Г

Габардин

Габардин

ГАБАРДИН, ткань, лицевая сторона которой обычно выражается основой. Габардин в большинстве случаев строится саржевым или киперным переплетением (2 и 2), производящим на лицевой стороне ткани эффект тонкой саржевой выработки; более низкие сорта габардина производятся при саржевом построении переплетения (2 и 1). Габардин применяется главным образом для непромокаемых пальто и вырабатывается из камвольной основы и хлопчатобумажного утка. Но за последние годы чаще начинает употребляться хлопчатобумажная или смешанная основа (шерсть с хлопком) - № 2/66 и хлопчатобумажный уток от №2/60 до №2/80, при плотностях: основы - 108 ниток и утка - 88 прокидок на дюйм. Хлопчатобумажный уток красится в пряже, а шерстяная основа м. б. окрашена в куске. Тонкий хлопчатобумажный габардин вырабатывается из основы и утка № 2/80, при плотностях: основы - 162 нитки и утка - 104 прокидки на дюйм. Для более низких сортов габардина употребляются: основа №2/40, уток №20, причем плотность основы - 108 ниток и утка - 76 прокидок на дюйм. Костюмная ткань типа габардин однородна по своей поверхности с тканью, применяемой для пальто, но она вырабатывается из шерстяной основы и утка и обладает значительной мягкостью. Выработка этого сорта габардина производится при саржевом построении (3 и 1). Пряжа применяется: для основы - №2/50, для утка - №36; плотность основы - 100 ниток и утка - 62 прокидки на дюйм.

Подробнее...

Габарит подвижного состава

Габарит подвижного состава

ГАБАРИТ, на железной дороге, предельные очертания подвижного состава, а также приближения всяких сооружений: мостов, зданий, платформ, столбов и т. п. Зазоры между этими очертаниями неодинаковы и зависят от их целей. Так, согласно нашему новому габариту (фиг. 1), наименьший зазор дается внизу, между верхом пути и низом подвижного состава, т. е. этот зазор в 50 мм рассчитан лишь на возможность случайных небольших неточностей сборки смежных частей пути и подвижного состава. Зазор между боковыми элементами подвижного состава и высокими платформами станций назначен в 200 мм на случай возможных перекосов подвижного состава и качания его на рессорах. Далее по высоте зазор увеличивается до 525 мм для предотвращения несчастных случаев с людьми, стоящими на платформе, и безопасности высовывающихся из вагонов пассажиров. Еще далее кверху зазор суживается до 325 мм. Предел приближения деревянных строений значительно отодвинут из-за противопожарных соображений, для чего этот зазор в верхней части назначен в 1150 мм. Впадины в нижней боковой части очертания подвижного состава старой конструкции в новых габаритах не делаются.

Подробнее...

Габбро

Габбро

ГАББРО, изверженная, глубинная порода равномерно-зернистого, преимущественно крупнокристаллического строения, состоящая главным образом из плагиоклаза (известково-натрового полевого шпата) и листоватого авгита, называемого диаллагом. Количество диаллага достигает 50% породы; он в некоторых случаях частично или полностью замещается роговой обманкой. В состав габбро входит иногда оливин (оливиновое габбро), темная магнезиальная слюда биотит, магнитный и титанистый железняк, апатит и чрезвычайно редко кварц. Разновидностями этой группы пород является норит или гиперит (темная зернистая порода, содержащая вместо авгита гиперстен), а также лабрадорит (порода, состоящая преимущественно или целиком из полевого шпата - лабрадора). Цвет габбро зеленовато-серый, темно-зеленый, коричневато-зеленый, иногда темный (почти черный); твердость 5—6; удельный вес 2,8—3,1. По химическому составу габбро - основная порода, содержит 46—52% SiO2, 12—20% Аl2О3, 7—16% Fe2O3+FeO, 9—18% СаО,2—10% MgO,0,5—1,5% К2О и около 1% Na2О.

Подробнее...

Габионы Пальвиса

Габион

ГАБИОНЫ ПАЛЬВИСА, заполненные галькой или камнем, плетеные из проволочной сетки ящики, устанавливаемые в гидравлических сооружениях с целью устранения недостатков каменной наброски и сухой кладки, приходящих в расстройство даже при небольших деформациях основания. Диаметр проволоки 2—6 мм; ребрами служат железные прутья диаметром 5—15 мм. До сборки в форму ящика габион Пальвиса имеет вид, изображенный на фиг. 1. Он состоит из 6 граней, обозначенных на фиг. 1 и 2 номерами I—IV, Т и Т; каждая грань окаймлена ребрами-прутьями, за которые заплетается сетка и около которых, как на петлях, может вращаться сетчатая грань ящика. Грань III служит дном ящика, II и IV - продольными боковыми стенками, Т и Т - поперечными стенками и грань I - крышкой.

Подробнее...

Габун-каучуки

г

ГАБУН-КАУЧУКИ, африканские сорта каучука из ландольфий (Landolphia, семейства Арoсynaсeae) и фикусов (Ficus, семейства Ulmaceae) французского Конго; на рынке имеются в виде шарообразных комков и удлиненных, так называемых «языков». Габун-каучуки теряют при промывке от 20 до 46% веса; снаружи они черного или серого цвета, в разрезе - розового, синего или красного, серого, белого или зеленого цвета; обладают неприятным запахом, часто бывают с песком и кусочками коры. Лучшие сорта: Prima Loango, Ogoway, Gabun, Mayumba, Batanga, хуже - Kamerun и Bata. Хороши для технических изделий и прорезинения тканей.

Подробнее...

Гавань

Гавань

ГАВАНЬ, место безопасной стоянки судов, обычно служащее также для совершения операций по передаче грузов на воду и обратно, а также для ремонта судов и зимовки их. Гавань состоит или из естественного бассейна, соединенного с рекой, озером или морем (затона, бухты), или из искусственного водного бассейна, огражденного сооружениями. На морях и озерах гавань должна быть защищена от действия волнения и ветра, иметь достаточно широкий и легко отыскиваемый с моря и озера вход, достаточные глубины для стоянки и причала судов. Речные гавани, кроме того, должны быть защищены от ледохода.

Простейшим видом гавани на морском побережьи служат бухты, защищенные естественными берегами от волнения и ветра на реках - затоны, или зимовки, расположенные так, что берега защищают их от действия ледохода. На морских побережьях такие гавани носят название портов-убежищ, рыбачьих портов. Иногда в затонах производится ремонт мелких судов; в этом случае затоны имеют оборудование для подъема судов и мастерские. Более сложное устройство имеет гавань, приспособленная для грузовых и пассажирских операций. Такая гавань представляет собой составную часть порта и имеет соответствующее оборудование.

Подробнее...

Гагат

Гагат

ГАГАТ, черный, блестящий, смолистый уголь с раковистым изломом; твердость 3—4, удельный вес 1,35. Гагат легко обрабатывается ножом и напильником, хорошо полируется; применяется для производства различных мелких (главным образом траурных) украшений (Виблей в Англии, где годовой оборот достигает 100000 фунтов стерлингов; число рабочих 1200—1500 чел.). Цена 1 кг гагата от 1 р. до 20 р.; чем чернее гагат, тем он дороже. Разрабатываемые месторождения гагата: в Испании (Астуриас), в Англии (Йоркшир), в СССР (Кавказ и Иркутский округ, Балаганский район). Кроме указанных месторождений гагат встречается в Германии (Вюртемберг), в Америке (Колорадо), в СССР - на Сахалине, на Камчатке, в Крыму.

Подробнее...

Гадолиний

Гадолиний

ГАДОЛИНИЙ, Gd, элемент редких земель; атомный вес 157,3, порядковый номер 64. Гадолиний был открыт в 1880 г. Мариньяком в виде окиси. Гадолиний входит в состав многих минералов, содержащих иттриевую (гадолиниевую) группу редких земель. Наибольшее значение для добычи гадолиния имеют минералы гадолинит и самарскит.

 

 

Подробнее...

Гадолинит

Гадолинит

ГАДОЛИНИТ, минерал моноклинической системы; встречается б. ч. в сплошном виде и вкрапленным, в кристаллической форме редко; излом раковистый или же неровный, занозистый; цвет смоляно-черный, зеленовато-черный; черта зеленая, до серой; блеск стеклянный, до жирного, просвечивает по краям или непрозрачен; твердость 6,5—7; удельный вес 4—4,3; по химическому составу гадолинит - силикат бериллия (ВеО до 10%), иттриевой земли, закиси железа (Be2,FeY2, Si2O10) с примесями лантана, церия и тория. Разновидность гадолинита из Иттерби (Швеция) – иттербит - не содержит бериллия. Гадолинит - минерал редкий, встречается в гранитах Гиттере (Норвегия), в Радаутале на Гарце, в Италии, Колорадо и других местах. Употребляется для добывания редких земель, применяемых при изготовлении газокалильных колпачков Ауэра.

Подробнее...

Гадфильда сталь

Гадфильда сталь

ГАДФИЛЬДА СТАЛЬ, специальная сталь с высоким содержанием марганца (11—14%), значительным содержанием углерода (1—1,3%) и обычно низкими количествами Si, S и Р. Она изобретена в 1888 г. английским ученым Р. Гадфильдом и изготовляется в мартеновских или электрических печах присадкой ферромангана к готовой мягкой стали, причем стремятся к возможно малому выгоранию марганца. Образующийся в застывшей стали Гадфильда твердый раствор – аустенит - существенно отличается от аустенита углеродистой стали: в противоположность последнему, он является очень устойчивым при обычных скоростях охлаждения и с большим трудом распадается на свои составные части - железо и карбиды. Поэтому сталь Гадфильда уже при умеренной закалке приобретает чисто аустенитное строение. При охлаждении на воздухе из аустенита успевает выделиться некоторое количество карбида, так что получается смесь, аустенита и цементита. Только при очень медленном охлаждении наряду с аустенитом получаются дальнейшие продукты распадения его - мартенсит и троостит; перлит же получается только при исключительно медленном охлаждении.

Подробнее...