Доки

Док

ДОКИ, сооружения, служащие для обнажения подводной части корпуса судна и ремонта ее. Доки разделяются на сухие и плавучие. Сухой док представляет собой камеру (бассейн) с водонепроницаемым дном и стенами, которая м. б. наполнена водой или осушена. Для ввода судна в док наполняют камеру водой и отворяют шлюзные ворота (затвор); затем вводят судно в док, закрывают затвор и выкачивают насосами воду из камеры (в морях с приливами вода удаляется самотеком); судно садится на установленные по оси бассейна опоры или кильблоки (фиг. 1), расположенные друг от друга на расстоянии 1—2 м и возвышающиеся над поверхностью дна камеры на 1,20—1,50 м и более; борта судна поддерживаются подпорками. По окончании ремонта судна док вновь наполняют водой посредством водопроводных галерей, открывают затвор, и судно выводится в гавань. Фиг. 1 изображает план и продольный разрез сухого дока, а фиг. 2 - поперечный разрез его. Размеры дока определяются размерами наиболее крупного из судов, которые док должен обслуживать; при этом зазор между корпусом судна и стенками дока нигде не д. б. менее 2—3 м. Глубина на пороге дока должна быть на 1 м больше аварийной осадки судна, превышающей нормальную осадку на 0,30—0,60м. Док состоит из камеры и шлюзной части, где расположен затвор.

План и продольный разрез сухого дока

Поперечное сечение камеры - трапецеидальное, с уступами, необходимыми для упора в судно боковых распорок. Днище имеет уклон от оси дока к подошве стен для отвода фильтрационных и дождевых вод в боковые продольные кюветы, ведущие к сборному колодцу насосной станции. Форма шлюзной части зависит от типа затвора. Затворы обычно устраивают задвижные или в виде специального плавучего приспособления - батопорта. Насосная станция при непрерывной работе насосов осушает современный док в 2—3 часа (при этом откачивается до 70000 м3 воды).

Поперечный разрез сухого дока

При расчете днища дока учитываются активные силы: вес стен, вертикальное давление воды, боковое давление воды и земли и вес корпуса судна; при этом особый интерес представляют два хронологического момента в постройке дока: 1-й момент соответствует готовности днища, когда приступают к возведению стен, своим весом вызывающих изгиб посредине днища, т. к. здесь грунт оседает меньше, чем под стенами; 2-й момент соответствует некоторому срединному положению при наполнении доков, когда вода своим весом изгибает днище вниз, а боковым давлением стремится распереть стены и изогнуть днище вверх. Не зная механических свойств грунта в основании дока, принимают прямоугольную эпюру реакции грунта, чем вносится в расчет определенный запас. Такой расчет для многих грунтов является преувеличенно осторожным, вызывающим излишнее увеличение размеров днища. Наблюдения Франциуса показали, что песчаный грунт обладает упругими свойствами и форма эпюры реакций грунта весьма близка к двум трапециям, сложенным короткими основаниями.

Самые большие сухие доки в СССР находятся в Севастополе и Кронштадте. Эти доки одинаковых размеров и предназначены для ввода при ремонте и исправлении повреждений дредноутов и других судов большого водоизмещения. Доки соединены рельсовой колеей с судостроительной мастерской, куда подходит 15-тонный кран портового типа, захватывающий с корабля отдельные части весом до 15 т и относящий их в судостроительную мастерскую, расположенную в хвосте дока. Кран, весящий с нагрузкой до 144 т, катится кругом дока по колее шириной 6 м, одна нитка которой проходит по гранитному кордону, а другая - по насыпному (в Севастополе - ракушечному) грунту. Последняя уложена на крупнопесчаном грунте толщиной до 0,40 м (песчаное основание), на котором возведен фундамент из бутовой кладки ступенчатой формы, заканчивающийся вверху трапецеидальной бетонной частью. На последнюю наложена дубовая доска, а к ней прикреплен рельс типа «Голиаф» (56 кг/п. м).

Плавучие доки представляют собой плавающие понтоны, состоящие из полых боковых стен и днища, внутри которых имеются воздушные и водяные камеры (фиг. 3).

Плавучий док

Затоплением камер можно соответственно погружать док в воду на требуемую глубину для ввода судна на плаву. При откачке камеры док постепенно выходит из воды, обнажая корпус судна. Насосы с двигателями размещаются в стенах плавучих доков, мастерские же устраивают или на берегу или на особом понтоне (плавучие мастерские). Вес плавучего дока составляет обычно 35—50% от его подъемной способности. Плавучие доки в настоящее время строятся почти исключительно из металла и лишь в редких случаях из железобетона. Они имеют преимущества, особенно ценные во время войны, т. к. быстро строятся и еще быстрее перебрасываются не только в пределах порта, но и из одного порта в другой. Размеры их для морских судов достигают 290 м длины, 45 м ширины в свету при подъемной силе в 60000 т. Однако, сухие доки являются сооружениями более капитальными, более долговечными и более дешевыми в эксплуатации при весьма значительных, правда, затратах на постройку.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.