Д

Давильные станки

Давильный станокДАВИЛЬНЫЕ СТАНКИ служат для изготовления из листового металла полых предметов, которые представляют собою тела вращения. Выдавливание заключается в том, что на головке шпинделя а давильного станка (фиг. 1), представляющего собой несколько измененный простой токарный станок, закрепляется модель b (лучше всего из пальмового дерева), которая имеет очертания внутренней поверхности изготовляемого изделия. Отрезанный на круговых ножницах или на штампе диск с из обрабатываемого металла соответствующего диаметра прижимается к модели при помощи наконечника d (на центре задней бабки) и затем нажимается на вращающуюся модель при помощи стального ролика е или другого соответствующего инструмента (фиг. 2).

Подробнее...

Двигатели газовые

Двигатель газовыйДВИГАТЕЛИ ГАЗОВЫЕ, двигатели внутреннего сгорания, работающие на газообразном топливе (естественном или генераторном), которое, перемешиваясь с воздухом до поступления в рабочий цилиндр, образует горючую смесь.

Различая эти двигатели по роду потребляемого топлива, необходимо отметить громадное значение двигателей газовых, работающих на колошниковых газах доменного процесса, т. к., несмотря на сравнительную калориметрическую бедность этих газов, общее количество их тепловой энергии очень велико: в одной только Германии, по современным данным, выплавляется в год около 12 млн. т. чугуна, а так как потребление кокса составляет в среднем 1 тонну на каждую тонну чугуна, то выход колошникового газа в Германии достигает 45 млрд. м3 в год. Двигатели газовые, работающие на колошниковых газах, не являются, конечно, исключительными потребителями этой огромной энергии, т. к. наряду с ними весьма большое распространение имеют и паросиловые установки, но в настоящее время двигатели газовые несомненно количественно преобладают, несмотря на весьма высокие первоначальные затраты.

Подробнее...

Двигатели судовые

Двигатель судовойДВИГАТЕЛИ СУДОВЫЕ, специальные тепловые двигатели, механическая энергия которых служит для вращения движителей различных классов судов. Двигатели судовые разделяются на: 1) паровые поршневые машины, 2) паровые турбины,3) двигатели внутреннего сгорания. В некоторых случаях применяются смешанные установки: а) поршневая машина с турбиной, б) паровые турбины и дизель для экономического хода. От двигателей судовых  требуются: надежность действия, гибкость маневрирования, экономичность и простота ухода. На военных кораблях двигатели судовые, кроме того, должны иметь минимальный вес на 1 НP, быть компактно сконструированными и иметь достаточную экономичность на т. н. крейсерской скорости, равной 0,4—0,6 наибольшей; их габарит особенно ограничен по высоте, т. к. главные механизмы должны быть защищены броней или помещены ниже ватерлинии. Двигатели военных судов более быстроходны, причем для уменьшения их веса применяются специальные сорта материалов. В зависимости от назначения корабля мощность двигатели судовые распределяется на 1, 2, 3 или 4 вала, число же двигателей м. б. и больше.

Подробнее...

Двоильная машина

Двоильная машинаДВОИЛЬНАЯ МАШИНА, машина для двоения кожи. Существует несколько систем двоильных машин: 1) двоильная машина для двоения башки опойка состоит из стола с закраинами, по которым вручную двигают нож, устанавливаемый на определенную толщину кожи; 2) двоильная машина «Юнион» (фиг. 1) служит исключительно для двоения дубленой кожи; состоит из неподвижного горизонтального ножа А, к которому валиком В прижимается раздваиваемая кожа С, закрепленная башкой на ведущем валу D, и доски Е, поддерживающей кожу; 3) ленточная двоильная машина - для двоения зольной или мокрой дубной кожи (фиг. 2 и 3): ленточный стальной нож А натянут на двух шкивах подобно ленточной пиле и движется только в одну сторону; кожа подается к ножу в направлении Н двумя передвигающими валками G и D; валок G с лежащим над ним валком F и ползушкой Е образует одно целое и устанавливается в вертикальном направлении; валок F мешает сгибаться валку G; валок D, упирающийся в резиновый вал L, не имеет подшипников и удерживается наклонным столиком I (для отвода мездряного спилка) и подводящим столиком К.

Подробнее...

Дезинтегратор

ДезинтеграторДЕЗИНТЕГРАТОР, машина для измельчения и перемешивания не особенно твердых материалов: гипса, соли, угля, глинистых земель, формовочных земель и т. п. Материалы, поступающие в дезинтегратор, центробежной силой отбрасываются с большой скоростью на неподвижные стенки, неподвижные ребра или движущиеся (в обратном друг другу направлении) диски со штифтами, размельчаются, перемешиваются и затем выходят из машины достаточно разрыхленными (объем разрыхленной массы иногда достигает 1,5 первоначального объема). Применение дезинтегратора особенно важно в тех случаях, когда сырая масса в период перемешивания стремится к образованию комьев и загрязняет работающую машину. По конструкции своей дезинтеграторы подразделяются на 2 группы: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальный дезинтегратор состоит из вращающегося диска А с вертикально стоящими билами Б, расположенными концентрическими кругами (фиг. 1 дезинтегратор завода Красная Пресня); материал подается в машину через воронку В. Дезинтегратор приводится в движение ременной передачей или коническими зубчатками. Производительность машин 26 м3/ч; расход мощности в среднем 0,75 НР на 1 м3/ч перерабатываемого продукта. Эти машины все больше вытесняются вертикальными дезинтеграторами.

Подробнее...

Дезинфекционные камеры

Дезинфекционная камераДЕЗИНФЕКЦИОННЫЕ КАМЕРЫ и аппараты служат для обеззараживания различных предметов, инфицированных болезнетворными микроорганизмами и насекомыми-паразитами. Дезинфекционные камеры представляют собою герметически замкнутые помещения, куда вносятся обеззараживаемые предметы целиком.

Дезинфекционные камеры бывают: паровые, суховоздушные (тепловые), газовые и комбинированные. В паровых камерах применяется или текучий пар, при атмосферном давлении, или же пар при повышенном или пониженном давлении (вакуум-камеры). В последних, для усиления бактерицидного действия, добавляются пары формальдегида. Вакуум-камеры применяются для дезинфекции мехов, кожи, резины, книг и т. п. предметов, которые в паровых камерах иного типа портятся.

Подробнее...

Демпфирование

ДемпфированиеДЕМПФИРОВАНИЕ крутильных колебаний коленчатых валов, тушение вибраций, возникающих в этих валах под действием периодически изменяющихся вращательных моментов поршневых двигателей. Крутильные вибрации возникают в коленчатых валах при наличии их критических оборотов. Эти вибрации гасятся: 1) упругим гистерезисом материала вибрирующего вала, 2) трением в коренных и шатунных подшипниках вала, 3) трением поршней и крейцкопфов, 4) ударами в зазорах подшипников и поршней, 5) специальными приборами, т. н. демпферами, действие которых основано на поглощении импульсов сил, возбуждающих вибрации, при помощи сил трения или при помощи упругого гистерезиса тел, обладающих особенно высокими демпфирующими свойствами (резина). Если возникающие вибрации происходят при отсутствии упомянутых в п. 5 приборов, то относительное значение перечисленных факторов в демпфировании вибраций выразится приблизительно след. обр. 1) Упругий гистерезис демпфирует 60—65% возбуждающих импульсов; 2) трение в подшипниках демпфирует 15—20% этих импульсов; 3) трение поршней и крейцкопфов 5—6% и 4) удары в зазорах 8—10%. Наиболее важным из перечисленных демпфирующих факторов является упругий гистерезис, поскольку последний определяет величину напряжений материала вибрирующего тела. Определим эти напряжения, а также ту работу, которую поглощает упругий гистерезис.

Подробнее...

Демультипликаторы

ДемультипликаторДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРЫ, механизмы дополнительных передач, устанавливаемые на автомобилях с целью увеличения или уменьшения передаточных отношений между двигателем и ведущими колесами. Так как сила тяги автомобиля, отнесенная к окружности его ведущих колес:

demult f1

где N - мощность мотора автомобиля в HP при n об/мин., η - КПД всей передачи между маховиком мотора и ведущими колесами, R - радиус последних в м, m - полное передаточное отношение в трансмиссии автомобиля, а скорость его движения v = 0,382R(n/m), км/ч, то, при наличии в трансмиссии автомобиля демультипликатора, m = mг · mz· md, где mг - передача в заднем мосту, mz - в основной коробке передач и md - в демультипликаторе, получаем, следовательно, возможность повышения тягового усилия за счет понижения скорости движения:

Подробнее...

Деревобетон

ДеревобетонДЕРЕВОБЕТОН, строительный материал вполне аналогичный железобетону, в котором железная арматура заменена деревянными брусками. В железобетоне главное значение имеет сцепление железа с бетоном, обусловливающее общность деформаций. В деревобетоне также происходит сцепление между бетоном и деревом как вследствие непосредственного прилипания цементного раствора к поверхности дерева, так и вследствие впитывания раствора в поры дерева. Вместе с тем сцепление увеличивается благодаря значительному трению, возникающему при стремлении арматуры перемещаться внутри бетона, так как деревянные бруски берут нестроганными, непосредственно из-под пилы. Увеличению сцепления способствует, наконец, и усадка бетона при схватывании и твердении. Дерево не должно быть свежим. Первые конструкции из деревобетона были патентованы в Швейцарии в 1896 году. Испытания этого материала были произведены Рикардини в Италии и Кессе в Англии.

Подробнее...

Деревообрабатывающие станки

ПилаДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЕ СТАНКИ служат для обработки дерева и в большинстве случаев осуществляют процессы резания. Резание может совершаться: 1) в торец дерева, т. е. в плоскости, неперпендикулярной к направлению волокон, 2) в плоскости волокон параллельно их направлению и 3) в плоскости волокон перпендикулярно их направлению.

Деревообрабатывающие станки по роду обработки дерева м. б. распределены на следующие основные группы: лесопильные, строгальные, фрезерные, токарные, фанернорезальные и круглолущильные, сверлильные, долбежные, щепальные, дровокольные и шлифовальные.

Подробнее...

Избранное