Эллинги

Эллинг для дирижабляЭЛЛИНГИ для дирижаблей, сооружения для постройки, хранения и ремонта дирижаблей, а также вообще воздухоплавательных приборов легче воздуха. С изобретением причальных мачт, а также с развитием серийного производства дирижаблей и усовершенствования их конструкций применение эллингов специально для хранения дирижаблей значительно сократилось и является необходимым только для опытных образцов и в некоторых (например, северных) районах, где наличие больших осадков и низкой или высокой температуры может вызвать повреждение дирижаблей или затруднить своевременный выход в регулярный рейс. Первые эллинги появились в 1900 г. в Германии, которая до окончания войны 1914—18 гг. оставалась передовой страной по проектированию и сооружению эллингов, дав значительное количество образцов оригинальных конструкций, применяемых до настоящего времени. По Версальскому договору часть этих эллингов была уничтожена, часть разобрана и перевезена в счет репарационных платежей в другие страны и только небольшое количество осталось в Германии. В СССР в дореволюционный период выстроено  было 9 небольших деревянных и металлических эллингов. В послевоенный период строительство эллингов развивалось очень медленно, причем единичные оригинальные сооружения появились в Италии, Франции, Англии и особенно в США, где за последние годы выстроено несколько типов, пользующихся мировой известностью (в Акроне, Лейкхерсте, Саннивеле и т. д.).

По назначению эллинги разделяются на строительные и эксплуатационные, по системе - на неподвижные, вращающиеся, плавучие и раскидные. Одним из основных требований к эллингам и их расположению на участке является обеспечение удобной работы в нем и безопасного ввода и вывода дирижаблей в течение возможно большего периода времени года (коэффициент использования эллингов); для этого ось направления движения дирижабля при вводе через ворота должна по возможности совпадать с направлением наиболее опасных по скорости ветров. Учитывая современное состояние строительной техники, механизации оборудования ввода и вывода и организации маневров с дирижаблем, по данным на 1933 г. допустимость ввода и вывода в эллинги устанавливается при скорости ветра не свыше 16 м/сек при совпадении его направления с осью ввода; скорость ветра менее 16 м/сек, как не имеющая серьезного значения, в расчет не принимается, так же как и скорость более 16 м/сек, при которой маневрирование опасно. Затруднения в производстве операций по вводу и выводу дирижаблей зависят кроме того от характера обтекания эллингов воздушным потоком; структура этого потока у входа в эллинги зависит не только от направления и скорости ветра, но и от целого ряда других факторов, из которых основным являются аэродинамические качества конструкции эллингов, в особенности ворот в открытом состоянии, взаимное расположение эллингов и окружающих построек и рельеф местности. Для удовлетворения условиям хорошей обтекаемости эллинги должны иметь минимальное количество выступающих частей. В целях уменьшения объема эллингов при проектировании следует избегать наличия неиспользованных внутренних пространств. Уменьшение объема и веса в целом и отдельных элементах имеет большое значение: первое для отапливаемых эллингов, а второе для устройства фундаментов постоянных эллингов, для облегчения передвижения подвижных и перевозки разборных эллингов. Освещенность как в дневное, так и в ночное время в рабочих зонах д. б. достаточной; кроме того д. б. обеспечены конструктивными мероприятиями: безопасность от пожара и взрыва, теплоустойчивость и поддержание тепла, в особенности в строительных эллингах; быстро действующая вентиляция; возможность быстрого открытия и закрытия ворот при различных условиях погоды без возбуждения значительного движения воздуха внутри эллингов при передвижении и завихрении снаружи в открытом состоянии; наличие специальных входных отверстий для прохода служащих, транспорта материалов и сношения с мастерскими и другими вспомогательными сооружениями. При конструировании эллингов учитывают необходимость обеспечения эллингов приспособлениями для сборки и ремонта, а также возможность легкой и быстрой сборки, в особенности в отношении разборных эллингов, с наименьшим количеством квалифицированной рабочей силы. Конструкция должна предусматривать устройства для причала дирижаблей, транспорта, снабжения горючим; она д. б. достаточно проста и рациональна, прочна и устойчива. Род материалов избирается в соответствии с предполагаемым сроком службы и требованиями огнестойкости. Размеры эллингов зависят в основном от назначения (ремонт, сооружение и т. д.), размера и количества дирижаблей и их формы, характера конструкции, срока службы и последующего использования; последнее требует обычно увеличения эллинга или учета такового впоследствии, что вызывает иногда излишние на первый период капитальные затраты материалов и денежных средств. Поэтому при заданиях особо детально анализируется экономическая целесообразность того или другого решения, в особенности в отношении поперечного сечения эллинга, т. к. неправильное разрешение этого вопроса может затруднить использование эллинга для будущего развития. В прямоугольных неподвижных эллингах наименьшая длина внутри для удобств установки подмостей, передвижения элементов и их сборки и т. д. принимается обычно равной длине дирижабля, увеличенной на его мидель-шпангоут. В поперечном сечении эллингу нередко придается в верхней части форма, приближающаяся к очертанию дирижабля, причем встречаются как арочные и сводчатые конструкции с соотношением пролета к высоте около 3 : 2, так и с вертикальными стенками и сложным перекрытием.

План и разрез эллинга в Акроне

На фиг. 1 изображены план и разрез эллинга в Акроне, где а - площадь, предназначенная для мастерских, б - причальные пути, в - туннель, г - управление и мастерские, д - здание трансформатора, е - насосное здание, ж - хранилище для гелия, з - здание для управления воротами.

Установка эллингов в Орли

На фиг. 2 показана установка эллингов в Орли. На фиг. 3 изображены план и разрез эллинга в Фридрихсгафене.

План и разрез эллинга в Фридрихсгафене

Размеры в поперечномсечении устанавливаются из расчета обеспечения удобства работы на верхней части дирижабля с установкой подъемников, труб, стремянок и т. д.; для этого до выступающих частей конструкций эллингов (мостики, галереи, краны и т. п.) против габарита дирижабля назначается запас не менее 3 м с каждой стороны и сверху в зависимости от характера работы, считая при этом высоту поручней гондолы в 2 м над землей. Габарит отверстия ворот должен превышать габарит для малых дирижаблей не менее чем на 2 м, а для больших - 3 м.

Эксплуатационные эллинги должны иметь в поперечном сечении несколько большие размеры, чем строительные, в особенности при недостаточной механизации ввода. Для современных эллингов ориентировочно считают, что на один объем газа для дирижаблей в 100000 м3 при параболической форме поперечного сечения приходится около 3,5 объемов внутренней кубатуры эллинга; для малых дирижаблей это соотношение резко возрастает и доходит до 8 объемов и более. Характерные размеры некоторых эллингов по их наружному очертанию указаны ниже в таблице.

Характерные размеры некоторых эллингов по их наружному очертанию

По внутреннему очертанию эллинга в верхней части следует избегать излишних изломов и выступов. Из имеющихся типов наиболее совершенным по форме является Акронский эллинг (фиг. 1).

Наиболее распространенные неподвижные эллинги, требуя сравнительно небольшой площади участка, являются в то же время наиболее опасными с точки зрения ввода и вывода, т. к. нередко встречается необходимость производить эти операции под ударом боковой струи воздуха или при наличии завихрений (фиг. 4).

Проведение операций с дирижаблем под ударом боковой струи воздуха или при наличии завихрений

Для лучшего удовлетворения безопасности ввода, кроме наиболее распространенных форм в плане в виде прямоугольника (фиг. 5, а) с 1—2 воротами с обоих торцов, имеются сложные формы в виде треугольника, звезды, круга (фиг. 5, б, в, г); круглая форма, хотя и обеспечивает ввод и вывод при всех направлениях ветра и может дать снижение стоимости с единицы объема, однако для производства маневров и для соответствующей сложной перестановки при этом других дирижаблей требуется значительное количество времени, вследствие чего осложняются ремонтные работы и нарушается целесообразное использование площади. В некоторых типах эллингов со стороны входа делаются экраны уширения или раздвигающиеся ворота т. о., чтобы создать воронкообразную часть перед эллингом для защиты входящего дирижабля от ветра; однако это в большинстве случаев приносит не пользу, а вред, так как увеличивает завихрение.

Влияние формы в плане эллинга на безопасность ввода

Для временного обслуживания дирижаблей (временные линии, экспедиции и т. д.) сооружаются эллинги полевого и сборно-разборного типа, отличающиеся простотой конструкции, малым весом, удобством транспортировки и монтируемые ограниченным количеством рабочей силы низкой квалификации. Особое внимание должно быть обращено на возможности стандартизации отдельных элементов, изготовляемых заводским способом, их взаимозаменяемость и ограниченность спецификации; отдельные элементы д. б. портативны, компактны, прочны и хорошо сопротивляться возможным деформациям при транспортировании, сборке и разборке; все соединения д. б. просты и не подвергаться быстрому изнашиванию при работе конструкции и при повторных сборках, разборках и транспортировании. В исключительных случаях эллинг применяется в виде отдельно стоящих стен без перекрытий, которые обеспечивают дирижабль от боковых ветров, но вызывают неспокойное его состояние внутри вследствие влияния завихрения от перекатывающихся сверху струй воздуха.

Подвижные вращающиеся эллинги, требуя значительно большей площади участка по сравнению с неподвижными, наилучшим образом разрешают задачу о безопасном вводе и выводе дирижабля во всякое время. Выполненные конструкции в Германии (фиг. 6а и 6б) подтвердили вполне удовлетворительную их работу, несмотря на то, что некоторые из двух ячеистых эллингов при размере 182x35x60 м достигали веса ~5000 тонн; полный оборот такого эллинга при моторе в 150—200 л. с. требовал около 30 мин.

elling 6a

Подвижные вращающиеся эллинги

Однако в виду сложности конструкции и сравнительно большой стоимости в настоящее время этого типа эллинги не строятся. Имеются предложения на больших воздушных базах использовать вращающийся эллинг в виде поворотного при группе неподвижных эллингов, к которым можно было бы в нем подавать дирижабль при любом направлении ветра; во избежание влияния завихрения от неподвижных эллингов вращающиеся необходимо в этом случае размещать на достаточном от них расстоянии. Вместо подобного эллинга имеются проекты устройства подвижных мачт и специальных платформ для причала дирижабля и прочного закрепления на платформе путем расчалок, захватов (системы Массона) и т.п. с тем, чтобы платформу после этого можно было передвигать к неподвижному эллингу при любом направлении ветра. Из других типов подвижных эллингов следует указать на плавучие эллинги на понтонах, которые, будучи установлены на одном тросе на якоре, обеспечивают автоматическое расположение по направлению ветра; однако ввод и вывод дирижабля с воды представляет значительные затруднения. Имеются проекты эллингов, располагаемых под землей или в горах, но в виду значительности размеров дирижаблей подобные сооружения требуют особого изучения грунтовых условий и детальной проработки системы ворот, креплений и пр., хотя они и являются с точки зрения обороны заслуживающими внимания.

ERROR_CONTENT

Раскидные системы эллингов (фиг. 7) представляют собою сложно-шарнирно связанную конструкцию, которая при помощи системы рычагов, блоков и пр., приводимых в движение моторами, может распахиваться по коньку, компактно складываясь и образуя маневренную площадку для дирижабля, который для постановки пришвартовывается к специальным якорям, после чего стены и кровля поднимаются на свое место.

Раскидные системы эллингов

Конструкция остова эллинга нормально представляет собой ребра из дерева (фиг. 7), железа (фиг. 1) или железобетона, которые неподвижно или шарнирно соединяются с фундаментом, рассчитываемым на устойчивость и равномерную передачу давления на грунт; надлежащее конструирование фундамента и обеспечение безопасности его против сдвига и осадки имеет особо серьезное значение, т. к. даже небольшие деформации могут вследствие значительной высоты эллинга вызвать их разрушение.

Эллинги с деревянным остовом обычно представляют собой ряд ферм из круглого или пиленого лесного материала (фиг. 8), устанавливаемых примерно на расстоянии 5—10 м друг от друга и связываемых системой распорок и раскосов; ветровые связи, так же как и в других подобного рода конструкциях, устанавливаются преимущественно у торцовых стен через 30—50 м друг от друга; боковые стены делаются или криволинейными или с наклоном и обшиваются досками, фибролитом и т. п.

Эллинги с деревянным остовом

Новейшие типы деревянных эллингов из стрельчатых трехшарнирных дощатых ферм дают значительно более легкие и экономичные конструкции, обеспечивая в то же время заводское изготовление, удобство перевозки и срочность сборки. Однако вследствие усушки и других дефектов, присущих сооружениям из дерева, а также небезопасности в пожарном отношении при воздушных нападениях и т. п. они требуют тщательного надзора, охраны и постоянного ремонта. Более усовершенствованным, но мало разработанным типом является эллинг с подвесными фермами, которые при помощи мачт и тросовых оттяжек допускают значительное облегчение конструкции и дают возможность последующего изменения размеров.

Из эллингов с металлическим остовом наиболее распространенными являются рамные двух-, трех- или бесшарнирные конструкции из сортовой стали как с вертикальными (во Франкфурте, Зеддине, Альхорне, Кардингтоне, Карахи, Фридрихсгафене, фиг. 3), так и с криволинейными ограничениями (в Акроне - фиг. 1, Саннивеле и др.). Подобные металлические конструкции дают весьма легкое и экономичное сооружение и в общем м. б. быстро собраны из отдельных, заранее подготовленных элементов. Применение сварки (например, в эллинге в Scott Field) дает более современное и целесообразное решение в металле. Металлический эллинг в Фридрихсгафене, сооруженный в 1929 г. как строительная верфь, имеет в длину 250 м, высоту в свету 46 м и ширину в свету 50 м. Стальной каркасный остов состоит из трехшарнирных арок, расположенных на расстоянии 10 м друг от друга. Опорные боковые шарниры способствуют уменьшению усилий в стальном каркасе и лежат примерно на 4,5 м над уровнем пола. Пояса стропильных ферм изготовлены из стали 48, а промежуточные стержни - из стали 34. Для уменьшения воздействия ветра на торцовые части эллинга они выполнены в плане по очертанию круга. Ворота, имеющие очертание в виде части цилиндра разной высоты, передвигаются по закругленным рельсам и устанавливаются в открытом состоянии около боковых стен эллинга. Полотнища двухстворчатых ворот двигаются у основания по рельсу с шириной головки в 90 мм; рельс в целях распределения давления прикреплен к двутавровой балке с шириной полки 220 мм, забетонированной в фундамент. В верхней части каждое полотнище ворот опирается на две решетчатые фермы, расположенные на разной высоте, из которых более низко расположенная находится выше поля на 32,4 м. Эти фермы одновременно являются платформами наблюдения и управления вводом дирижабля. Кровля выполнена в виде двойного слоя рубероида по плитам из пемзового бетона толщиной в 8 см, причем особое внимание обращалось на их закрепление непосредственно к порогам. Стены выполнены в виде стального фахверка с заполнением пустотелым кирпичом системы Фревена. Пол выполнен из 5-см шпунтового дощатого настила на поперечинах, которые укреплены на забетонированных лагах. По коньку эллинга устроен фонарь, над которым расположены вентиляционные клапаны, приводимые в движение одной общей лебедкой. В верхней части внутри эллинга имеется восемь рельсов, из которых каждая пара является опорой для подвижного крана, предназначенного для обслуживания постройки дирижабля. У конька через весь эллинг проходит мостик-галерея, от которого ответвляются у каждой второй фермы поперечные мостики-галереи для обслуживания сборки дирижабля; к галереям подведены две лестницы и один подъемник. У каждого конца эллинга имеется самостоятельная лестница к платформам на крыше, которая одновременно служит и запасным выходом с галерей. Общий вес металла эллинга, включая и ворота, примерно равен 2200 т. Металлический эллинг в Акроне представляет интерес не только по своим размерам, но и по конструкции ворот и форме, которая была принята на основании данных специальных исследований обтекания воздуха. Все давление ветра на обшивку, стропила и поперечины принималось равным 390 кг/м2 для верхней части сооружения и 195 кг/м2 для нижней, а на все стойки и арки 185 кг/м2. Нагрузка от крана предусмотрена в 6 тонн. Остов эллинга образован из 13 параболических обычной стали арок, расположенных на расстоянии 21 м центр от центра и соединенных между собой системой горизонтальных и вертикальных ферм; каждая арка связана вверху и внизу затяжками из кремневой стали; по фермам и аркам расположены стропила и обшивка. Ворота эллингов расположены на обоих торцах, причем каждые из них состоят из двух секций-полотнищ, которые имеют очертание одной восьмой части шаровой поверхности, разрезанной по диаметру и посередине. На фиг. 1 в левой части показано положение ворот в закрытом состоянии, а в правой - в открытом. Каждая секция при высоте около 61 м и развернутой длине в уровне земли около 65 м состоит из металлических ферм и опирается в верхней части на пустотелый шарнирный стержень диаметром около 67 см, а в нижней - на 40 двойных колес диаметром около 6 см, передвигающихся по криволинейным рельсам в плоскости земной поверхности. Передвижение ворот производится при помощи моторов по зубчатой рейке, расположенной вдоль внешнего края основания, причем скорость движения принята в пределах 6—12 м/мин, благодаря чему открытие и закрытие может быть произведено в 5 мин. Внутри эллинга по высоте расположен ряд платформ, облегчающих работу при дирижабле, а также мастерские и служебные помещения, которые оборудованы паровым отоплением.

Для передвижения дирижабля и его центрировки на полу имеются два туннеля шириной около 75 см, в которых вращаются желобчатые шкивы, и рельсовый путь посредине. Туннели и рельсы выводятся за ворота. В общем сооружение этого эллинга в 1300000 м3 при площади пола 34000 м2 потребовало 1300 шт. свай длиной в среднем 7,6 м, 5300 м3 бетона для фундамента 5300 м3 бетона для пола, 700 тонн кремневой стали, 5500 тонн обыкновенной стали для корпуса и мастерских и 1800 тонн металла для ворот. Расход металла в металлических эллингах на 1 м3 колеблется в пределах от 3,25 кг (Фридрихсгафен) до 5,7 кг (Кардингтон, Акрон и т. д.). Работы по сборке конструкции эллинга в Акроне производились сл. образом: каждая арка, составляющая основной остов сооружения, была подразделена на три отдельно монтируемые части - два симметричных боковых элемента высотой 30 м (фиг. 9) и средний пролетом около 65 м.

Сборка конструкции эллинга

Каждая из боковых частей устанавливалась в проектном положении и удерживалась в состоянии равновесия с помощью временной вспомогательной плоской металлической рамы шириной в 24 м, т. е. равной расстоянию между арками, регулируемой 300-тонными гидравлическими домкратами. Установка боковых элементов производилась с помощью 60-тонных кранов. Укрепленные т. о. боковые элементы представляли надежную опору для подъема средней части весом 360 т, которая была предварительно собрана непосредственно под местом своего назначения. Подъем и установка средней части как по замыслу, так и исполнению представляют собой одно из наиболее блестящих инженерных решений такого рода задач. Для уменьшения подъемной силы механизмов были подвешены на металлических тросах противовесы общим весом 288 т. Т. о. для подъема средней части арки требовалось использовать подъемную силу кранов всего в 72 т, что составляет около 20% веса элемента, подъем которого осуществлялся в течение 1/2 дня. После установки и склепки прогонов и связей, соединявших две смежные арки, временные металлические рамы продвигались к следующему пролету, где повторялись вышеописанные операции, и т. д. В 1932 г. на Тихоокеанском побережьи в 35 милях к югу от Сан-Франциско, в Калифорнии в Саннивеле (Sunnyvale), был сооружен эллинг для дирижабля Мекон (типа Акрон) по проекту, в основном повторяющему эллинг системы Акрон, длиной 340 м, шириной 93 м и высотой 59 м (фиг. 10).

Эллинг для дирижабля Мекон (типа Акрон) по проекту, в основном повторяющему эллинг системы Акрон

Основной поперечный остов состоит из арочных ферм с параллельными поясами, расположенных на взаимном расстоянии 22 м, весом 9350 т каждая. Существенным отличием конструкции эллинга в Саннивеле от эллинга в Акроне являются жесткие А-образные рамы высотой 17 м, на которые шарнирно опираются арки (фиг. 11).

Существенным отличием конструкции эллинга в Саннивеле от эллинга в Акроне являются жесткие А-образные рамы

Другой особенностью нового эллинга является меньший запас площади пола между наружной поверхностью дирижабля и внутренней поверхностью эллинга, что объясняется отсутствием сборочных мастерских. Пространство под А-образными рамами использовано для складов и небольших ремонтных мастерских. Сборка этого эллинга была произведена посредством установленного на 8 ж.-д. платформах подвижного деревянного башенного крана весом 500 т, снабженного выносными стрелами. Движущий механизм в виде двигателя и лебедки располагался позади крана. Сборка крана была произведена в 18 дней.

Сборка каждого пролета между арками длиной в 22 м осуществлялась в З,5 дня. Во Франции разработаны проекты оригинальных конструкций подвесных эллингов по типу подвесных ангаров.

Железобетонные эллинги получили наибольшее распространение во Франции, причем конструкции их весьма разнообразны. Первоначально применявшийся рамный остов в настоящее время почти повсеместно вытесняется арочным, конструируемым или в виде ферм наподобие железных или в виде специальных сечений с пустотами волнообразного сечения, сводчатого и т. д. Основным материалом для железобетона служат сталь и нормальный или высокосортный цемент, причем предусматривается применение новых типов легких теплых бетонов. Из железобетонных эллингов наиболее интересными являются сводчатый эллинг в Орли (фиг. 2), который имеет длину 300 м при высоте в свету 54 м и ширине 80 м (полная высота и ширина понизу соответственно достигают 60 и 91 м). Вся конструкция сооружения состоит из 40 отдельных волн складок, из которых каждая имеет 7,5 м полной длины, при толщине наклонных стенок в 0,09 м, а горизонтальных в 0,20 и 0,08 м; общий вид эллинга представляет сводчатую поверхность без всяких ребер и промежуточных опор; разрез по ключу свода и параллельно ему дает волнистую линию с высотой волны в 3 м в ключе и 5,4 м в опоре. Арматура в сооружении играет только второстепенную роль, т. к. бетон работает исключительно на сжатие; сечение арматуры принято в 10 и 7 мм. Во избежание деформации свода, которая может резко изменить работу конструкции, наружные волны связаны через ~10 м железобетонными стяжками 14 х 14 см, образующими с основным сводом особую систему пустотелых ребер значительной высоты. Отверстие для ворот имеет форму параболы с вертикальной осью высотой около 50 м и базой в уровне земли в 70 м. Постоянное отопление внутри эллинга не предусмотрено. Для удобства работы в эллинге имеются 5 рабочих продольных мостиков в 1,2 м, рельсовые пути для подвески грузов, могущие выдержать нагрузку до 10 т у центральных мостиков и до 4 т у боковых, и лестница для сообщения между ними и полом (последний выстлан плитами по песчаному слою). Весь эллинг рассчитан на давление ветра в 150 кг/м2 с проверкой на 250 кг/м2, причем наибольшее напряжение в бетоне в первом случае у опор оказалось 28 кг/см2, а во втором 58 кг/см2. Внутреннее давление ветра (отсос) принималось в 150 кг/м2 при наружном давлении ветра в 250 кг/м2. Давление снега в расчет не принималось. Кроме этого типа в последнее время разработаны проекты новых конструкций, дающие более выгодные экономические показатели, а именно на 1 м3 объема около 0,01 м3 бетона и 0,7 кг металла. В виду значительной длины эллингов железобетонные и железные конструкции должны иметь или поперечные швы расширения примерно через 30—40 м или так конструироваться, чтобы влияние этого расширения было обезврежено.

К стенам и кровле эллингов в некоторых странах предъявляются специальные требования для защиты соседних сооружений от взрыва и пожара, могущих произойти в одном из эллингов, в большинстве же случаев стены и кровля делаются из наиболее легких новейших материалов, применяемых в промышленном строительстве. В ближайшие годы можно ожидать применения стенного заполнения в виде легкого армированного бетона, аэрокрета, аделита, силикатных камней, керамиковых, асбестовых и других плит, а для кровли кроме рубероида также волнистой асбофанеры, инсорита, этернита и т. п. За границей до последнего времени наиболее распространенными материалами являются железобетонные стены, а также гофрированный металл, покрытый с обеих сторон по горячему асфальту асбестовыми листами, прокатанными и окрашенными алюминиевой краской. Отепление достигается при помощи прокладки плит (сфагнумовых и т. п.). Полам эллингов придается уклон (0,005 и круче) для удаления воды, которая появляется при мытье, а также при поливе для понижения температуры и создания влажной атмосферы. Наиболее распространенными являются асфальтовые, бетонные, магнезиальные и деревянные полы, пропитанные огнестойкими веществами; намечается применение гудронированных полов. Для механизации ввода и вывода дирижаблей в полах укладываются рельсовые пути (обычно посередине и по наружному очертанию наибольшего диаметра дирижабля по сторонам), которые выводятся за ворота эллинга на длину не менее длины эллинга для возможности постановки дирижабля на рельсы за пределами влияния завихрения. Рельсовые пути должны не только выдерживать нагрузку, но также и работать на отрывающее усилие от подъемной силы дирижабля.

Ворота эллингов для пропуска дирижаблей устраиваются преимущественно сдвижные, хотя встречаются и другие системы (шторные, самоустойчивые и т. п.); распахивающиеся ворота встречаются преимущественно в типах довоенного строительства. Сдвижные плоские ворота, устанавливающиеся в открытом состоянии на продолжении входного отверстия, требуют удлинения надворной балки и в большинстве случаев состоят из нескольких полотнищ, передвигающихся по параллельным рельсам. Наиболее совершенными типами сдвижных ворот в настоящее время следует признать цилиндрические (фиг. 3) и сферические (типа Акронских, фиг. 1); и те и другие представляют собой двухстворчатые ворота, которые убираются вдоль стены эллинга. В качестве материала остова применяется преимущественно металл, но не исключена возможность применения и дерева. Ворота приводятся в движение при помощи моторов. Кроме ворот для ввода и вывода дирижаблей эллинги должны быть обеспечены воротами для транспортирования элементов дирижаблей, материалов и т. п. на автомобилях и для прохода служебного персонала. Скорость открытия ворот устанавливается в зависимости от назначения эллингов, причем должна учитываться особая важность срочного открытия ворот при авариях с газовыми баллонами. Световые отверстия в стенах и воротах должны обеспечивать возможную равномерную освещенность при наличии дирижабля как на уровне пола, так и по высоте; кроме того д. б. обеспечено равномерное ночное освещение силой около 70 lх, частично переносного типа. Для передвижения рабочих устраиваются в больших эллингах не менее трех продольных галерей шириной в 1 м, из которых одна у конька и по одной по бокам дирижабля, примерно на отвесной, касательной к нему линии у кровли или стен; галерей соединяются между собой мостиками и располагаются около продольных путей для подъемных механизмов, обслуживающих передвижение элементов дирижабля. Кроме того иногда устанавливаются подъемники-лифты.

ERROR_CONTENT

Отопление эллингов является сложной проблемой и применяется как воздушное, так и сложных систем, причем в некоторых (даже больших) эллингах ограничиваются установкой только местных отражательных электрических печей; в некоторых же случаях для строительных эллингов следует предусматривать постоянное отопление, допуская нагрев по секциям. Поддержание внутри определенной температуры оказывает большое влияние на устойчивость дирижабля. Вентиляционные установки должны обеспечивать удаление не только выделяющихся легко воспламеняющихся и взрывчатых газов, но и других вредных газов и паров, появляющихся во время производства работ; для последних допускаются установки периодического и местного действия. Вентиляционные установки должны также учитывать при авариях быстрое удаление газа при порче одного из баллонов, причем в расчет вводятся кроме этих установок с автоматическим открытием также проветривание через ворота и оконные проемы, которые должны открываться в минимальный срок. В специальных траншеях, полах или на подвесах у стен проводятся трубопроводы для газа, воды, а иногда и горючего, масла и сжатого воздуха. Вся электропроводка в эллингах с дирижаблями на водороде д. б. изолированной по типу, принятому во взрывоопасных помещениях, причем рубильники, штепсели и т. п. выносятся наружу в специальные шкафы во избежание появления искр внутри эллинга. Для обеспечения пожарной безопасности предусматривается специальный внутренний и наружный водопровод с соответствующим количеством пожарных колонок и люков; кроме того водопровод и канализация должны обеспечивать нужды производства и обслуживающего персонала. Внутри эллинга разрешается размещение только тех мастерских, которые, не требуя открытого огня, являются необходимыми в соответствии с назначением эллинга для постоянного обслуживания работы при дирижабле; исключение допускается только в строительных эллингах при сооружении металлических дирижаблей и отсутствии газа.

Расчет конструкции эллинга и его элементов производят по установленным в каждой стране нормам, применительно к нормам для промышленного строительства, но учитывая значительные размеры и специальную б. или м. обтекаемую форму; ветровые нагрузки определяются на основе результатов испытания на обдувание в аэродинамических трубах. Кроме эллингов больших размеров, площадью в 30000 м2 и более, в постройке находится значительное количество небольших эллингов для сооружения мягких и полужестких дирижаблей, а также для различного вида аэростатов, опытных металлических дирижаблей и т. п. Научно-исследовательские работы производятся преимущественно в организациях, заинтересованных в проектировании и сооружении определенных типов эллингов.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 26 - 1934 г.