Драгоценные камни

Драгоценные камни

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ и цветные камни, минеральные тела, обладающие красотой красок, блеском, прозрачностью, большим светорассеянием и большой устойчивостью, твердостью, вязкостью и малой снашиваемостью. Драгоценные и цветные камни можно подразделить на две большие группы: собственно драгоценные камни (самоцветы), преимущественно идущие в огранку, и камни цветные, применяемые для изготовления художественно-декоративных изделий, в строительном деле и изредка идущие на огранку. Ниже приведена систематика драгоценных камней, причем камни, не встречающиеся в СССР в количествах, необходимых для рентабельной разработки месторождений их, заключены в скобки.

А. Драгоценные камни-самоцветы 1-го порядка: (алмаз), (рубин), (сапфир), изумруд, александрит, (благородная шпинель), (эвклаз); 2-го порядка: топаз, аквамарин, берилл, турмалин красный, демантоид, фенакит, аметист кровяной, (альмандин), уваровит, (гиацинт), (благородный опал), циркон; 3-го порядка: 1) гранат, (кордиерит), кианит, (эпидот), (диоптаз), (бирюза), (варисцит), турмалин зеленый, полихромный; 2) горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист светлый, халцедон, агат, (сердолик), плазма, (гелиотроп), (хризопраз), празем, полуопал; 3) солнечный камень, лунный камень, лабрадор, элеолит, (содалит), обсидиан, (титанит), (бенитоид), (пренит), (андалузит), (диопсид), (скаполит), (томсонит); 4) янтарь, гагат, гематит, пирит, касситерит, рутил, хромит, кобальтит, золото в кварце.

Б. Поделочные камни - цветные камни. 1-го порядка: нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, орлец или родонит, азурит, малахит, авантюрин, кварцит, горный хрусталь, дымчатый кварц, агат и его разновидности, яшма, везувиан, розовый кварц, письменный гранит; 2-го порядка: лепидолит, фукситовый сланец, серпентин, агальматолит, стеатит, селенит, обсидиан, морская пенка, мраморный оникс, датолит, флюорит, каменная соль, графит, янтарь, лазулит, смитсонит, цоизит; 3-го порядка (частью орнаментовочный материал): гипс (алебастр), мрамор, порфиры, брекчии, сливные кварциты, porphido antico, serpentino antico и другие породы.

В. К группе драгоценных камней относятся: жемчуг, (речной жемчуг), коралл, янтарь, гагат.

На основании статистических данных последних лет, средняя мировая ценность ежегодной добычи м. б. намечена в следующем виде (в тыс. руб.):

Средняя мировая ценность ежегодной добычи драгоценных камней

Драгоценные и цветные камни являются одной из крупнейших статей мировой торговли. Чтобы судить о размерах оборота всего ювелирного дела (камня и металла), надо отметить, что для США в 1924 г. они достигли 1 млрд. руб. (450 млн. долл.), а для всей мировой торговли, вероятно, около 2 млрд. Колебания цен на них весьма значительны (до 1000% и больше) и зависят от ряда экономических и бытовых факторов, - игра на валюте, прихоти моды, колебания в добыче, успехи синтетических опытов. Относительно цены драгоценного камня следует отметить, что его себестоимость в стадии добычи обыкновенно составляет лишь небольшой процент окончательной цены, так как накладные расходы - налоги, пошлины и пр. - превалируют. Расценка камней идет по каратам, преимущественно метрическим (200 мг); для цветных камней - по кг; для жемчуга - по грэнам (~1/3 карата). Для расценки существуют б. или м. определенные рыночные марки и очень сложная неоднородная рыночная номенклатура.

В последнее время, в связи с развитием искусственного получения камней и с ростом вкладывания капиталов в естественные драгоценные камни, выросло значение правильного и безошибочного определения их. С этой целью в Вене было организовано специальное учреждение «Technische Untersuchungsanstalt fur Edelsteine», в Берлине - Prufungsamt von Houdelet (в Шарлоттенбурге), специальная научная станция при Берлинском университете, а в Крефельде - Edelstein-Prufungs-Laboratorium von Eppler. Эти учреждения выполняли практические задания по проверке и определению камней. Чисто исследовательские учреждения известны в Дюссельдорфе (Оберкассель) - Laboratorium fur Diamantforschung, а также в Идаре - Institut fur Edelsteinforschung von Georg Wild.

Приблизительно половина всего добываемого камня идет для технических целей, для обработки камня и металла и лишь остальное - на ювелирное дело. С каждым годом развитие техники вызывает увеличение потребления камня в технических производствах, и, наоборот, ювелирное и декоративное дело падает.

Драгоценные и цветные камни идут у нас на: 1) декоративные изделия: а) граненые камни для ювелирных изделий, б) броши (наиболее ходовой товар), пуговицы, запонки, булавки шляпные и для галстука, браслеты, брелоки, бусы, яички, серьги, панделоки и пр., в) художественные работы - резные и рельефные фигуры, скульптурные изображения, вазы, горки, картины, постаменты для часов; 2) предметы обихода: мундштуки, трубки, пепельницы, абажуры, чернильные приборы, пресс-папье, печатки, различные ножи, портсигары, пудреницы, шкатулки, столики из мозаики, канделябры, кнопки для звонков, кольца для салфеток, ручки для зонтиков и палок, сахарницы, солонки и пр.; 3) строительно-орнаментовочные изделия: подоконники, облицовки, колонны, памятники, камины, балюстрады, столешницы, ступени, умывальники и прочее; 4) технические изделия.

Применение драгоценных и цветных камней в промышленности можно видеть из следующей таблицы:

Применение драгоценных и цветных камней в промышленности

Обработка камня весьма многообразна в зависимости от видов камней и целей обработки, а именно: 1) огранка кабошоном, или системой фасеток, расположение которых следует определенным геометрическим законам, с целью извлечь из камня максимум светорассеяния и лучистости; формы огранки: кабошон, роза, таблица, бриллиант одногранка, двойной бриллиант, Тreppenschliff и другие; перед огранкой идет сначала распиловка, обточка или обдирка (см. Гранильное дело); 2) обработка мягких пород (алебастр, янтарь, пенка и пр.) - металлическими резцами; 3) обработка зернистых пород (мрамор, кварцит и проч.) - скалывающими ударными инструментами; 4) обработка твердых пород (агат, нефрит, яшма и проч.) - режущими и шлифующими орудиями, а именно: распиловка, сверловка, подбивка, шлифовка и полировка; 5) резные работы на твердом или мягком камне: граверные, рельефные и скульптурные; резка гемм и камей; 6) мозаичные художественные работы по методам как русской, так и флорентийской мозаики. В качестве подсобных материалов при обработке используют следующие: алмазный порошок, карборунд, корунд, наждак, печору, пемзу, трепел, зеленый крокус, итальянский (оловянный) порошок. При обработке камней применяют точильные и шлифовальные круги разных типов и частично фрезерные станки. Одновременно с механизацией изготовления одних видов изделий (в Антверпене, Нью-Йорке) имеет место художественно-индивидуальный подход при изготовлении других: имеются специальные художественно-камнерезные школы в Идаре, Турнове, во Флоренции и у нас при Петергофской фабрике и при Художественно-ремесленном техникуме в Свердловске.

Необходимо резко различать грубые подделки и имитации, с одной стороны, и искусственные камни - с другой. Подделки сводятся к ложным дублетам, или имитациям, в которых настоящим камнем является лишь верхний слой, а под ним следует стекло, кварц или настоящий, но более дешевый, камень. Имитации делаются из страза, стекла, шлака, окрашенных, иногда очень удачно, различными примесями; для этой же цели применяется с большим успехом бакелит, особенно для подделки янтаря. Изготовление искусственных камней (рубин, сапфир, александрит светлый и шпинель) сводится к искусственному воспроизведению настоящих камней с почти нормальным химическим составом и типичными физическими свойствами. Эти камни называются reconstituees, Kunststeine, reconstructed. Они не должны на рынке считаться имитацией, хотя и не м. б. приравнены по своим достоинствам к настоящим камням.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 7 - 1929 г.