имеется обращение поездов, не выходящих за пределы данного участка. В СССР габарит недавно подвергся пересмотру, и в конце 1927 года разработан новый габарит. По сравнению со старым габаритом, существенному увеличению подверглась ширина, т. е. наиболее важная составляющая, увеличенная с 3,414 м до 3,850 м, или на 13%. За счет уменьшения чрезмерных боковых зазоров существующего габарита оказывается возможным, при небольших переделках, пропускать подвижной состав шириной 3,6 м; в виду этого новым габаритом установлено два очертания подвижного состава: постоянный с шириной 3,850 м и временный, переходный с шириной 3,6 м. Применение нового габарита уже началось; так, пригородные электрические вагоны для подмосковного участка Северных железных дорог запроектированы по переходному очертанию габарита, для которого приспосабливается участок Москва — Пушкино — Щелково.

Габарит дорог нормальной колеи (1,435 м) разных стран мало отличаются друг от друга. Для возможности беспересадочного и бесперегрузочного сообщения между европейскими странами, связанными нормальной колеей, подвижной состав, назначенный для международного сообщения, должен проходить через «интернациональный проходной габарит», (фиг. 2).

Габарит подвижного состава

Вообще заграничные габариты нормальной колеи (в том числе габариты американских дорог) значительно теснее нашего габарита, и лишь дороги с более широкой колеей (испанские и индийские железные дороги) имеют ширину габарита подвижного состава от 3,48 до 3,80 м. Высота всех без исключения заграничных габаритов подвижного состава невелика и не превосходит 4,2—4,6 м.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 - 1928 г.