Диссонанс

д

ДИССОНАНС, неблагозвучное сочетание нескольких одновременно слышимых музыкальных тонов, обусловливается, как это выяснил Гельмгольц, биениями этих тонов, а также биениями, создаваемыми их обертонами, или же биениями между комбинационными (преимущественно разностными) тонами, возникающими при одновременном звучании нескольких тонов. Очень малое число биений (1—2 в сек.) ощущения диссонанса не создает; так же точно ощущение диссонанса исчезает, когда число биений более 130—150 в сек. Диссонанс вообще тем резче, чем большее количество тонов (включая обертоны основных тонов и порождаемые ими разностные тоны) создает звуковые биения, и, наоборот, он тем слабее, чем большее число обертонов и разностных тонов совпадает по числам колебаний.

Диссонанс

На приведенной фигуре ординаты изображают вычисленные значения диссонанса, обусловленные биениями двух скрипичных тонов, из которых один остается неизменным («до»), а другой непрерывно меняется по высоте в пределах одной октавы. Отсюда видно, что наименьший диссонанс дают созвучия с интервалами: октава, квинта, терция, кварта, секста.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 6 - 1929 г.