Бумага фотографическая

Бумага фотографическая

БУМАГИ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ, пропитанные или покрытые светочувствительным слоем, для получения на них позитивных снимков с фотографических негативов. Бумаги фотографические обычно подразделяются на бумаги с проявлением и бумаги с видимым печатанием. На первых при печатании получается изображение невидимое, скрытое, или так называемое латентное, которое становится видимым только после проявления; печатание ведется обыкновенно при искусственном освещении. Бумаги второй группы дают сразу видимое изображение, которое доводится при печатании до нужной силы, а затем закрепляется и получает необходимый тон; печатание производится обычно при дневном освещении. Промежуточными бумагами называются те, на которых появляется при печатании бледное видимое изображение, получающее полную силу и красивый тон лишь при дальнейшей обработке.

I. Бумаги с проявлением.

А. Наиболее распространены из этой группы бумаги, покрытые слоем бромосеребряной желатины, или бромистые бумаги. Эмульсия, покрывающая эти бумаги, отличается от эмульсии негативных пластинок и пленок своей мелкозернистостью и меньшей чувствительностью (1—3° по Шейнеру). Тем не менее, чувствительность этой бумаги больше, чем у других фотографических бумаг, поэтому она допускает контактное печатание с негативов при сравнительно слабом искусственном освещении и очень короткой экспозиции (всего несколько секунд) и незаменима для увеличений, где сила света источника ослаблена пропорционально квадрату линейного увеличения. Получаемое на этой бумаге латентное изображение проявляется и фиксируется так же, как на негативных пластинках и пленках. При выборе проявителей следует ограничиться теми, которые не окрашивают слоя в желтый цвет, например, метол, гидрохинон, железный проявитель и другие. Фотографическая бумага бромарит «Нового фотографического общества» (NPG) в Берлине изготовляется в виде длинных, скатанных в рулон полос и может служить поэтому для «километрового печатания», т.е. массового автоматического печатания при искусственном освещении.

Б. Бумаги с хлоробромосеребряной эмульсией в желатине называются также газопечатными (Gaslichtpapiere), или лампопечатными. Прибавление к бромистому серебру хлористого понижает их светочувствительность, и поэтому они м. б. проявляемы при слабом свете лампы или свечи; они служат исключительно для контактного печатания. К ним относятся: бумага велокс американской фирмы Кодак, сатрап Шеринга и многие др. К этой же группе можно отнести негативные бумаги, начинающие в последние годы заменять пластинки и пленки в негативном процессе; их высокочувствительная эмульсия нанесена на тонкую прозрачную бумагу. Чтобы следы структуры этой бумаги не пропечатались на позитиве, ее иногда пропитывают маслом, которое перед проявлением удаляют бензином или другим растворителем.

II. Бумаги с видимым печатанием.

Эти бумаги содержат в качестве светочувствительного материала хлористое серебро. Их можно разделить на 2 подгруппы: бумаги с сенсибилизацией и эмульсионные бумаги. Первые в готовом виде не выносят хранения, и поэтому хлористое серебро на них получается в процессе сенсибилизации незадолго перед печатанием. Вторые бумаги покрыты эмульсией с готовым хлористым серебром и хорошо переносят хранение.

А. Бумаги с сенсибилизацией.

1. Соленая бумага приготовляется пропитыванием проклеенной бумаги 2%-ным раствором поваренной соли. После сушки она поступает в продажу. В таком виде она несветочувствительна и ее можно хранить бесконечно долго. Перед употреблением ее сенсибилизируют (очувствляют), давая ей плавать 2—3 мин. на 10%-ном растворе азотнокислого серебра AgNO3, иногда с прибавлением лимонной кислоты (что увеличивает ее стойкость), затем сушат в темноте, экспонируют, вирируют (см. ниже), фиксируют и сушат. Т. к. в этих бумагах светочувствительное вещество (AgCI) пропитывает волокна самой бумаги, - изображение, как говорят, «погружается» в бумагу и значительно теряет в силе. В настоящее время соленая бумага почти вышла из употребления.

Чтобы помешать «погружению» изображения в волокна бумаги, стали пропитывать бумагу фотографическую коллоидом или наносить на них такой слой коллоида, в котором при сенсибилизации получается хлористое серебро. Смотря по роду коллоида различают бумаги:

2. Смоляную, пропитанную раствором канифоли и хлористого аммония в горячей воде.

3. Альбуминную, покрытую слоем альбумина из яичного белка, содержащим какой-нибудь хлорид.

4. Аррорутную, покрытую слоем клейстера из аррорутного крахмала (см. Аррорут) с примесью хлорида, и мн. др.

Все эти бумаги сенсибилизируют, давая им плавать (слоем вниз) на 10%-ном растворе AgNО3. Эта операция и последующая сушка в темноте представляют собою значительное неудобство, поэтому бумаги эти почти совершенно вытеснены из употребления более удобными бумагами следующей группы.

Б. Эмульсионные бумаги.

Бумаги эти покрыты слоем эмульсии хлористого серебра в каком-нибудь коллоиде. В зависимости от состава последнего они разделяются на целлоидиновые (хлоросеребряноколлодионные), аристотипные (хлоросеребряножелатинные), протальбинные (AgCI в растительном белке) и др.

1. Целлоидиновые бумаги изготовляются обливанием баритованной бумаги (см. ниже) эмульсией хлористого серебра в коллодии. Рецепт изготовления целлоидиновой эмульсии по Валента (Е. Valenta): А - 750 см3 3%-ного коллодия; В - 18 г лимонной кислоты в виде порошка растворяют в 30 см3 спирта; сюда прибавляют раствор 0,7 г безводного хлористого кальция в 5 см3 смеси (1 : 1) глицерина и спирта; С - к 2,5—3 г азотнокислого серебра в порошке прибавляют аммиак, пока получившийся осадок не перейдет снова в раствор; затем прибавляют 20 см3 спирта; D - 15 г азотно-кислого серебра растворяют в нескольких см3 теплой воды и прибавляют 70 см3 спирта; Е - 120 см3 эфира. Раствор В приливают к А; С приливают к ним малыми порциями при помешивании (в темной комнате), затем таким же образом прибавляют теплые растворы D и Е. Так как при долгом хранении целлоидиновый слой высыхает и покрывается роговидной коркой, в слой вводят некоторое количество глицерина, который вследствие своей гигроскопичности предохраняет слой от высыхания. Целлоидиновые бумаги обладают довольно нежным слоем и склонны к сворачиванию, особенно в холодных ваннах. Эмульсия содержит всегда некоторый избыток AgNО3, повышающий светочувствительность, но вызывающий при долгом печатании бронзовый оттенок в тенях. Отпечатки на целлоидиновой бумаге обладают малой контрастностью; поэтому для печатания вялых негативов пользуются бумагой Рембрандт (изготовляемой фабрикой Herdliczka в Вене), содержащей в хлоросеребряноколлодионной эмульсии хромовые соли, повышающие контрастность. Такое же действие оказывают соли ванадия (Шеринг).

2. Аристотипные бумаги изготовляются из баритованной бумаги, покрытой слоем эмульсии хлористого и лимоннокислого серебра (с избытком AgNO3) в желатине. Рецепт изготовления аристотипной эмульсии по Валента: А - 32 г азотнокислого серебра и 8 г лимонной кислоты растворяются в 160 см3 горячей воды; В - 96 г желатины, 2,8 г хлористого аммония и 700 см3 воды; С - 2,8 г винной кислоты, 1,4 г двууглекислого натрия, 1,8 г квасцов и 140 см3 воды. Желатину размачивают в указанном количестве воды, затем плавят. Растворы В к С смешивают при 50°, затем при желтом свете прибавляют по частям, при помешивании, раствор А. Полученную эмульсию нагревают некоторое время при 40—50°, фильтруют через стеклянную вату и покрывают ею бумагу. У аристотипной бумаги слой прочнее, чем у целлоидиновой бумаги, и м. б. еще укреплен раствором квасцов или формалина. Она обладает меньшим блеском, чем целлоидиновая бумага. Контрастность и чувствительность - выше, чем у целлоидиновой бумаги. Сюда относятся прекрасные бумаги: солио - фирмы Кодак, мимоза и мн. др.

3. Протальбинные бумаги фабрики Жоллеса и Лилиенфельда (Jolles und Lilienfeld) в Вене покрыты эмульсией AgCI в растительном белке (из маиса, пшеницы и пр.). Они обладают несколько меньшей чувствительностью, чем аристотипные бумаги.

На всех бумагах с видимым печатанием (дневных) получается видимое изображение из мелкораздробленного серебра. После фиксирования изображение получает некрасивый грязно-желтый оттенок и со временем выцветает. Поэтому серебро заменяют золотом, которое дает более красивый тон и стойкое изображение. Это производят либо в отдельной виражной ванне, либо одновременно фиксированием в вираж-фиксаже. В последние годы большое распространение получили самовирирующиеся (самоокрашивающиеся) бумаги, в которых соли золота введены в светочувствительный слой. Их достаточно фиксировать в растворе гипосульфита после предварительного размачивания и промывания в чистой воде или в растворе NaCl.

III. Промежуточная группа бумаг.

Промежуточную группу бумаг - со слабым видимым изображением, получающим полную силу при дальнейшей обработке, - составляют бумаги со светочувствительными солями железа и хромированной желатиной или гуммиарабиком (хроматине бумаги).

А. Бумаги с солями железа.

1. Цианотипная бумага, - наиболее распространенная для технического светокопирования планов, чертежей и рисунков, начерченных на прозрачной бумаге (кальке), - покрывается раствором 12,5 г зеленой двойной лимоннокислой соли аммония и закиси железа в 30 см3 воды и 4,5 г железосинеродистого калия в 30 см3 воды. В неосвещенных местах K3Fe(CN)6 дает с солью закиси железа берлинскую лазурь; в освещенных местах соль закиси переходит в соль окиси, дающую с K3Fe(CN)6 растворимое соединение, которое при проявлении отмывается водой. Поэтому освещенные места получаются белыми на синем фоне. Существует несколько видоизменений цианотипии, дающих, например, синее, черное или коричневое изображение на белом фоне. Все они основаны на переходе под действием света закисных соединений железа в окисные или наоборот.

2. Аргентотипная, или каллитипная, бумага покрыта слоем лимоннокислой или щавелевокислой окиси железа; под действием света они восстановляются в закисные соли. Проявление производится раствором AgNО3, из которого закисные соли Fe в свою очередь восстановляют черное металлическое серебро.

3. Платинотипная бумага, выходящая из употребления вследствие дороговизны солей платины, дает очень прочные и замечательно красивые отпечатки. Как и в аргентотипии, восстановленные светом соли окиси железа восстановляют черный металл (Pt) из платиновых солей. Этот способ существует в двух модификациях: с проявлением (щавелевокислым калием К2С2О4) и без проявления; в последнем случае К2С2О4 введен в светочувствительный слой.

Б. Хроматные бумаги.

Эти бумаги применяются гл. обр. для художественной фотографии. Все способы печатания на хроматной бумаге основаны на том, что слой желатины или гуммиарабика, пропитанный хромовыми солями, становится на свету нерастворимым в теплой воде.

1. Пигментная бумага покрыта слоем желатины, смешанной с какой-нибудь нерастворимой краской. Так как раньше для этой цели применялась гл. обр. сажа, бумага эта называется также угольной. Перед употреблением она сенсибилизируется 1—5%-ным раствором двухромовокислого калия К2Cr2O7. Хромированный слой непригоден для длительного хранения. После печатания под негативом, с применением фотометра, так как изображение очень бледное и не поддается контролю, проявляют теплой водой (40°), которая растворяет неосвещенные части (света) и оставляет на бумаге места, подвергшиеся освещению (тени). Т. к. в полутонах становится нерастворимой лишь наружная часть слоя, прилегавшая к негативу, а прилегающая к бумаге часть слоя растворяется, - полутона при проявлении часто обрываются. Во избежание этого пигментный отпечаток обыкновенно переносят на другую бумагу, покрытую липким слоем (хромированной желатиной). Чтобы избежать получающегося при переносе обращения изображения, иногда прибегают к вторичному (двойному) переносу. Без переноса можно работать на бумаге Артигa (Artigue) с очень тонким слоем, проявляемой кашицей из теплой воды и древесных опилок, что придает поверхности отпечатка красивое зерно.

2. Гуммиарабиковая бумага покрыта слоем хромированного гуммиарабика, смешанного с краской и теряющего на свету растворимость в холодной воде.

3. Озобромная пигментная бумага в мокром виде прижимается к отпечатку на обыкновенной бромистой бумаге. Ее желатиновый слой, предварительно обработанный озобромным раствором K3Fe(CN)6 + K2Cr2О7 + KBr, становится нерастворимым при соприкосновении с серебром обычного отпечатка и при проявлении горячей водой (с переносом) дает пигментный позитив.

4. Бумага для масляного способа печатания покрывается желатиной и сенсибилизируется 1 частью 6%-ного раствора двухромовокислого аммония (NH4)2Cr2О7 и 2 частями спирта, вследствие чего становится способной только в освещенных местах воспринимать масляную краску, наносимую специальной кистью.

5. При бром-масляном способе печатания (бромойль) масляная краска наносится на предварительно выбеленный отпечаток на специальной бромистой бумаге с очень мягким слоем.

Два последние способа особенно пригодны для получения художественных эффектов, так как некоторые места отпечатка м. б. совершенно не тронуты кистью, а другие, наоборот, густо закрашены.

IV. Техника изготовления фотографической бумаги.

Техника изготовления фотографической бумаги сводится, прежде всего, к баритовке бумаги, т. е. к покрытию ее слоем сернокислого бария, смешанного с хорошей фотографической желатиной и некоторым количеством глицерина. Баритовый слой отделяет светочувствительный слой от бумаги и предохраняет его от восстановления и других химических воздействий. Баритовка производится специальной машиной; покрытый войлоком барабан захватывает теплую баритовую смесь из корыта, передает ее на другой вал, а этот смазывает бумагу, сматываемую с отдельного барабана. Слой распределяется по бумаге равномерно 4—7 щетками, движущимися по двум направлениям. Выйдя из этой машины, бумага автоматически подвешивается крупными петлями для просушки. В зависимости от характера получаемой бумаги баритовка производится от 1 до 4 раз последовательно. Смотря по характеру бумаги и по толщине баритово-желатинового слоя получаются фотографические бумаги с различной поверхностью: глянцевые (блестящие), матовые, шероховатые и т. д. Нанесение на баритованную бумагу эмульсии производится на особых машинах для поливки или для покрывания (фиг. 1).

Нанесение на баритованную бумагу эмульсии производится на особых машинах для поливки или для покрывания

Для целлоидинной эмульсии требуется особая, закрытая конструкция, так как эта эмульсия на воздухе быстро теряет эфир и покрывается роговидной коркой. В принципе же машины для нанесения эмульсии мало отличаются друг от друга.

Бумага, сматываемая с барабана ББ рядом валов, регулирующих скорость (РВ, 2В), соприкасается с валом, частично погруженным в расплавленную эмульсию и смазывающим бумагу при встречном вращении. После смазки эмульсией бумага поднимается вертикально вверх; здесь эмульсия застывает. Коллодионные эмульсии застывают очень быстро, и для них вертикальный подъем невелик; медленнее всего застывает желатинный слой аристотипных бумаг; эту бумагу заставляют двигаться вверх иногда на высоту нескольких этажей, помогая застыванию искусственным охлаждением. Очень быстрое застывание вредно, так как оно может вызвать появление пятен. Далее бумага перекинута через барабан ОБ и движется горизонтально посредством особого пневматического насоса ТБ. Для окончательной просушки фотографической бумаги, как и после баритовки, автоматически развешивается крупными петлями в помещении, через которое просасывается освобожденный от пыли и подогретый до 25—30° воздух (фиг. 2).

Для окончательной просушки фотографической бумаги, как и после баритовки, автоматически развешивается крупными петлями в помещении, через которое просасывается освобожденный от пыли и подогретый до 25—30° воздух

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Бумага фотографическая

Бумага фотографическая

Бумага фотографическая

Избранное