Бронированный поезд

БРОНИРОВАННЫЙ ПОЕЗД, бронепоезд

БРОНИРОВАННЫЙ ПОЕЗД, бронепоезд, бронированный подвижной железнодорожный состав с обслуживающим его специальным военным персоналом, назначаемый для содействия войскам как пулеметным, так и орудийным огнем в операциях, протекающих близ железнодорожных путей. На нашем фронте войны 1914—18 гг. бронепоезда состояли из одного бронированного паровоза и двух вагонов. Для этой цели применяли нормальный паровоз 0-4-0, в котором механизмы движения доступны осмотру и имеется возможность сравнительно легкой переделки на заграничную колею. Покрывался броней котел, все механизмы движения, паровозная будка и тендер. Броня ставилась толщиной 12 мм. Для устройства бронированных вагонов служили двухосные платформы длиной 10,675 м. На одном конце платформы помещалась орудийная камера; орудия устанавливались на поворотных тумбах; щит толщиной 15 мм, защищающий орудия, вращался вместе с орудием, причем угол поворота был 200°. Вагонные колеса были защищены особыми фартуками; спереди вагон имел снегоочиститель. Вооружение поезда состояло из 2 пушек, преимущественно горного образца или же скорострельных, и из 24 пулеметов. Связь между частями поезда - тройная: рупор, телефон и электрический звонок. Поезд имел паровое отопление и электрическое освещение. Широкое применение бронепоезда получили у нас в гражданскую войну: операции производились, гл. обр., вдоль железнодорожных линий.

Бронированный поезд имеет боевую часть и базу. Боевая часть обычно состоит из двух бронированных площадок, представляющих большегрузные 4-осные железнодорожные платформы Фокс-Арбеля (фиг. 1) а с усиленной рамой б.

Бронированный поезд, бронепоезд

На раме укрепляются стальные или железные плиты, иногда дополняемые бетонной заливкой, что и образует броневой корпус для укрытия команды, огнестрельных припасов, и вооружения от поражения ружейным и пулеметным огнем и мелкими осколками. По краям, а иногда в середине бронированной площадки, устанавливаются на тумбах в орудия, которые прикрываются броневой башней г. Башня при наводке вращается вместе с орудием. На бронепоездах применяются полевые или горные пушки и легкие гаубицы калибра 75—120 мм, реже применяются калибры до 150 мм. Пулеметов ставится от 2 до 8, и они размещаются в амбразурах д на бортах бронированной площадки, а также и в орудийных башнях е или в особых пулеметных башнях над крышей. Для боевых припасов устроены стеллажи в средней части площадки с. Над крышей башни часто устанавливаются башенки с узкими прорезями или с прорезями, в которые вставлены непробиваемые пулями стекла, для наблюдения за ходом боевых действий. Обычно бронируются паровозы товарные трехосные (0-3-0) или четырехосные (0-4-0), развивающие вполне достаточную силу тяги (0-4-0 до 8000 кг) и скорость, и четырехосные тендера для большего запаса воды и топлива, что позволяет бронированным поездам вести более длительный бой. Главное достоинство бронированных поездов - способность к быстрым, до 50 км/ч, переброскам на значительные расстояния и неуязвимость для ружейного и пулеметного огня. Существенными недостатками бронированных поездов являются движение, неизбежно связанное с железнодорожной колеей, и отчасти ограниченность запасов топлива и воды, а также и некоторая затруднительность маскировки. Для охраны пути, рекогносцировок и связи к бронированным поездам иногда придаются броневые дрезины, а также небольшие десантные отряды, перевозимые до места боя бронированного поезда. С бронепоездами можно бороться только артиллерией; средством защиты его от артиллерии служит перемена позиции бронепоезда в бою или в крайнем случае стрельба на ходу.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Бронированный поезд, бронепоезд

Бронированный поезд, бронепоезд