Дорожка роликовая

Дорожка роликовая

ДОРОЖКА РОЛИКОВАЯ, род транспортера без тягового органа (см. Внутризаводский транспорт), применяемый преимущественно для перемещения штучных грузов с гладкой нижней поверхностью. Дорожка роликовая состоит из целого ряда вращающихся на осях металлических роликов, посаженных на близком расстоянии друг от друга и передающих груз соседним роликам. Ролики приводятся в движение или механической силой или силой тяжести самого груза; в первом случае они приводятся в движение от мотора при помощи конических зубчаток, посаженных на одном общем валу (фиг. 1), или же при помощи бесконечной цепи, сцепление которой с зубчатками роликов обеспечивается небольшими натяжными шестеренками (фиг. 2). Такие роликовые дорожки строятся длиной до 300 м и применяются чаще всего в прокатных цехах для транспортирования прокатываемого материала к валкам и от них, а также для транспортирования лесных материалов.

Дорожка роликовая

Дорожка роликовая, действующая под влиянием силы тяжести груза (гравитационная) представляет собою путь с небольшим уклоном (0,03—0,04), состоящий из прочно укрепленных и легко вращающихся (часто на шарикоподшипниках) роликов с перилами или без них; в последнем случае имеется возможность спускать грузы, размеры которых больше ширины дорожки. На закруглениях пути роликам придается коническая форма.

Дорожка роликовая

Для перемещения по замкнутому кругу устраивают в одном месте подъемный механизм. Подъемные механизмы устраиваются также по мере надобности при большой длине пути для восстановления потерянной высоты. Ролики делаются легкими из тонкостенных труб; расстояние между роликами д. б. меньше половины длины перемещаемого предмета, с таким расчетом, чтобы предмет поддерживался по меньшей мере двумя роликами и чтобы центр тяжести груза находился между ними. Для мелких предметов, чтобы не уменьшать слишком сильно диаметра роликов, их делают состоящими из отдельных дисков, причем диски одного вальца заходят в промежутки между дисками другого. Часто роликовые дорожки делают передвижными на колесах; иногда они состоят из нескольких элементов. Подставки под роликовые дорожки делают переставными для изменения высоты и уклона. Применение гравитационных роликовых дорожек весьма обширно, но преимущественно их применяют для перемещения груза с верхних этажей в нижние, и тогда они часто имеют вид винтовой лестницы. Широкое применение эти роликовых дорожек имеют также в качестве подсобного транспортера для подвода грузов к другим транспортерам, например, от вагона или парохода к ленточным транспортерам, и обратно. Часто также роликовые дорожки употребляются для перехода от одного транспортера к другому, когда они работают под углом друг к другу.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 7 - 1929 г.