Буксирный пароход

Буксирный пароход

БУКСИРНЫЙ ПАРОХОД, судно, предназначенное в речном судоходстве для тяги караванов барж и речных судов, а в морском судоходстве - для проведения на рейдах и в гаванях судов, кранов и вспомогательных плавучих средств; буксирные пароходы служат также для сношений между стоящими на рейде океанскими судами и берегом, помогают большим судам становиться на якорь, сниматься с якоря и т. д. В зависимости от системы судового двигателя и конструкции, буксирные пароходы строят различных размеров и силы тяги, по габаритным условиям водного пути и по работе. Длина буксирные пароходы колеблется от 20 до 80 м, ширина - от 4 до 10 м и осадка - от 0,9 до 3,5 м. Мощность - в среднем 200 индикаторных сил. Количество груза, принимаемого для тяги одним буксиром, составляет в среднем 1600 т и достигает 16000 т. Буксирные пароходы бывают колесные и винтовые. Колесные буксирные пароходы, в большинстве случаев мелкосидящие, применяются в речном судоходстве; осадка их - около 0,9 м; такие пароходы снабжают гребными колесами, устанавливаемыми с правого и левого бортов, приблизительно около середины длины судна, или же одним кормовым колесом. Последний тип буксирных пароходов особенно выгоден на узких каналах и шлюзах, так как не имеет громоздких боковых кожухов для гребных колес.

Винтовые буксирные пароходы могут быть применяемы только при достаточной глубине фарватера. Морским и рейдовым буксирным пароходам, с целью получения большей мощности и большей тяги, обычно придают глубокую осадку; мощность их от 150 до 350, иногда до 600 индикаторных сил; длина 20—40 м, ширина 4,75—7 м, осадка 1,5—4,5 м. Для внутреннего судоходства обычно пользуются одновинтовыми буксирными пароходами, а для морских сообщений - двухвинтовыми. Сравнительные данные о морских и речных буксирных пароходах показаны в следующей таблице:

Данные о морских и речных буксирных пароходах

Буксировка судов и караванов барж по внутренним водным путям сообщений производится по естественным и искусственным речным системам. Число буксиров всегда значительно меньше, чем несамоходных судов; так, на Волге в дореволюционное время это отношение было принято равным 1 : 4. В 1908 г. из 27000 судов, плававших по всем рекам Европейской России, было 23000 непаровых судов (85%), 2200 буксиров (8%) и 1800 пароходов (7%).

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Избранное